История Руской Рок музыки.pptx
- Количество слайдов: 32
Русский рок — это рок-музыка из России с текстом песен на русском языке. Выделяет собой основную характерную черту исполнения рокмузыки. Так называемую — славянскую манеру исполнения. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западной, музыки.
Рок в СССР появился в 60 -е. К середине 60 -х в Москве и Ленинграде сформировались первые битгруппы, исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Среди самых ранних групп были «Сокол» , «Скифы» , «Cкоморохи» и «Славяне» (группы Александра Градского). Одновременно с широким распространением битломании, практически в каждой школе создавалась своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 70 -х ( «Рубиновая атака» , «Удачное приобретение» , «Машина времени» ). После завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Но и после распада большинства самых известных команд 60 -х и выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться. В 1972 году московская группа «Оловянные Солдатики» записала магнитоальбом «Рассуждения» . Также «Оловянные солдатики» записали песню для мультфильма «Ну, погоди!» — «У попа была собака» ).
В 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство. Популярными становятся Наутилус Помпилиус, Зоопарк и Бригада С. Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 80 -х оформился ряд центров советского рокдвижения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока — Москва, Ленинград (Санкт. Петербург) и Свердловск (Екатеринбург
Ленинград (Санкт-Петербург). В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рокклуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Пикник» (Эдмунд Шклярский), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Секрет» (Максим Леонидов, Николай Фоменко), «Мифы» (Геннадий Барихновский), «Санкт-Петербург» (Владимир Рекшан), «НОМ» (Андрей и Сергей Кагадеевы), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Объект насмешек» (Александр «Рикошет» Аксёнов), «Бригадный подряд» (Николай Михайлов). Особо культовый статус среди поклонников получили группы «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (Константин Кинчев), «Аукц. Ыон» (Леонид Фёдоров) и «ДДТ» (образовалась в 1980 году в Уфе, Юрий Шевчук). Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друга.
Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60 -х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства — литературе, театру и кинематографу. Встречались и металлические группы: «Август» , «Фронт» , «Союз» .
Конец 80 -х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов. С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта. В России впервые услышали о группе «Агата Кристи» , игравшей психоделический пост-панк с элементами готик-рока, в начале 1990 -х годов это был самый популярный рокколлектив в России. Также появились проекты, такие как «Смысловые галлюцинации» , «Ва-Банк. Ъ» , инструментальный ансамбль «Ноль» и рок-н -ролл группа «Ногу свело!» , песня которой «Хару Мамбуру» отразила культуру 90 -х и стала мегахитом и даже шлягером.
По звучанию русский рок к середине 90 -х (примерно с 1993 года) снова приблизился к мировой музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 90 -х и 2000 -х иногда характеризуют как «рокапопс» (намек на британский жанр «бритпоп» ), наиболее ярким представителем которого является основанная во Владивостоке группа «Мумий Тролль» .
Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рокмузыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90 -х и 2000 -х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио» , телеканал «О 2 ТВ» , «Радио Максимум» , журнал «Fuzz» и другие. С 2000 года постепенно набирает обороты развитие русского блюзового и блюзрокового направления в музыке. Особенностью его является сохранение традиций и привнесение русских особенностей в исполнительские тенденции. Важным элементом являются глубокие и порой философские тексты. Явлением в русском блюзе стали такие группы как «Юкон» , «Дорога на Миссисипи» , «Блюз Анклав» , «Бабушкины сказки» .
В середине 2001 года компания Grand переиздаёт на пятнадцати компакт-дисках ранее вышедшие альбомы, причём каждый альбом дополняется редкими бонустреками. В середине октября 2001 «ДДТ» приступили к репетициям новой программы и записи нового альбома с ориентировочным названием «Единочество» . 3 декабря 2001 года состоялась Питерская премьера «Единочества» в СК «Юбилейном» и собрала, по разным оценкам, от шести до семи тысяч зрителей. На концерте, длившемся более двух часов, были исполнены как новые песни из альбома «Единочество» , так и хиты прошлых лет.
Отношения СМИ к рок-музыке (1985 -2005 гг) Проблема отражения рок-музыки в отечественных СМИ разного времени актуальна не столько с позиций музыкальной журналистики, сколько с точки зрения социологии музыки. Ведь во взаимоотношениях “СМИ – рок” именно рок выступает объектом воздействия. И моя цель – проследить изменение отношения отечественных СМИ к рок-музыке на протяжении 20 лет: с 1985 по 2005 гг. Задачи: 1. выявить отличительные черты каждого из трех выделенных мною периодов: середины - конца 80 -х, начала - середины 90 х, конца 90 -х нашего времени. 2. показать перекосы в оценке рок-музыки средствами массовой информации. В отечественной практике, начиная с раннего перестроечного периода, в печати стали появляться статьи и книги на тему рок-музыки. До середины 80 х гг. XX в. правительство, а, соответственно, и СМИ, предпочитали просто молчать о роке. Аргумент был прост: не привлекай к проблеме внимание масс, и она исчезнет сама собой.
С наступлением перестройки появилась так называемая гласность, и молчание сменилось жесткой критикой рок-музыки как антисоветского явления. Т. е. , на рок обратили внимание, но только с его социальной, внемузыкальной стороны. Ругали, в основном, бунтарскую направленность текстов и внешний вид слушателей и исполнителей. Хиппи, панков и металлистов показывали или преступниками, или психически ненормальными. С конца 80 -х гг. появилось два отношения СМИ к рок-музыки: "однозначно хорошо" и "однозначно плохо". Государственным руководителям было не до цензуры – Советский Союз разваливался на глазах. В начале – середине девяностых годов появляются первые отечественные журналы о рок-музыке: "Rock City", переводной "Classic Rock"… Наступает время анализа жанров рок-музыки. Печатаются подробные дискографии отечественных и зарубежных рок-групп. Конец 90 -х – начало XXI в. породили издания, специализированные по разным стилям рок-музыки: "Dark City", "Necronomecon ", "Metal Hammer". В них уделяется больше внимания музыкальной части, нежели идейной. Но по своему качеству они еще отстают от зарубежных изданий – информация запаздывает и наблюдается некоторая путаница в стилях. Рассмотрим эти этапы поподробнее. СЕРЕДИНА – КОНЕЦ 80 х гг.
НАЧАЛО - СЕРЕДИНА 90 -х В поздние годы перестройки было издано несколько книг по истории советской рокмузыки - в частности: Артем Троицкий - "Рок в Союзе: 60 -е, 70 -е, 80 -е. . . ", Евгений Федоров "Рок в нескольких лицах". О роке заговорили свободно, но излишне восторженно: "Те, кому было что сказать, не боялись теперь говорить откровенно. Рокеры были одними из первых, кто это сделал, не дожидаясь указаний и прямых разрешений". Появляются первые российские журналы о рок-музыке: "Rock City", переводной "Classic Rock". В "Rock City" идет культурно-просветительская работа: дается краткая характеристика различным стилям рока, печатаются дискографии и истории развития наиболее популярных рок-групп, берутся интервью у зарубежных и отечественных музыкантов. И, что немаловажно, рецензируются работы начинающих коллективов. В рубрике "Demo Zone" оцениваются демо-записи зарубежных и русских рок-групп. Вот рецензия на альбом итальянской хард-рок группы "Auhra". "История итальянской хард-роковой команды началась весьма стандартно – пару лет они исполняли каверы чужих песен в пабах, пока не сочинили немного своего материала. Тут группе улыбнулась судьба, и они выиграли на одном из конкурсов рок – самодеятельности главный приз – целых три дня в одной из профессиональных звукозаписывающих студий Италии. Результатом их трудов стали четыре великолепных композиции длительностью почти 30 минут. Описать их музыку не так-то просто – они не придерживаются какого то определенного стиля, но напомнили мне некоторую смесь Doro, Nightwish, Blackmore's Night. Красивый голос вокалистки Стефани в сочетании с хард-роком, прогрессивом и даже фольклорными элементами покорил меня сразу же. Надеюсь, что дебютный лонгплей Auhra, выход которого намечен на начало следующего года, будет не слабее этого демо. "
КОНЕЦ 90 -х – НАШЕ ВРЕМЯ В конце 90 -х появляются журналы, специализирующиеся по определенным стилям рока. В России большее распространение получают журналы о тяжелой рок-музыке: "Dark City " ("потяжелевший" "Rock City") "Metal. Agen" , "Necronomicon", "Terrorizer" и переводные аналоги зарубежных журналов, такие, как "Metal Hammer". Издания специализированные, рассчитанные на определенный круг читателей. В связи с этим журналистам приходится "держать марку" – оценивать любое явление рок-музыки объективно, т. к. читатель разбирается в теме не хуже. Рок оценивается больше как жанр музыки, нежели социальное явление. В большинстве статей о рок-группах сначала идет речь о стиле, в котором они играют, и лишь потом об идеях, тематике текстов. Один из главных минусов подобных изданий: за месяц-два - а такова периодичность выхода рокжурналов – информация успевает устареть. Интересная черта журнала "Dark City" – наличие рубрики "Почта D. C. " В ней читатели имеют право публиковать короткие объявления, послания и даже свои фотографии и рисунки. Там же проводится конкурс "Мисс и Мистер Dark City". В этой рубрике часто встречаются такие объявления: "Продам фирменные CD, а так же рок-журналы, гитарный процессор", "Нужны любые материалы о группе HIM" или просто "Гот ищет единомышленников". (Почта DC. Dark City. № 29. 2005).
«Котуйская история» — первый в истории отечественной музыки аудиосериал с участием группы «Рок-острова» и Ани Воробей. Состоит из пяти тематических альбомов, объединенных одним сюжетом. Альбомы, включенные в сериал выпускались в период с 2001 по 2003 года. В 2001 году лидеру группы «Рок-острова» Владимиру Захарову, поступило предложение от «Союз Продакшн» сделать аранжировки к проекту «Котуйская история» , с которого должна была начаться раскрутка Ани Воробей. Впоследствии Захаров стал исполнителем мужского вокала. Изначально планировалось выпустить только один альбом, но после выхода части «Ворона» в «Союз Продакшн» стали приходить письма с просьбой рассказать, что было дальше — в итоге в дополнение к первому было выпущено ещё четыре альбома. Эта история — о самоотверженной, всепобеждающей любви заключённого по кличке Змей и молодой красивой девушки по прозвищу Ворона. Сценарий — сама жизнь.
В 2003 году был выпущен второй аудиосериал «Котуйская история-2. Непрощенные» , рассказывающий предысторию главных героев (о детстве и юности главных героев «Котуйской истории» , обо всём, что предшествовало встрече в лагере, описанной в первой части-серии «Ворона» ). 1960 -ые годы, Москва. Филёвский район. В то время в этом месте цвели сады и было много послевоенных бараков. Место называлось Юный городок. Улицы Чёрная и Красная. Чёрная улица целиком была бандитской. На Красной жили семьи демобилизовавшихся после войны военнослужащих. В этих местах прошло детство Лёхи. Его отец побывал в сталинских лагерях, кровью смыл в штрафбате вину и по несправедливости тех лет был отправлен на зону. Лёха с детства испытал на себе жестокое чувство несправедливости.
Торрент Чайф - Дискография Чайф — российская рок-группа, образованная Владимиром Шахриным, Олегом Решетниковым и Вадимом Кукушкиным в 1983 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1975 году девятиклассники средней школы № 36 Свердловска — Владимир Шахрин, Сергей Денисов и Андрей Халтурин — образовали группу «Пятна» . В 10 -м классе к ним присоединился новичок школы — Владимир Бегунов. Группа играла на танцах репертуар, состоявший преимущественно из песен Creedence, Т. Rex и Rolling Stones. По окончании школы весь ансамбль поступил в Свердловский строительный Начались репетиции и первые техникум. записи на два микрофона и В 1983 году мечтавшие о собственной рок-группе бытовой магнитофон в выбитой 17 -летние Вадим Кукушкин и Олег Решетников Шахриным комнате в Доме познакомились с уже окончившим техникум и культуры строителей им. отслужившим в армии Шахриным и уговорили его Горького. После совместного присоединиться к ним с целью создания группы. посещения концерта Майка и К этому времени Шахрин начал писать собственные Цоя к ещё несуществующей песни, знакомство с творчеством Аквариума и группе присоединился Бегунов. Майка окончательно подтолкнуло его к исполнению рок-н-роллa по-русски.
В 1984 году записан магнитоальбом «Верх-Исетский пруд» , не входящий в официальную дискографию группы в связи с явным любительским качеством исполнения и записи. Группа в составе Шахрин-Бегунов-Решетников (Кукушкин призван в армию) несколько раз выступала в ДК МЖК, запись одного из концертов попала к журналисту, писателю и энтузиасту рок-н-ролла Андрею Матвееву, который был до такой степени потрясён услышанным, что прозвал Шахрина уральским Бобом Диланом. Матвеев пригласил Шахрина поучаствовать в сейшне в ДК завода им. Воровского 4 января 1985 года, посвящённом дню рождения Михаила Перова, гитариста группы «Трек» . На этом мероприятии Шахрин познакомился с ведущими свердловскими рок-музыкантами. Весной-летом 1985 года группа записала два акустических магнитоальбома, объединнёных несколько позднее в «Жизнь в розовом дыму» . В 1986 году группа выступает на первом свердловском фестивале, где утверждается среди музыкантов и приходится по вкусу публике. Имя «Чайф» становится известным в Свердловске, где попадает в список «запрещённых» групп и в статью «Ждём новых песен» в газете «Свердловский строитель» . Альбом, отправленный по каналам музыкального самиздата в Москву, начинает приносить популярность и за пределами города. В 1987 году группа во второй раз становится лауреатом свердловского рокфестиваля, и начинает развивать деятельность по Союзу, для начала съездив на фестиваль в Ригу и завоевав там Приз Зрительских Симпатий, далее принимает участие в ежегодном рок-фестивале «Литуаника-88» ), и получает народное признание за свои сильные и душевные песни. Далее успех идет по нарастающей.
Облачный край. Известность пришла к "Облачному краю" первой и доныне наиболее яркой звезде архангельской самодеятельной рок-сцены в середине 80 -х годов - в эпоху максимального расцвета "магнитофонного самиздата". В то время запреты на выступления побудили рокмузыкантов обратиться к звукозаписи как к единственному способу донести свои мысли до максимально большего числа людей. Пленки и кассеты с записями циркулировали по всей стране, связывая между собой музыкантов и слушателей в разных городах. Не последнюю роль в этом процессе сыграли музыканты из Архангельска: созданная "Облачным Краем" за сравнительно короткий промежуток времени серия магнитофонных альбомов была свидетельством не только несомненного музыкального дарования участников группы, но и изобретательности, с которой они в полукустарных условиях ухитрялись добиваться вполне профессионального звучания. Ядро группы - Сергей Богаев (гитара), Николай Лысковский (клавишные) и Олег Рауткин (вокал) - сформировалось еще в конце 70 -х годов, однако нынешнее название и узнаваемая исполнительская манера появились лишь в 1982, когда "Облачный край" выступил на областном конкурсе советской песни с собственным хардроковым номером. Его зарыли в шар земной и получили резко отрицательные отклики официозного жюри.
В том же году "Облачный край", решив больше не рисковать, выступая живьем, начал оборудовать собственную студию, на которой один за другим записал три альбома, ставшие известными далеко за пределами Архангельска. В 1983 -84 появились еще два студийных цикла "Художественная самодеятельность" и "Вершина идиотизма". Они упрочили популярность группы и, что не менее важно, привлекли к творчеству "Облачного края" внимание знаменитого ленинградского звукорежиссера Андрея Тропилло. Летом 1984 он пригласил Богаева на свою студию, где тот, используя многоканальный магнитофон, с помощью барабанщика Евгения Губермана (в то время - "Зоопарк") записал свой самый известный альбом "Ублюжья доля". На следующий год группа - уже в полном составе - записала в Ленинграде еще один альбом.
В 1986 "Облачный край" - под вполне прозрачным псевдонимом "о'кей" - был принят в Ленинградский рок-клуб и попытался выступить на очередном фестивале, однако тексты Богаева - резкие, язвительные, полные острой критики в адрес бюрократии и власти предержащих - оказались "непроходимыми". А уже через полгода ситуация резко изменилась. В Архангельске открылся Рок-клуб, и группа стала главным героем состоявшегося после длительного перерыва рок-фестиваля. По сути дела, это был первый концерт группы за всю историю ее существования! На сцене неизменную троицу дополнили басгитарист "СВ. ЛУИЗЫ" Андрей Ильичев и временно пересевший за барабаны певец "Аутодафе" Дмитрий Леонтьев. Тем же составом "Облачный край" выехал на гастроли в Ленинград и дал два концерта вместе с "Алисой" в зале Дворца молодежи, а в сентябре вызвал овации на фестивале "Подольск-87". Ильичева сменил еще один музыкант "Аутодафе" Андрей Лукин; летом 1989 из "Аутодафе" пришел и барабанщик Юрий Кораблев.
В 1988 -89 "Облачный край" большую часть времени проводил, репетируя новый материал. Итогом этого периода стал альбом, записанный группой весной 1990 в Ленинграде на фирме "Мелодия". Многие песни группы к настоящему времени стали классикой тяжелой российской музыки. Довольно мелодичный хард-рок сочетается в «Облачном крае» с язвительными, хлёсткими, полными критики в адрес правительства текстами. Широкую известность группа приобретает в середине 80 -х, благодаря распространению самиздатовских альбомов. Стоит отметить, что качество этих записей было сравнительно высоко для самиздата того времени, однако объясняется это не наличием дорогой аппаратуры, а огромным количеством времени, потраченным Сергеем Богаевым — одним из основателей группы — на создание уникальных самодельных приборов для записи звука. Группа выступала на рок-фестивалях в Архангельске, Санкт-Петербурге, Москве, приняла участие в фестивале «Подольск-87» , выступление на всесоюзном фестивале «Рокпанорама-87» было прекращено властями.
Алиса. Ноябрь 1983 года считается датой основания группы. В то время музыканты «Демокритова колодца» и «Хрустального шара» во главе со Святославом «Алисой» Задерием организовали новый коллектив. Названием новой группы стало прозвище Славы. В первое время своего существования ребята в основном выступала в питерских рок – клубах. Состав коллектива на тот момент: Святослав Задерий (бас, вокал), Андрей Шаталин (гитара), Павел Кондратенко (клавишные), Михаил Нефёдов (ударные), Борисов (вокал, саксафон).
Зимой 1984 года в студии Выборгского ДК был записан первый альбом «Кривозеркалье» и дано несколько концертов. О ребятах заговорили в узких кругах. Это был первый небольшой, но всё же успех. Всё изменилось в феврале 1985 года, после того как Святослав Задерий пригласил в коллектив москвича Константина Кинчева (настоящая фамилия Панфилов, Кинчев это фамилия деда), уже в марте «Алиса» стала лауреатом 3 -го фестиваля Ленинградского рок – клуба за песни «Мы вместе» и «Моё поколение» , написанные Кинчевым. Немного позже в студии Ленинградского рок – клуба вышел альбом «Энергия» , а следом за ним фирма «Мелодия» выпустила пластинку с одноимённым названием. Тираж диска превысил 1000000 экземпляров и это был первый случай, когда «Мелодия» записала русский рок. В этом же году из коллектива уходит гитарист Андрей Шаталин, его место занимает Петя Самойлов. В группе началось противостояние между Константином Кинчевым и Святославом, Костя, имея все задатки вождя, придя в коллектив, показал несговорчивость, а местами даже строптивость. В группе образовалось два лидера. Разрешил конфликт Святослав. Осенью 1986 года после концерта, сказав остальным «Подождите, я сейчас…» , исчез. Появился он только через несколько месяцев, правда, вскоре снова исчез. Лидером стал Кинчев.
В 1987 году на экраны вышел фильм «Взломщик» (режиссер Валерий Огородников), в которой Кинчев сыграл роль второго плана (брат главного героя). В этот же год вышел альбом «Блок. АДА» , ставший основой для концертной программы. Альбом получился заметно тяжелее «Энергии» и гораздо более цельным и продуманным, хотя записали «Алисовцы» его за три дня. Летом 1988 года «Алиса» отыграла выступление на рок – концерте в Киеве, в котором так же принимали участие «ДДТ» , «Чёрный кофе» , Ольга Кормухина и «Наутилус Помпилиус» . А в 1989 году ребята поехали в США с концертной программой «Красная волна» . Выходит альбом «Шестой лесничий» . В 1991 году Константин получил музыкальную премию «Овация» в номинации «Лучший рок – певец» . Записывается альбом – концертник «Шабаш» - самый «живой» альбом, по мнению музыкантов. После выхода альбома Кинчеву приходит в голову идея создания фан – клуба «Армия Алиса» . В 1991 -92 годах вышла газета «Шабаш» , а на «Русском радио» выходит в эфир еженедельная часовая программа «Армия Алиса» . Газета и радиопрограмма просуществовали очень недолго, но сам фан – клуб, претерпев структурные изменения, существует и поныне.
В 1992 году Константин Кинчев принял православие. С этого времени тема Бога и веры стала занимать нарастающее место в его творчестве. На студии ВПТО «Видеофильм» в 1993 году был записан последний виниловый альбом «Для тех, кто свалился с луны» . В этом же году «Алиса» приступила к работе над новым альбомом, который назвали «Чёрная метка» . С программой «Чёрная метка» ребята совершили большое турне по стране – от Петербурга до Владивостока. После турне началась работа над новой программой «Jazz» , альбом к которой был записан в 1995 году. В этом же году ребята участвуют в концерте «Музыканты Храму Христа Спасителя» .
Юрий Шевчук три часа пел о войне и мире Это выступление не было запланировано заранее. Лидер "ДДТ" начал готовиться к нему сразу после посещения разрушенного Цхинвала. И как признался за несколько часов до начала концерта обозревателю "РГ" сам Юрий Шевчук: "Многие российские рокгруппы тоже хотели спеть, но пришлось отказывать им - иначе бы мы закончили концерт "Не стреляй!" глубоко за полночь, если не под утро. . . " Для столь масштабного, искреннего и благородного по своим задачам и идеям концерта "ДДТ" даже специально смонтировали убедительный видеоряд. В аккомпанемент звучащим со сцены песням на экран проецировались жесткие кадры антивоенной тематики. "Не стреляй!" - песня-лейтмотив, давшая названиепризыв этому концерту, была написана Юрием Шевчуком еще в 1980 году. И группа "ДДТ" не исполняла ее на концертах уже лет 15 -20. . .
Российская газета: Вы пели в подвергнутом американским бомбардировкам сербском Белграде, во время боевых действий в Чечне ездили туда с гитарой - пели для солдат, просто перемещаясь от костра к костру, от роты к роте. . . А сейчас этот программный концерт "Не стреляй!" в "Олимпийском". . . Юрий Шевчук: Да, мы говорим: "не стреляй", поскольку - хватит войн! Хватит межэтнических конфликтов. Того, чтобы политики со своей стороны сделали все возможное для того, чтобы не было войн, пока не произошло. И ситуацию вокруг Южной Осетии и Абхазии погасить политическими методами, увы, еще не удалось. . . Я не политик, я - музыкант и гражданин своей страны. И имею право выразить свое мнение. Проливается кровь: это страшно. Я сам там был, в Цхинвале, специально ездил смотреть на всю эту трагедию, разговаривал с живущими там людьми, с солдатами и офицерами, которым пришлось участвовать в конфликте. После чего мы и придумали этот концерт, создали его примерно за месяц. Пригласили разных музыкантов. Из Грузии - оркестр Нино Катамадзе, прекрасной грузинской певицы. А еще осетинский вокально-хореографический ансамбль "Иристон". Приехали выступить и ребята из Украины - они очень хотели спеть и сказать, что любят Россию и никогда воевать не собираются. . . Всего приехало около 50 музыкантов.
Очень немалое количество, прямо скажем. . . Многие российские певцы и группы тоже просились. Звонили - предлагали свое бесплатное участие. В общей сложности команд 20 -30 с удовольствием выступили бы. Но мне пришлось извиняться: на всех просто не хватило бы времени. Тем более что "Не стреляй!" мы изначально позиционировали все -таки как концерт "ДДТ". Полновесный и полнокровный - с нашими старыми песнями и с новыми - теми, которые недавно написали и еще не исполняли на большой аудитории. РГ: Наверное, вспоминать старые хиты в этой ситуации было не очень приятно? Шевчук: Да. Вот я как раз сегодня сидел и думал: как странна наша жизнь! Песню "Не стреляй!" я написал в 1980 году, когда мой друг-одноклассник привез первые гробы из Афганистана. Мы тогда всю ночь просидели за разговорами о том, какая драка там идет, о людях, войне. . . И наутро сложилась эта песня "Не стреляй!", за которую я в свое время очень сильно получил по башке: меня вызывали и в обком партии, и в КГБ. Мне говорили: "Какое право вы имеете ее петь, когда наша страна выполняет интернациональный долг? !" А у меня была своя правда, я говорил: "А я так думаю!" Сейчас другие времена, моя сверхзадача: на нынешний концерт пришла молодежь, 1517 -летние парни и девушки. И я хотел рассказать о добре и зле, чтобы они задумались. Мне кажется, главное - именно то, чтобы вся молодежь крепко задумалась. Чтобы она училась размышлять и понимала ситуацию в мире. Ведь когда человек понимает то, что происходит в жизни, у него уже меньше страха, меньше равнодушия. . . Очень много у нас сейчас равнодушия, люди думают только о себе самих. . .
Давайте будем урегулировать конфликты и строить жизнь так, чтобы она была уважаема всеми. Сделаем так, чтобы нам здесь все завидовали. И тогда все к нам сразу сами придут, даже те, от кого мы не ожидали. . . РГ: Вражда, возможный антагонизм между народами - как с этим-то быть? Шевчук: Умные люди должны понимать: воспитывать на этом нельзя - тогда это уже не патриотизм, а шовинизм и ксенофобия. Патриотизм - это, напротив, добро и уважение. А эти люди - с "холодной войной" в башке - опять хотят добавить нам проблем, затягивают в них. . . РГ: Планируете ли вы в этой связи, может быть, уже и международный тур "Не стреляй!"? Шевчук: Пока таких планов не было, мы думали только об этом первом концерте "Не стреляй!", дальше видно будет.
Литература: 1) http: //anabaena. ru/publ/rock_news/otnoshenija_smi_k_rok_muzyke_1985_2005 gg/4 -1 -0 -13 2) http: //azmus. ru/shanson/22358 -anya-vorobej-i-grrok-ostrova-kotujskayaistoriya. html 3) http: //www. seedoff. net/torrent/7531 -chayf-diskografiya 4)http: //kreativnenko. ru/2010/11/01/oblachnyj-kraj-istoriya-otechestvennoj-rokmuzyki. html 5) http: //rokmyzika. ru/archives/tag/алиса 6) http: //www. rg. ru/2008/09/25/shevchuk. html