Скачать презентацию Русский портрет 18 века Портрет в начале Скачать презентацию Русский портрет 18 века Портрет в начале

18 век.ppt

  • Количество слайдов: 105

Русский портрет 18 века Русский портрет 18 века

Портрет в начале 18 века В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются Портрет в начале 18 века В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи - парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту. Парсуна сыграла важную роль — она явилась передатчиком основных черт нового портретного метода, который в русских условиях трансформировался на собственный лад. Портреты, принадлежащие к этой линии, отличаются большими размерами, композиционными схемами, заимствованными у парадных полотен Западной Европы XVII века, импозантностью и внушительностью, строгой социальной маркировкой и «важной немотой» .

 Модели, изображённые на таких портретах, воплощают практически иконное индифферентное предстояние. Живопись в них Модели, изображённые на таких портретах, воплощают практически иконное индифферентное предстояние. Живопись в них сочетает объемное и конкретное лично е письмо с плоскостными «доличностями» — как это было и в парсуне. Парсуна вывела русскую живопись на дорогу станковизма — придала ему не только черты сходства, но и картинности, придала ей место в формирующемся светском интерьере. Но к концу 1710 -х гг. портреты в этом стиле перестали удовлетворять заказчиков из-за своей тяжеловесности, косноязычия и архаизма, которые стали очевидными после первых зарубежных поездок Петра. У заказчиков появляется новый ориентир — искусство Запада (прежде всего Франции): картины покупаются за рубежом, иностранные художники приглашаются в Россию, а русские — на учёбу.

 Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. В первой четверти 18 Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. В первой четверти 18 го века появлялись портреты, в которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников. Самыми крупными художниками первой половины 18 века были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Они быстрее других преодолели иконописные влияния и создали подлинно художественные произведения искусства нового времени.

Иван Никитин Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер» , любимый художник Петра I, Иван Никитин Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер» , любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры» . И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

 В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

 В 1716 -20 гг. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже В 1716 -20 гг. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Портрет Бориса Петровича Шереметева. 1729 Портрет Бориса Петровича Шереметева. 1729

Портрет графа Головкина, 1720 Портрет графа Головкина, 1720

Портрет графа Строганова, 1726 Портрет графа Строганова, 1726

Портрет царевны Прасковьи Иоановны, 1714 Портрет царевны Прасковьи Иоановны, 1714

Портрет царевны Анны Алексеевны, 1716 Портрет царевны Анны Алексеевны, 1716

Портрет Прасковии Федоровны Салтыковой. 1716 Портрет Прасковии Федоровны Салтыковой. 1716

Пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является Пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720 -е).

А. М. Матвеев Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской А. М. Матвеев Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументальнодекоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731 -1739 гг. ).

 Обучался в Антверпенской академии художеств (1723 -1727). В 1727 возвращается в Россию и Обучался в Антверпенской академии художеств (1723 -1727). В 1727 возвращается в Россию и начинает работать в Живописной команде Канцелярии от строений. С 1731 возглавляет данную команду. В это время под его руководством ведётся роспись интерьеров Петропавловского собора, создаётся живописное оформление триумфальных ворот, созданных в честь приезда императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург и многие другие работы в области монументальной живописи.

Портрет Петра I Портрет Петра I

Г. С. Мусикийский Г. С. Мусикийский

А. Г. Овсов А. Г. Овсов

 Специфической особенностью типологии русского портрета XVIII века является отсутствие или же крайняя редкость Специфической особенностью типологии русского портрета XVIII века является отсутствие или же крайняя редкость группового (в том числе семейного) портрета, который в ту же эпоху являлся очень показательным для Англии и Франции того же времени; а также отсутствие «сцен собеседования» . Вплоть до 2 -й пол. XVIII века отсутствовал скульптурный портрет.

Особенности русского портрета середины 18 века С середины XVII по середину XVIII века портрет Особенности русского портрета середины 18 века С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная «парсуна» , парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти. Лишь с середины XVIII столетия портрет «опускается» в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры» . В 1730— 1740 -е годы происходит укрепление дворянства, чему в дальнейшем способствовала Реформа о Вольности дворянской. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения, и эстетизации жизни. К 1760 -м годам портретное искусство было уже широко освоено не только при императорском дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. В 1760— 1780 -х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён.

 Середина века - время подъема и возрождения национальных традиций - в области живописи Середина века - время подъема и возрождения национальных традиций - в области живописи представлена именами И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в движении кисти и мазке петровских пенсионеров сменяется у мастеров середины столетия большей традиционностью письма, нарочитостью в позировании модели.

И. Я. Вишняков Знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в И. Я. Вишняков Знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо. И. Я. Вишняков писал также портреты и иконы, реставрировал картины, производил экспертизу произведений русских и иностранных мастеров

 Среди наиболее известных работ И. Я. Вишнякова — портреты Сарры Элеоноры и Вильгельма Среди наиболее известных работ И. Я. Вишнякова — портреты Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермор (1750 -е), портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743). Несмотря на соблюдение условностей придворного искусства, застылость и плоскостность фигур, в них проявляется поэтичное и безыскусственное восприятие художником натуры.

Сара Элеонор Фермор 1750 Сара Элеонор Фермор 1750

Уильям Георг Фермор, 1750 Уильям Георг Фермор, 1750

Императрица Елизавета Петровна. 1743 Императрица Елизавета Петровна. 1743

Портрет Яковлевой 1756 Портрет Яковлевой 1756

Портрет Яковлева, 1756 Портрет Яковлева, 1756

Василий Дараган, 1745 Василий Дараган, 1745

Портрет молодого мужчины, 1750 Портрет молодого мужчины, 1750

Портрет Коцарева Портрет Коцарева

Антропов • Рядом с иностранными портретистами середины и второй половины века он выглядит тяжеловесным, Антропов • Рядом с иностранными портретистами середины и второй половины века он выглядит тяжеловесным, «примитивным» , архаичным. Как и И. Вишняков, но несколько в другом плане и еще более последовательно, он тяготеет, не к распространенным европейским течениям, а скорее к традициям парсуны, русского и украинского портрета XVII века; та же плоскостность и упрощенность формы, те же застылые неподвижные позы, жесткие контуры, сильные и звучные сопоставления локального цвета без какойлибо воздушности и деликатных нюансов и полутонов, те же трезвые, грубовато прямолинейные образные характеристики.

 • Смелое сопоставление цветов, насыщенные колористические контрасты, разнообразие приемов письма — все это • Смелое сопоставление цветов, насыщенные колористические контрасты, разнообразие приемов письма — все это характеризовало манеру Антропова. Грубовато-откровенный в своих правдивых портретных характеристиках, Антропов был чрезвычайно далек от какой бы то ни было поверхностной идеализации фигуры, даже если героем картины становился монарх. Что и проявилось в портрете Петра III (1762. Гос. Русский музей). Антропов не тешился иллюзиями: своих титулованных заказчиков он изображает без всякой лести и приукрашивания. Этот портрет он строит по всем общепринятым канонам парадного портрета: колонны пышные драпировки, горностаевая мантия, царские регалии изысканно величественная поза. . . Тем рельефнее выступает на фоне импозантного антуража ничтожество, физическое и нравственное уродство высокопоставленной модели.

Портрет Петра III Портрет Петра III

Портрет статс-дамы Измайловой, 1759 Любимица императрицы Елизаветы Петровны, в молодости Анастасия Михайловна Измайлова слыла Портрет статс-дамы Измайловой, 1759 Любимица императрицы Елизаветы Петровны, в молодости Анастасия Михайловна Измайлова слыла красавицей, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа, пользующаяся большим влиянием при дворе. Без прикрас передал художник грузную фигуру, полное лицо с густо насурмленными по моде бровями и нарумяненными щеками. Живой взгляд карих глаз и язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой. Эта работа принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов, повышение жалованья и чин подпоручика.

Портрет казацкого атамана Краснощёкова, 1761 Портрет казацкого атамана Краснощёкова, 1761

Портрет Петра Великого, 1772 Портрет Петра Великого, 1772

Портрет Елизаветы Петровны. 1744 Портрет Елизаветы Петровны. 1744

Портрет Екатерины Второй. 1766 Портрет Екатерины Второй. 1766

Портрет Екатерины Второй. 1766 Портрет Екатерины Второй. 1766

И. П. Аргунов Русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. И. П. Аргунов Русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми.

Портрет крестьянки в русском костюме, 1784 Портрет крестьянки в русском костюме, 1784

Портрет императрицы Елизаветы Петровны Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Портрет императрицы Екатерины Второй Портрет императрицы Екатерины Второй

Портрет конца 18 века Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. Портрет конца 18 века Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретаво. второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, создававшие блестящую галерею портретов современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека. Русский портрет той поры счастливо сочетает в себе большую глубину и значительность в изображении человеческой личности. Художники воссоздавали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности.

Ф. С. Рокотов создаёт новый тип портрета – камерный интимный портрет. Он обладал редким Ф. С. Рокотов создаёт новый тип портрета – камерный интимный портрет. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.

Портрет Струйской Портрет Струйской

Портрет Струйского Портрет Струйского

Портрет неизвестной женщины в белом чепце, 1790 Портрет неизвестной женщины в белом чепце, 1790

Портрет неизвестной женщины в розовом платье Портрет неизвестной женщины в розовом платье

Портрет Екатерины Второй. 1763 Портрет Екатерины Второй. 1763

Портрет Екатерины Второй. 1770 Портрет Екатерины Второй. 1770

Левицкий • Был подмастерьем у Антропова • Уже в ранних работах показал себя первоклассным Левицкий • Был подмастерьем у Антропова • Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков • Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова

Смолянки Портреты смолянок — воспитанниц Смольного института, находившегося под особым покровительством императрицы Екатерины II Смолянки Портреты смолянок — воспитанниц Смольного института, находившегося под особым покровительством императрицы Екатерины II закрытого учебного заведения для «благородных девиц» — настоящий гимн юности, покоряющей полнотой и естественностью проявления нерастраченных жизненных сил.

 • Годы создания этих портретов были знаменательными в истории «воспитательного общества благородных девиц» • Годы создания этих портретов были знаменательными в истории «воспитательного общества благородных девиц» , как часто называли институт современники. В 1773 году состоялись, обставленные необычайно пышно и торжественно, публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет. 1775 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией. В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста» . Все эти события, сопровождавшиеся балами, маскарадами, концертами и театральными представлениями, привлекли к себе внимание широкой публики и получили соответствующие восторженные отклики в периодической печати и произведениях изящной словесности. Они же скорее всего послужили поводом для заказа императрицей Левицкому портретов тех из наиболее отличившихся воспитанниц, которые пользовались ее особым благоволением.

Портрет Ржевской и Давыдовой, 1773 Портрет Ржевской и Давыдовой, 1773

Портрет Екатерины Нелидовой. 1773 Портрет Екатерины Нелидовой. 1773

Портрет Хованской и Хрущёвой, 1773 Портрет Хованской и Хрущёвой, 1773

Портрет Левшиной, 1775 Портрет Левшиной, 1775

Портрет Г. И. Алымовой. 1776 Портрет Г. И. Алымовой. 1776

Портрет Борщовой, 1776 Портрет Борщовой, 1776

Портрет Молчановой, 1776 Портрет Молчановой, 1776

Портрет Марии Дьяковой, 1778 Портрет Марии Дьяковой, 1778

Портрет дочери Портрет дочери

Портрет герцогини Урсулы Мнишек. 1782 Портрет герцогини Урсулы Мнишек. 1782

Д. Левицкий. Портрет Губарева. 1788 Д. Левицкий. Портрет Губарева. 1788

Д. Левицкий. Портрет Губаревой. 1789 Д. Левицкий. Портрет Губаревой. 1789

Д. Левицкий. Портрет Е. А. Бакуниной. 1782 Д. Левицкий. Портрет Е. А. Бакуниной. 1782

Д. Левицкий. Портрет Иоганна Гауфа. 1790 Д. Левицкий. Портрет Иоганна Гауфа. 1790

Портрет И. А. Игельстрома. 1790 Портрет И. А. Игельстрома. 1790

Портрет И. И. Дмитриева. 1790 Портрет И. И. Дмитриева. 1790

Портрет Н. А. Сеземова. 1770 Портрет Н. А. Сеземова. 1770

Портрет И. К. Билибинастаршего. 1801 Портрет И. К. Билибинастаршего. 1801

Портрет И. И. Билибина. 1801 Портрет И. И. Билибина. 1801

Портрет Ю. И. Билибина. 1801 Портрет Ю. И. Билибина. 1801

Портрет Прокофия Демидова. 1773 Портрет Прокофия Демидова. 1773

Портрет В. И. Митрофанов а и М. А. Митрофанов ой. 1790 Портрет В. И. Митрофанов а и М. А. Митрофанов ой. 1790

Портрет А. -Д. -Л. Шмидт. 1780 Портрет А. -Д. -Л. Шмидт. 1780

Портрет П. В. Бакунина. 1782 Портрет П. В. Бакунина. 1782

Портрет А. П. Мельгунова. 1790 Портрет А. П. Мельгунова. 1790

Портрет Екатерины Второй в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 Портрет Екатерины Второй в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783

Боровиковский В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает Боровиковский В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей

Портрет М. И. Лопухиной. 1797 Портрет М. И. Лопухиной. 1797

Портрет Е. Н. Арсеньевой. 1796 Портрет Е. Н. Арсеньевой. 1796

Портрет М. Д. Дуниной. 1799 Портрет М. Д. Дуниной. 1799

Портрет Е. П. Дубовицкой. 1820 Портрет Е. П. Дубовицкой. 1820

Портрет неизвестной с ребенком. Портрет неизвестной с ребенком.

Портрет О. К. Филипповой. 1790 Портрет О. К. Филипповой. 1790

Портрет Н. Я. Свербеева. 1790 Портрет Н. Я. Свербеева. 1790

Портрет А. Г. и А. А. Лобановых. Ростовских. 1814 Портрет А. Г. и А. А. Лобановых. Ростовских. 1814

Портрет Е. Н. Давыдовой. 1796 Портрет Е. Н. Давыдовой. 1796

Портрет Е. И. Неклюдовой. 1798 Портрет Е. И. Неклюдовой. 1798

Портрет Е. А. Архаровой. 1820 Портрет Е. А. Архаровой. 1820

Женский портрет. Женский портрет.

Портрет И. А. Баратынского, капитанакомандора. 1808 Портрет И. А. Баратынского, капитанакомандора. 1808

Портрет Карагеоргия. 1816 Портрет Карагеоргия. 1816

Портрет Муртаза-Кулихана. 1796 Портрет Муртаза-Кулихана. 1796

Портрет С. А. Раевской. 1813 Портрет С. А. Раевской. 1813

Портрет мадам де Сталь. 1812 Портрет мадам де Сталь. 1812

Христина, крестьянка из Торжка. 1795 Христина, крестьянка из Торжка. 1795

Портрет Екатерины Второй, императрицы России. 1794 Портрет Екатерины Второй, императрицы России. 1794