Русский портрет XVIII века.ppt
- Количество слайдов: 21
Русский портрет XVIII века.
• Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века.
• Человек во всей его трепетной жизненности - вот что одно волнует и занимает художника, то как образец гражданских добродетелей, то сам по себе, самоценна личность человека, она достойна всяческого уважения, внимания и восхищения. Эта человечность чувств и самосознания личности проступает уже у Матвеева в «Автопортрете с женой» и становится отличительной чертой русского портрета в творчестве Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского.
• Ф. С. Рокотов (1735 или 1736 - 1808) родился в Воронцове под Москвой, где находилась усадьба князя П. И. Репнина, в шести километрах от Калужской заставы; происходил он, видимо, из крестьян, но по всему рано проявил выдающиеся способности к рисованию и получил возможность овладеть ремеслом живописца еще в Москве.
Петр III
• Екатерина II
• Портрет неизвестной в розовом платье» , написанный в 1770 -х годах, особенно примечателен. Открытость человека к другому и миру предполагает интимность, затаенное внимание и интерес, возможно, где-то снисходительность, улыбку про себя, а то задор и веселость, порыв, исполненный благородства, - и эта открытость, доверие к другому человеку и к миру в целом - свойства юности, молодости особенно в эпохи, когда новые идеалы добра, красоты, человечности витают в воздухе, как дуновения весны.
• «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой» . (1760 -е годы. ) Это Ренессанс! Чистейшее воплощение эстетики Ренессанса, что удавалось немногим из старых мастеров. Здесь все чудесно - и красота модели, и ее платье, и мастерство художника, который писал в несколько слоев, слой за слоем давая высохнуть краскам, и они светились изнутри, создавая впечатление игры света и легкости исполнения. По свидетельству поэта Н. Е. Струйского, Рокотов писал «почти играя» .
• Живопись, усовершенствуясь в своих приемах, достигла уже такого уровня, что портрет воссоздает личность во всей ее сокровенной сущности и вместе с тем ее время, поскольку между ними существует прямая связь. Вот почему каждый портрет Рокотова или Боровиковского - это личность и эпоха.
Портрет Княгини Лопухиной
• особенно знаменательно творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (17351822). Родился он на Украине в семье священника, который вместе с тем был известным гравером. Учился он в Петербурге у А. П. Антропова с 1758 по 1762 год и в его команде занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II. В 1770 году на большой академической выставке зрители увидели несколько портретов работы Левицкого, принесших ему известность и признание. Его избирают академиком, а затем он становится руководителем портретного класса Академии художеств.
• Скульптурный портрет (бюст) Бюст - От (фр. buste, и итал. busto - туловище, торс) - подгрудное, реже поясное или от плечное изображение человека в круглой скульптуре. Бюст появился в Древнем Египте и Древней Греции (первоначально как надгробный портрет, в Греции также как герма) , значительное развитие получил в искусстве Древнего Рима, где в его композицию была включена подставка. В дальнейшем был распространен в искусстве Возрождения (Донателло, Франческе Лаурана) и в искусстве 17 -20 вв. (Лоренцо Бернини, Жан Антуан Гудон, Ф. И. Шубин, Огюст Роден, Антуан Бурдель, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева). Бюст является наиболее распространённым видом скульптурного портрета и относится к круглой скульптуре. Бюст может быть создан из любого материала (обычно из мрамора или другого износостойкого материала)
• Скульптура в России XVIII в. Шубин Ф. И. – замечательный мастер скульптурного портрета XVIII в. Портрет Галицина И. С. 1778 – известная работа его в этом жанре.
• Петр I • Карло Бартоломео Растрелли
• Бюст Меньшикова
• Трёхмерные формы создают сходство с оригиналом. Бюст является наиболее распространённым видом скульптурного портрета и относится к круглой скульптуре. Бюст может быть создан из любого материала (обычно из мрамора или другого износостойкого материала).
Спасибо за внимание! • Презентацию подготовили: • Карина Дедова • Елизавета Кузнецова • Никита Серов