Скачать презентацию РУССКОЕ ИСКУССТВО XV XVII ВЕКОВ Ренессансные Скачать презентацию РУССКОЕ ИСКУССТВО XV XVII ВЕКОВ Ренессансные

Русское искусство 15 -17в..pptx

  • Количество слайдов: 47

РУССКОЕ ИСКУССТВО XV – XVII ВЕКОВ РУССКОЕ ИСКУССТВО XV – XVII ВЕКОВ

Ренессансные тенденции в искусстве при Иване III • В конце XIV в. Москва утвердилась Ренессансные тенденции в искусстве при Иване III • В конце XIV в. Москва утвердилась как политический центр северо-восточной Руси. Московский князь Дмитрий собрал общерусское сопротивление Золотой Орде. • В 1326 г. митрополит Петр, глава русского православия, перенес свою кафедру из Владимира в Москву. В новой резиденции митрополита и вокруг Москвы началось строительство храмов.

 «Москва – третий Рим» • Во второй половине XV века, в годы правления «Москва – третий Рим» • Во второй половине XV века, в годы правления Ивана III, произошло дальнейшее укрепление русского государства. Москва присоединила к себе Ярославское, Ростовское, Рязанское княжества, Новгород, Псков и могучее Тверское княжество. Возникает идея «Москва – третий Рим» . • Москва превратилась в столицу огромного и сильного государства. Иван III был женат на византийской принцессе Софье Палеолог, вслед за которой в Москве появились итальянские художники, архитекторы, оказавшие большое влияние на развитие русской художественной культуры.

Московский Кремль • Лицом русского государства стал Московский Кремль – резиденция великого князя и Московский Кремль • Лицом русского государства стал Московский Кремль – резиденция великого князя и митрополита Московского. • Старый полуразрушенный Кремль, построенный при Дмитрии Донском, нуждался в коренной перестройке. Для этого пригласили миланских инженеров – Антонио Солари, Марко Руффо, Антона Фрязина и других.

Под руководством итальянских архитекторов были возведены башни – Тайницкая, Водовзводная, Спасская, Боровицкая и другие. Под руководством итальянских архитекторов были возведены башни – Тайницкая, Водовзводная, Спасская, Боровицкая и другие.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля. 1491. Вид с южной стороны Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля. 1491. Вид с южной стороны

Шатер, подкупольное пространство Шатер, подкупольное пространство

В 1625 году под руководством Христофора Головея русские кузнецы-часовщики установили часы на Спасской башне. В 1625 году под руководством Христофора Головея русские кузнецы-часовщики установили часы на Спасской башне. Часы имели огромный вращающийся циферблат, разделенный на 17 частей. В дни летнего солнцестояния, когда бывают самые продолжительные дни, часы отбивали 17 раз, а в ночное время — 7 раз. В начале XVIII века Петр I издает указ, по которому вся страна перешла на единый для всей России суточный отсчет времени. Тогда же на Спасской башне были установлены голландские часы с музыкой и 12 -часовым циферблатом. Часы, которые мы видим сейчас на Спасской башне, установлены братьями Бутеноп в 1851— 1852 годах. Они занимают три этажа башни — 7 -й, 8 -й, 9 -й Спасские куранты

Боровицкая (Предтеченская) башня Московского Кремля. 1490 Башня была воздвигнута в 1490 году итальянским зодчим Боровицкая (Предтеченская) башня Московского Кремля. 1490 Башня была воздвигнута в 1490 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари на месте древнейшего въезда в Кремль.

Никольская башня Московского Кремля Никольская башня Московского Кремля

В стародавние времена на Никольской улице находился Никольский греческий монастырь — скорее всего, именно В стародавние времена на Никольской улице находился Никольский греческий монастырь — скорее всего, именно благодаря ему и башня и улица получили свое название.

Водовзводная (Свиблова) башня Московского Кремля. 1488. Водовзводная (Свиблова) башня Московского Кремля. 1488.

Юго-западная угловая башня Московского Кремля играла особо важную роль в системе обороны, прикрывая водный Юго-западная угловая башня Московского Кремля играла особо важную роль в системе обороны, прикрывая водный подступ к крепости.

Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля. 1516. Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля. 1516.

Это единственная сохранившаяся из предмостных башен Московского Кремля. Подобные башни служили мощной защитой крепостных Это единственная сохранившаяся из предмостных башен Московского Кремля. Подобные башни служили мощной защитой крепостных мостов.

Соборная площадь • Соборная площадь – исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Ее ансамбль Соборная площадь • Соборная площадь – исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Ее ансамбль сложился в XV – XVI вв. • Здесь происходили самые важные события в жизни Российского государства: венчание на царство, коронации императоров, встречи с иностранными послами, торжественные шествия в честь церковных праздников, похоронные процессии.

Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти. 1497 Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти. 1497

Успенский собор стал средоточием государственной и церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари, Успенский собор стал средоточием государственной и церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари, провозглашались важные государственные акты, происходили поставление в сан императоров, митрополитов и патриархов, здесь же располагались их гробницы.

Архангельский собор Московского Кремля. Арх. Алевиз Новый. 1505— 1508. Архангельский собор Московского Кремля. Арх. Алевиз Новый. 1505— 1508.

До конца XVII века собор использовался в качестве усыпальницы русских князей. До конца XVII века собор использовался в качестве усыпальницы русских князей.

Благовещенский собор Благовещенский собор

Храмколокольня Ивана Великого Храмколокольня Ивана Великого

Грановитая палата в Московском Кремле. Арх. Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари. 1487— 1491 Грановитая палата в Московском Кремле. Арх. Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари. 1487— 1491

Главный объем палаты – огромный, почти квадратный в плане одностолпный зал (площадь — 459 Главный объем палаты – огромный, почти квадратный в плане одностолпный зал (площадь — 459 кв. м. , высота до верхней точки свода — 9 м. ) перекрыт четырьмя крестовыми сводами. Итальянские зодчие выделили главный, обращенный к площади фасад, облицевав его сверху донизу блоками белого камня, отесанными на четыре грани. Стенопись в палате появилась не ранее второй половины XVI века. После очередного пожара в 1668 году ее возобновляет Симон Ушаков (во время этой работы он составил подробную опись сюжетов).

Шатровое зодчество • Иван III добился объединения русских земель. Но облик государства окончательно сложился Шатровое зодчество • Иван III добился объединения русских земель. Но облик государства окончательно сложился лишь при его внуке Иване IV, Грозном. Все искусство той эпохи было связано с богословием и ориентировано на русскую старину. Это проявилось и в такой своеобразной архитектурной форме, как шатровое зодчество.

Коломенское. Архитектурный ансамбль. XVI-XVII вв. Церковь Вознесения. Храм Вознесения в Коломенском стал родоначальником целого Коломенское. Архитектурный ансамбль. XVI-XVII вв. Церковь Вознесения. Храм Вознесения в Коломенском стал родоначальником целого ряда таких храмов. Это была первая каменная шатровая постройка. Ее основание составляют галереи-гульбища с живописными лестницами. Из этого основания вырастает столп храма. Завершает всю конструкцию шатер, украшенный каменными гирляндами, верх шатра покрыт небольшой главкой с крестом. Шатровые храмы получили признание у русских зодчих и стали возводиться во многих городах и селах.

Покровский собор что (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555— 1561 Храм Покровский собор что (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555— 1561 Храм сооружен в честь покорения Казанского ханства. Для его строительства Иван Грозный пригласил русских архитекторов Барму и Постника Яковлева. Это каменный многопридельный храм (придел – пристройка, где может происходить богослужение). Вокруг центральной шатровой церкви воздвигнуты 8 разных по высоте церквей.

Основу архитектурной композиции Покровского храма составляют девять самостоятельных церквей. Каждая из них была освящена Основу архитектурной композиции Покровского храма составляют девять самостоятельных церквей. Каждая из них была освящена в честь церковного праздника, на который пришлось то или иное событие Казанского похода. Центральный храм посвящен Покрову Богоматери.

Могила Василия Блаженного и роспись галереи Могила Василия Блаженного и роспись галереи

Иконопись • В конце XVI – начале XVII века главной фигурой в живописи Москвы Иконопись • В конце XVI – начале XVII века главной фигурой в живописи Москвы был Дионисий. Он продолжал традиции Рублева в искусстве. • Большое внимание Дионисий уделял внешнему оформлению, его иконы имеют торжественно-праздничный, нарядно-декоративный характер. В них нет изображения страдания.

 • «Распятие» • «Митрополит Алексий с житием» • «Распятие» • «Митрополит Алексий с житием»

Реалистические тенденции • В XVII веке происходят эволюционные процессы в русской живописи. Вырастает интерес Реалистические тенденции • В XVII веке происходят эволюционные процессы в русской живописи. Вырастает интерес художников к окружающему миру, расширяется тематика изображений – появляются светские сюжеты. • Расширяются связи России с Западной Европой. Художники теперь творят с меньшей оглядкой на традиции, они ищут новыt пути в искусстве.

Мастерские оружейной палаты • Огромную роль в развитии русской живописи XVII века сыграли мастерские Мастерские оружейной палаты • Огромную роль в развитии русской живописи XVII века сыграли мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Здесь учились и работали как русские, так и иностранные художники. Признанным главой художественной мастерской стал Симон Ушаков.

Симон Ушаков (1626 – 1686) • Подготовил русскую живопись к переходу на позиции реалистического Симон Ушаков (1626 – 1686) • Подготовил русскую живопись к переходу на позиции реалистического искусства. • В своих иконах Ушаков стремился к созданию реальной пространственной среды, к соблюдению естественных пропорций лица, к объемной форме.

Спас Нерукотворный написан для Троице. Сергиевой Лавры в 1658 году Спас Нерукотворный написан для Троице. Сергиевой Лавры в 1658 году

 «Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского» . 1668 ГТГ «Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского» . 1668 ГТГ

Парсуна • Новые тенденции русской живописи проявились в парсуне (от лат. – личность, лицо) Парсуна • Новые тенденции русской живописи проявились в парсуне (от лат. – личность, лицо) – портрет с натуры.

Алексей Михайлович в «большом наряде» (1682, ГИМ) Алексей Михайлович в «большом наряде» (1682, ГИМ)

Надгробный портрет Скопина. Шуйского (1670 -е, ГТГ) Надгробный портрет Скопина. Шуйского (1670 -е, ГТГ)