Костюм.pptx
- Количество слайдов: 9
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В семиотическую систему народного костюма входили: материал, крой, силуэт, колористика, орнаментика, способы носить и комплектовать детали костюма, а также манера носить костюм (манера поведения), которые являются знаками различного уровня информативности. С их помощью народный костюм отражал не только социальное и семейное положение, половозрастные особенности и место проживания человека, но и религиозные, космологические, эстетические и этические представления русских крестьян, вызывал определенные образные ассоциации и эмоции. Крестьянскую одежду классифицируют по следующим признакам: региональному (южнорусский поневный и северорусский сарафанный комплексы и др. ); этнолокальному; половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин); по степени зажиточности владельца; сословной принадлежности (к однодворцам, казачеству и т. д. ); социально-бытовых функций (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные); практического назначения (нательная, горничная, верхняя одежда).
ПОНЕВНЫЙ КОМПЛЕКС (ЮЖНОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ) Овальный силуэт поневного комплекса, горизонтальность расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи придавали женской фигуре подчеркнутую массивность. Вместе с подражанием животным и птицам в формах головных уборов изначально это выступало в качестве своеобразной маскировки, родственной ритуальным маскам, и выполняло роль оберега. КУШАК (пояс) САПОГИ (чеботы) В конце XIX в. деревенские щеголихи по праздникам ходили в кожаных сапогах с высокими каблуками и тупыми носами, с высокими голенищами, собранными в мелкие поперечные складки "морщины". РУБАХА ПОНЕВА Разновидность юбки (встречается уже в X-XIII вв. ), состояла из нескольких сшитых или частично сшитых между собой полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Шилась из клетчатой шерстяной домоткани черного, темно-синего, реже красного цвета. Клетчатый рисунок ткани понев являлся крайне упрощенным заменителем магических изображений круга солярного знака. НАГРУДНИК Туникообразная/распашная накидка наподобие укороченной рубахи с длинными или короткими рукавами. Входила в состав праздничного костюма, надевалась поверх рубахи. Для декора нагрудников характерно сочетание горизонтальных и вертикальных полос отделки, контрастирующих по цвету с фоном. ПЕРЕДНИК Поверх рубахи с поневой надевали передник ("запан", "занавеска"). Он предохранял одежду от загрязнения, служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Интенсивность декора передников ритмично нарастала от верхней части к подолу (преимущественно растительные и зооморфные узоры). Покрой передников, как и рубах, был прямым. КОТЫ Кожаные туфли, украшенные аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками. Их закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах. Коты надевали на белые, узорчатые или полосатые вязаные чулки, собранные на ногах "гармошкой".
ПОНЕВНЫЙ КОМПЛЕКС (ЮЖНОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ) ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. УКРАШЕНИЯ ПУГОВИЦА СОРОКА Род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов. КИЧКА ( «кика» ) – старинный головной убор замужней женщины представляла собой мягкую холщовую шапочку цилиндрический головной убор с плоским верхом и «ушками» , на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Кичка могла иметь вид лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх— назад (рогатые кички), а также круга или полукруга (котелкообразные кички). ГРИБАТКИ ГАЙТАНЫ
ЖЕНСКИЙ ДЕМИСЕЗОННЫЙ КОСТЮМ, ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ ЖЕНСКИЙ/ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ, ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ, РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ, ХАРЬКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ
САРАФАННЫЙ КОМПЛЕКС (СЕВЕРОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ) Северорусский костюм сохранял плавность и текучесть линий, имел лаконичный, малорасчлененный силуэт, создавал эффект плавного движения при ходьбе. Силуэт косоклинного сарафана приближается к форме трапеции, форма душегреи повторяет его силуэтные линии, только в меньших пропорциях. ЕПАНЕЧКА, ДУШЕГРЕЯ Шелковый и парчовый сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов - епанечкой (душегрея, „коротена", „перышки"), также сшитой из шелковых и парчовых фабричных тканей. Епанечка обычно имела гладкий перед, а сзади украшалась крупными складками. По покрою и системе декора она близка к косоклинному сарафану и, повторяя его трапециевидный силуэт, создает дополнительный объем, поддерживающий ритм и строй народного костюма. ЛАПТИ РУБАХА-ДОЛГОРУКАВКА САРАФАН С XVI в. этим термином стали определять женскую цельносшитую или распашную (на сквозной застежке спереди) одежду. Его носили как девушки, так и замужние женщины. В XVII веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20 -х годов XX века. ПОЯС ВАЛЕНКИ
САРАФАННЫЙ КОМПЛЕКС КОРУН (девичи (СЕВЕРОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ) ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. УКРАШЕНИЯ А й голов ной убо р) ) ПОВЯЗКА (девичий головной убор)) КОКОШНИК (девичий и женский головной убор)) ВЕНЕЦ (девичий головной убор)) НАКОСНИК
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ СИМБИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ, МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ, РУССКИЙ СЕВЕР ЖЕНСКИЙ ДЕМИСЕЗОННЫЙ КОСТЮМ, НАЧАЛО ХХ ВЕКА, ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗИМНИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ
МУЖСКОЙ КОСТЮМ (ЮЖНО- И СЕВЕРОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ) ШАПКА-ГРЕШНЕВИК МАЛАХАЙ большая шапка на меху с наушниками ШАПКА-ВАЛЕНКА АРМЯК верхняя мужская одежда из грубого сукна в виде халата или прямого долгополого кафтана РУБАХАКОСОВОРОТКА из белого или серого войлока, имевшая форму полусферическую или усечённого конуса, без полей или с высоко загнутыми полями ПОЯС обильные украшения (как на данном экземпляре) характерны для головного убора жениха характерна преимущественно для северорусских губерний ТУЛУП долгополая меховая шуба (часто из овчины), не крытая сукном. САПОГИ ЛАПТИ ПОРТЫ КАРТУЗ
Костюм.pptx