рус искусство сер.18века.ppt
- Количество слайдов: 119
Русское искусство середины XVIII века. Живопись Графика Мозаика 11 Арх (б) ОП
Русская живопись середины 18 в. • И. Вишняков • А. Антропов • И. Аргунов • П. Ротари • Г. Гроот
Портрет Елизаветы Петровны 1743 г 255 х 180 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Василия Дарагана 1745 г, Музей искусства и истории, Чернигов, Украина
• И. Вишняков Портрет Сарры Фермор. 1 749 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Портрет Вильгельма Георга Фермора брата Сарры-Элеоноры Фермор 1750 г Государственный Русский музей, Санкт. Петербург
Портрет молодого человека ~1750 г, Львовская картинная галерея, Украина
Портрет М. С. Бегичева 92 x 78. 5 cм музей В. А. Тропинина, Москва
Рождество Богоматери 56. 5 х 77. 5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (из Троицко-Петровского собора)
Портрет Н. И. Тишинина 1755 г, 100. 3 x 82. 3 cм. Рыбинский историко-художественный музей
Портрет К. И. Тишининой 1755 г, 100. 2 x 82 cм. Рыбинский историко-художественный музей
Вознесение 1755 -1756 г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт. Петербург
Портрет С. С. Яковлевой 1756 г Государственный Русский музей, Санкт. Петербург
Портрет М. С. Яковлева 1756 г Государственный Русский музей, Санкт. Петербург
Портрет И. Н. Коцарева 1759 г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Девочка с птичкой Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Ф. Н. Голицына в детстве 1760 г, 119. 3 x 68. 2 cм. Государственная Третьяковская галерея, Москва
А. Антропов П. С. Дрождин А. П. Антропов с сыном, перед портретом жены Государственный Русский музей, Санкт. Петербург
Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли 1750 - 1760 -е гг. , xолст, масло, 73 х62 см Государственный Эрмитаж, Санкт. Петербург
Портрет императрицы Елизаветы Петровны ~1752 -1755 г Портрет императрицы Елизаветы Петровны 1753 -55 г,
Портрет статс-дамы А. М. Измайловой. 1759.
Портрет статс-дамы графини М. А. Румянцевой. 1764.
Портрет статс-дамы А. Л. Апраксиной Копия с П. Ротари конец 1750 ых гг, 61 х49 Государственный музей А. С. Пушкина, Москва
Портрет архиепископа С. Кулябки 1759 -61 г, 102 х 77, 5 cм Государственный Русский музей, Санкт. Петербург
Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощекова 1761 г, Государственный Русский музей, Санкт. Петербург
Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой 1761 г, , 54 х 42 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Ф. Я. Дубянского 1759 -61 г, 99, 5 х 76, 5 cм Государственный Эрмитаж, Санкт. Петербург
Портрет И. И. Шувалова 1760 г, 85 х 70. 5 см Государственный Русский музей, Санкт. Петербург
Портрет императора Петра III 1762. 250 х179 см Государственный Русский музей, Санкт. Петербург
Портрет Екатерины II, 1766
Портрет Екатерины II в профиль 1766 г, холст, масло,
Портрет Екатерины II До 1766 гг, 51 х38 см Государственный музей Эрмитаж, Санкт -Петербург
Портрет Д. И. Бутурлина Портрет А. В. Бутурлиной 1763 г, 60. 9 х 47, 7 см 1763 г, 60. 3 х 47 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет В. В. Фермора 1765 г, Музей Академии художеств, Санкт. Петербург
Портрет Анны Ивановны Колычевой Портрет Петра Андреевича Колычева 1768 г, 64 х 49 см 1767 г, 64. 3 х 50 см Государственный исторический музей, Москва
Портрет архиепископа Гавриила Петрова Портрет тверского архиепископа Платона Левшина 1774 г, 106, 5 х 46, 5 cм 1760 г, Государственный Русский музей, Санкт. Областная картинная галерея, г. Тверь Петербург
Портрет царицы Софьи 1772 г, 51. 5 х 42, 5 см Московский областной краеведческий музей
Портрет Петра I 1772 г, 51. 5 х 42, 5 см Таганрогский художественный музей Портрет Петра I 1770. 268 х159 см Государственный Русский музей, Москва
Пьетро Ротари (1707 -1762)
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны 1761 гг. , Холст, масло, 60 х48 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Ф. Б. Растрелли Вторая половина 1750 -начало 1760 -х, холст, масло, 56 x 47 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Великий и Роксана 1756 г , холст, масло, 243 x 202 см Государственный Эрмитаж, Санкт. Петербург
Девушка в меховой шапке середина XVIII века, xолст, масло. 43, 5 x 34 см Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Крестьянка в белом платке середина XVIII века, xолст, масло. 45 x 34 см Музейзаповедник "ГАТЧИНА"
Девушка в белой повязке, наподобие тюрбана середина XVIII века, xолст, масло. 44, 5 x 34 см Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Христианская мученица середина XVIII века, xолст, масло. 45 x 34 см Музейзаповедник "ГАТЧИНА"
Спящая девушка ~1760, холст, масло, 106 x 84 см Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Портрет девушки в черном шарфе и зеленом пальто с белым мехом середина XVIII века, холст, масло, 45. 1 x 34. 9 см Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США
Девушка, пишущая любовное письмо 1755, холст, масло, 84. 8 x 68. 6 см Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США
Девушка с веером 1756, холст, масло, 83. 8 x 67. 6 см Национальная галерея, Ванкувер, Канада
Портрет Екатерины Петровны Хольстейн-Бек, позже княгини Барятинской середина XVIII века, холст, масло, 55. 9 x 44. 8 см Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США
Девушка в белом чепчике середина XVIII века, xолст, масло. 44 x 34, 5 см Музейзаповедник "ГАТЧИНА"
Сидящая девушка в жёлтом тюрбане середина XVIII века, xолст, масло, 83 x 67 см Музейзаповедник "ГАТЧИНА"
Девушка с белыми цветами в волосах середина XVIII века, xолст, масло. 62, 5 x 55 см Музейзаповедник
Георг Христофор Гроот (1716 -1749)
Портрет имп. Елизаветы Петровны ~1744 г, холст, масло, 161 x 116 см Музейзаповедник "ГАТЧИНА"
Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком 1743, xолст, масло, 85 х 68. 3 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Екатерины Алeксеевны в охотничьем костюме (будущей Екатерины II) 1740 ые гг, Холст, масло, 68. 5 х48 см Государственный художественный музей, Нижний Новгород
Портрет Екатерины Алeксеевны (будущей Екатерины II) 1745, xолст, масло, 105 х85 см Государственный Эрмитаж, Санкт. Петербург
Портрет княгини Александры Куракиной 1753, Холст, масло, 79, 5 х65 см Государственны й Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет князя Бориса Куракина 1748, Холст, масло. Портрет князя Бориса Куракина 78 х62 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Петра Фёдоровича (будущего Петра III) 1753, Холст, масло, 134 х97. 5 см Государственны й Русский музей,
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках (будущей Екатерины II) 1740 -е, xолст, масло, 161 x 117 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет великого князя Петра Федоровича 1743, xолст, масло, 124, 4 х 99, 2 см Государственная Третьяковская галерея, Москва `
Портрет А. Н. Демидова 1745, xолст, масло, 114, 5 х 90 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет генералфельдмаршала князя В. В. Долгорукова До 1746, xолст, масло, 76 х 62, 5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руках 1748, Холст, масло , 64, 5 x 47 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Петрович Аргунов (1727 -1802)
Портрет И. И. Лобанова. Ростовского 1750 г, холст, масло, 89 x 70 см Государственны й Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет княжны Е. А. Лобановой. Ростовской Екатерины Александровны 1754 г, холст, масло, 81. 5 x 62. 5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Н. П. Шереметева в детстве 1750 -е гг, холст, масло, 56, 7 х 47, 5 см. Музей-усадьба «Кусково» , Москва.
Портрет K. A. Хрипуновa 1757 г, холст, масло 73. 5 х 57. 5 см Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва
Портрет Хрипуновой 1757 г, холст, масло 73. 5 х57. 5 Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва
Портрет П. Б. Шереметьева 1760 г, холст, масло, 92 х73. 5 см Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва
Портрет В. А. Шереметьевой (жена П. Б. Шереметьева) Жена ЧЕРКАССКАЯ ВАРВАРА АЛЕКСЕЕВНА (1711 -1767), дочь князя А. М. ЧЕРКАССКОГО, принесла в приданое Останкино, Марьино, Марьину рощу 1760 г, холст, масло, 92 х74 Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва
Портрет B. П. Шереметьевой (младшая дочь П. Б. Шереметьева) до 1768 г, холст, масло, Музей -усадьба Кусково, Москва ВАРВАРА(17591824)-жена графа А. К. РАЗУМОВСКог о
Портрет Екатерины II 1762, холст, масло. 245 х176 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны 1762, холст, масло, 131 x 95 см Копия с гравюры Е. Г. Виноградова (1761, ГТГ), выполненной по оригиналу П. Ротари Музей-усадьба "Кусково", Москва
Портрет калмычки Аннушки 1767 г, холст, масло 93 x 78 Музей-усадьба Кусково, Москва
Портрет Толстой урождённой Лопухиной 1768 г, холст, масло 93 x 78 Киевский музей русского искусства,
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме 1784 г, холст, масло Государственн ая Третьяковская галерея,
Портрет А. А. Лазаревой 1769 г, холст, масло, Музей-усадьба Кусково, Москва
Умирающая Клеопатра 1750, холст, масло, 56, 7 x 42, 5 см Государственна я Третьяковская галерея, Москва
Графика середины XVIII века в России.
Обучение рисунку проходило в: Гравировальной палате Академии наук Канцелярии от строений Шпалерной мануфактуре Сухопутном кадетском корпусе (рисовальные, архитектурные и фортификационные классы)
Русские рисовальщика и граверы: И. Соколов Г. Качалов М. Махаев А. Греков Е. Виноградов Учились у иностранных мастеров таких, как Вортман, Эллигер, Штенглин.
Михаил Иванович Махаев (1717/18 - 1770)
Гравюра Г. Качалова по рисунку М. И. Махаева 1753 год
Проспект вверх по рек Неве от Адмиралтейства и Академии наук к востоку 1761 год
Е. Виноградов по рисунку М. Махаева Проспект старого Зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невой 1759 год
Портрет первого русского солдата Бухвостова
«Невская перспектива» от Адмиралтейства 1753 год
Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны 1750 -е
Третий Зимний дворец в Петербурге. 1750 -53. Тушь, перо, кисть
Вид Большой Немецкой (или Миллионной) улицы от Главной аптеки к Зимнему дворцу. 1751. Тушь, перо, кисть
Зверинец, или Охотничий павильон в Царском Селе. 1754 -55. Тушь, перо, кисть
Петергофский дворец бумага, гравюра резцом, акварель
Иван Алексеевич Соколов (1717 - 1757)
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет Петра III
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Успенский собор в Кремле. Из Коронационного собора XVIIIвека
Фейерверк и иллюминация 1 января 1748 года перед Зимним дворцом
Фейерверк и иллюминация 1 января 1749 года в Москве
Михаил Васильевич Ломоносов. Мозаика.
Ломоносов Михаил Васильевич(8 [19] ноября 1711, деревня Мишанинская — 4 апреля 1765, Санкт-Петербург) — первый русский учёныйестествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, м еталлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Действительный член Академии наук и художеств.
Периоды Богословское образование (1731 -1735) Первый петербургский период Учёба за границей (1736 -1740) Возвращение в Россию Второй петербургский период: v Адъюнкт v Профессор v Коллежский советник
Научная деятельность Естествознание Молекулярно-кинетическая теория тепла Физическая химия Наука о стекле Астрономия, оптомеханика и приборостроение Теория электричества и метеорология Твёрдая ртуть Прототип вертолёта География и навигация Вклад в развитие риторики, Грамматика и теория стиля, Поэтическая теория и практика, История, Педагогические идеи Литература и искусство
Мозаики Ломоносова часть деятельности учёного, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле, здесь — прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия — варке, так называемого глухого стекла, смальт — удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, — создания разнообразных мозаичных произведений — в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей — от утилитарных объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера) до самостоятельных произведений изобразительного искусства — «мозаичных картин» и монументальных панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства.
Нерукотворный спас, 1753 Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста по исполнению Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление
Портрет Петра I, 1754 г. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Техника набора, изобретенная Ломоносовым. Портрет Петра I отличают высокие художественные достоинства. Глубоко и проникновенно воплощен образ человека неукротимой энергии и творческого порыва. Выразительно лицо, набранное из розоватых и светлокоричневых смальт разнообразных оттенков. Вороненые латы, муаровая лента ордена Андрея Первозванного, галстук и горностаевый мех мантии блестяще переданы яркими, многоцветными смальтами.
М. Ломоносов. «Полтавская баталия» . Смальта. 1761– 1765.
Полтавская баталия Самая большая мозаичная картина ломоносовской мастерской украшает ныне верхний вестибюль здания Академии наук в Ленинграде. Это единственное осуществленное произведение из грандиозного проекта памятника Петру I. В 1758 году Ломоносов представил на конкурс, устроенный Сенатом, проект украшения интерьера Петропавловского собора, где был захоронен Петр I. Предполагалось создать 17 мозаик с изображениями наиболее существенных эпизодов деятельности Петра и аллегорические сцены. Ученый придавал проекту большое патриотическое значение
Апостол Петр, 1761 Александр Невский
Портер Елизаветы Петровны должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым. . . "". . . Сам он не решился делать картон для столь ответственного заказа, даже точно не был ещё намечен оригинал в масляной живописи "". . . Императрица на нём была изображена в рост. . . Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто - коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй.
Граф Шувалов Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея. . . "". . . Интересно, что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру. . . "
Князь Петр Федорович Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленоватокоричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным. . . "
Бог Отец 1756 -1757. Мозаика, смальта. ГИМ. Композиция мозаики представляет свободную переработку композиции гравюры М. А. Питтери по оригиналу Д. Пьяцетты. Относится к ранним работам старших учеников мозаичного набора мастерской М. В. Ломоносова - Матвея Васильева и Ефима Мельникова, взятых возглавлявшегося И. Э. Гриммелем.