Русский изложение.pptx
- Количество слайдов: 16
Русский язык. Изложение. Традиционная форма.
Текст 10. Легенды. Легенда об Уральских горах В далёкие времена обитал в этих местах каменный народ. Все у них было каменным: руки и ноги, голова и тело. И никто не мог сравниться с каменными людьми силой, и не знали они неудач на охоте и поражений в бою. Но и сердце у этих людей было каменным, а потому не знало оно любви.
Правили этим народом семь братьев великанов, которые жили в хрустальном замке. Однажды, приехал в эту страну чужеземец с непривычным для уха каменных людей именем Мань-Пупы-Ньер. Остановился он в замке братьев великанов и вечером, за трапезой, устроенной в его честь, вышла к гостям сестра братьев красавица Аэлита. Влюбился чужеземец в красавицу, и столь сильна была его любовь, что растопил он каменное сердце девушки, и она первой из людей племени узнала, что такое любовь. Ночью Аэлита вывела гостя из замка братьев, и усевшись на самых быстрых коней, что были в замке, они бежали из страны каменных людей.
Утром братья бросились в погоню, но, не зная, куда скачут беглецы, не смогли догнать их. И тогда повелели они людям племени подняться на вершины всех гор и указывать им путь, по которому следуют беглецы. Долго длилась эта погоня. Братья, меняли лошадей и, наконец, нагнали беглецов на вершине одной из гор, далеко на севере. Видит Мань-Пупы-Ньер, что спастись бегством уже не удастся, и вступил он в бой с братьями, но что мог сделать он, простой человек, против каменных великанов. И вот сражённый одним из братьев падает возлюбленный Аэлиты, и проклинает она братьев и весь каменный народ, и молит богов отомстить за любимого. И отнимают боги у бездушных каменных людей жизнь.
С тех пор на вершинах Урала стоят скалы-останцы - тела каменных людей. На горе, которая так и называется Мань. Пупы-Ньер, застыли семь великанов братьев. В замок ударила молния, и горный хрусталь разлетелся по всему Уралу. А по миру скачет неутешная в своем горе Аэлита и там где она проскачет к людям приходит любовь.
Легенда озера Иткуль.
Cтародавние времена в одном рыбном озере жил страшный и сильный Хозяин воды, который не любил, когда люди ловили у него в закромах рыбу. Часто выплывал наверх, хватал всех, кто был на берегу и уносил к себе в глубокий омут. Люди боялись его, пытались задобрить, бросая в воду дорогие подарки. Но водный дух был неумолим.
И тогда пригласили могучего богатыря Иту, чтобы защитил он их от нападок Хозяина воды. Богатырь приехал на озеро и стал спускать большую сеть. Услышав шум, водный дух рассердился и решил наказать смелого богатыря — и рыбы не дать, и в омут затащить. Да не тут то было! Смелым и сильным оказался богатырь, не дался в руки Хозяину воды. Сцепились они в схватке, подставил ногу Ита, упал водный дух, но не счел себя проигравшим.
Договорились они трижды провести богатырскую схватку, но Ита решил схитрить и заслал «своего младшего брата» — медведя. Встал зверь на задние лапы и стал бороться с духом. Долго они друг у друга силу пытали, и в том месте, где топтались — болото сделалось. Но и эту схватку проиграл Хозяин воды. Ита предложил ему попытать силу со «старшим братом» — тигром. Сам сходил к тигру, рыбу принес и обо всем рассказал. Согласился зверь, только просил, чтобы смог он за эту службу в озере рыбу вволю ловить.
И вот снова водный дух выплыл на битву, а тут на него тигр как прыгнет! Кинулся в озеро, спрятаться захотел. Да куда там! Прекрасно плавает и ныряет тигр, и в воде не выпустил Хозяина воды. Света белого невзвидел водный дух, выбежал на берег и признался в своем поражении. С тех пор люди смогли в озере безнаказанно рыбу ловить, а водный дух спрятался в самом глубоком омуте. Заполз под тяжелый камень и решил подольше на свет не вылезать, теперь боится худое делать. А люди в честь богатыря прозвали озеро его именем — Ита-куль — озеро Ита. Вот только дружбы с тигром у витязя не получилось. Не смог зверь, как было договорено, безнаказанно рыбой лакомиться. Обиделся и ушел.
ТЕКСТ 11. Впечатление о картине из Третьяковской галереи. Русская живопись Огромная коллекция Музей национального искусства Третьяковская галерея Историческая картина Неожиданные ассоциации (ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. ) Светотень и колорит Масляные краски Приготовил этюдник (Этюдник – специальный плоский ящик с принадлежностями для живописи, рисования и местом для помещения этюда. Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения. )
Вельможные меценаты Трудные слова вельможа – знатный, богатый меценат – богатый покровитель наук и искусств Бескорыстная любовь бескорыстный – чуждый корысти корысть – выгода, материальная польза Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию Тщеславный – любящий славу, выставляющий свои достоинства напоказ
Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям Передвижники – передовой, демократически настроенный художник – реалист второй половины 19 века, участник передвижных выставок Место паломничества паломничество – путешествие с целью ознакомления с какими – нибудь достопримечательностями шедевры живописи шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы.
Саврасов «Грачи прилетели» Картина Саврасова “Грачи прилетели” знакома нам с детства. Перед нами предстаёт неброский пейзаж обычного русского села. Серенький весенний день. Мы видим старую церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов; на переднем плане несколько неказистых тонких берез. На них вьют гнезда прилетевшие грачи. Здесь все просто и знакомо. По-весеннему чист и прозрачен воздух. Снег стал совсем рыхлым, появились проталины. Художник не использует ярких красок. Саврасов удивительно точно передал наступление весну, ее не только видишь, но и слышишь и чувствуешь.