Скачать презентацию РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Русский национальный костюм имел Скачать презентацию РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Русский национальный костюм имел

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.pptx

  • Количество слайдов: 45

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Русский национальный костюм имел свои особенности в зависимости от конкретного географического региона. Костюм мог Русский национальный костюм имел свои особенности в зависимости от конкретного географического региона. Костюм мог быть праздничным и повседневным, принадлежать богатому человеку или простому крестьянину.

Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Основой мужского костюма была рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также Основой мужского костюма была рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Носили рубахи навыпуск и подвязывали нешироким поясом, который назывался кушак.

Горловину, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. Особые символы защищали человека от сглаза и Горловину, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. Особые символы защищали человека от сглаза и нечистой силы.

Поверх рубахи мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх рубахи мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Зипун: вид спереди и сзади

Кафтан из бархата Кафтан из бархата

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины или зайца, а Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины или зайца, а знать — из куницы и соболя. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя. У шубы обязательно был широкий отложной воротник. Шуба шилась мехом вовнутрь, сверху шубу покрывали сукном, парчой или бархатом.

Картина А. П. Рябушкина «Пожалован шубой с царского плеча» , 1902 год. Картина А. П. Рябушкина «Пожалован шубой с царского плеча» , 1902 год.

На голове мужчины обычно носили тафьи. Тафья — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали На голове мужчины обычно носили тафьи. Тафья — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, у людей богатых — из тонкого сукна, бархата и меха.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях.

Сверху рубахи женщины надевали сарафан (в северных регионах) или понёву (в южных регионах). Сарафан Сверху рубахи женщины надевали сарафан (в северных регионах) или понёву (в южных регионах). Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Понёва — набедренная одежда (юбка), которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.

Женские сарафанные костюмы из разных регионов России Женские сарафанные костюмы из разных регионов России

Праздничные сарафаны из шёлка и парчи с золотой вышивкой Праздничные сарафаны из шёлка и парчи с золотой вышивкой

Сарафан Понёва Сарафан Понёва

Сарафан Понёва Сарафан Понёва

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень (от глагола «распахнуть» ) с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы. Всё это покрывалось душегреями и шубами.

Душегрея Знатная женщина в верхней одежде (опашень) Душегрея Знатная женщина в верхней одежде (опашень)

Зимний верхний костюм богатой женщины Зимний верхний костюм богатой женщины

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы, и потому дома носили на голове Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы, и потому дома носили на голове волосники и повязывались платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Волосник Волосник

Девушки в платках Девушки в платках

Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины

Сорока — головной убор замужней женщины в виде повязки с твёрдой передней частью Сорока — головной убор замужней женщины в виде повязки с твёрдой передней частью

КОКОШНИКИ Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого КОКОШНИКИ Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитой к шапочке или волоснику. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитой к шапочке или волоснику.

Основа кокошника изготавливалась из бархата, из проклеенного или простеганного холста, картона, бумаги. Сверху гребень Основа кокошника изготавливалась из бархата, из проклеенного или простеганного холста, картона, бумаги. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент.

Форма гребня в разных губерниях была различной Форма гребня в разных губерниях была различной

Обычно кокошник надевали в праздники, в будни носили платок. В отличие от кички и Обычно кокошник надевали в праздники, в будни носили платок. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник могли носить и незамужние.

Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. И. П. Аргунов, «Портрет неизвестной в русском костюме» , 1784 г.

Жемчужный кокошник молодая девушка надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого Жемчужный кокошник молодая девушка надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребёнка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатые семьи делали бисерные кокошники. Кокошник, Костромская губерния, к. 18 в.

Женщина в праздничном костюме, Уфимская губерния, 1911 г. Женщина в праздничном костюме, Уфимская губерния, 1911 г.

Кокошник, начало 19 в. Кокошник, начало 19 в.

Кокошник, Центральные губернии, середина 19 в. Лён, блестки, стекло, металл, бумага. Кокошник, Центральные губернии, середина 19 в. Лён, блестки, стекло, металл, бумага.

В. М. Васнецов «Портрет В. С. Мамонтовой» , 1884 г. В. М. Васнецов «Портрет В. С. Мамонтовой» , 1884 г.

Абрам Клюквин, «Женщина в торопецком жемчужном кокошники и платке» Абрам Клюквин, «Женщина в торопецком жемчужном кокошники и платке»

Княгиня Ольга Орлова в маскарадном костюме на балу, 1903 г. Княгиня Ольга Орлова в маскарадном костюме на балу, 1903 г.

ОБУВЬ Лапти – низкая обувь, сплетенная из древесного лыка (коры). Онучи - длинная, широкая ОБУВЬ Лапти – низкая обувь, сплетенная из древесного лыка (коры). Онучи - длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).

Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти В городе носили сапоги. Примерно Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века, появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.

Подведем итоги! • Основные отличительные черты русского национального костюма – большое разнообразие верхней одежды Подведем итоги! • Основные отличительные черты русского национального костюма – большое разнообразие верхней одежды и женских головных уборов. • Внешний вид костюма зависел от территории его происхождения (север или юг) и социального статуса владельца (боярин или крестьянин, военный или торговец, девушка или замужняя женщина).

кокошник платок сарафан рубаха понёва лапти кокошник платок сарафан рубаха понёва лапти

шапка рубаха зипун кушак штаны онучи лапти шапка рубаха зипун кушак штаны онучи лапти