Русский музей. Живопись 2 пол.19..pptx
- Количество слайдов: 22
Русский музей. Живопись второй половины 19 – начала 20 века (продолжение)
Левитан, Исаак Ильич Золотая осень. Слободка. 1889
Продолжая традиции своих учителей и предшественников, прежде всего А. К. Саврасова, И. И. Левитан в картине «Золотая осень. Слободка» обратился к самому обыкновенному пейзажному мотиву русской деревни. Проселок да несколько изб с огородами среди полей и перелесков, вдали лесная опушка. Но сколько поэтического очарования в этом пейзаже, сколько щемящего чувства! Реальная красота природы выражена в сложной живописной ткани картины. Березка, растущая среди крестьянских огородов, светится золотом своей еще не опавшей листвы. Она самое яркое живописное пятно в картине и, подобно звучной, сильной мелодии, объединяет несколько приглушенное звучание всей цветовой аранжировки. По-своему прекрасны и лиловатокоричневая земля, и серебристо-серые тона старых изб, и смена оттенков в подступивших к огородам зарослях, и смягченные дымкой очертания дальнего леса. Картина полна тихой, ясной, неброской красотой средней полосы России.
Левитан, Исаак Ильич Озеро. 1899— 1900
Ко времени написания картины художник достиг высшего уровня мастерства. Виртуозность живописи в его работах соединялась с ясностью и доступностью художественного языка. Разнообразные по форме красочные мазки ложатся на полотно свободно и предельно точно. В самом их движении выражено пространство пейзажа, передано ощущение материальности всего изображенного. Колористическая гамма строится на тончайших переходах одного цвета в другой. Упорно работая над картиной, углубляя замысел произведения, Левитан создал целый ряд подготовительных этюдов, в которых разрабатывал те или иные изобразительные приемы и элементы будущей картины. Художник выполнил несколько эскизов и вариантов композиции, которые сейчас находятся в разных отечественных музеях. Окончательное большое полотно, которому мастер предполагал дать многозначащее название «Русь» , он так и не успел завершить. Однако, оставшись в несколько незаконченном виде, оно все же заняло выдающееся место в русской пейзажной живописи.
В «Озере» обобщено представление художника о родной земле, о торжественной и в то же время простой и ясной ее красоте. Спокойно и величественно большое озеро. По его уходящим в даль берегам расположены крестьянские избы, пашни, погосты с белыми церквами и колокольнями, с кущами осенних берез. По небесной лазури медленно плывут гряды облаков. Их ясно ощущаемый полет подчеркивает беспредельность русских просторов. Левитан использовал все многообразие художественных средств и создал сложный внутренне богатый образ, в котором ощущение непосредственного восприятия жизни сочетается с психологической значительностью общего содержания картины. Пейзаж, созданный на основе натурных наблюдений, поднят до широкого обобщения и несет в себе глубокий смысл, являясь настоящим поэтическим гимном красоте России. Картина была приобретена Императорским Русским музеем с посмертной выставки произведений художника в 1901 году.
Хранятся в ГТГ: Левитан, Исаак Ильич Осенний день. Сокольники. 1879 Это была первая осенняя картина И. И. Левитана, где блеклая природа отдавала свое последнее сырое тепло, вызывая грустное сочувствие зрителей героине.
«Осеннего дня» начинаются творческие искания И. Левитана, который приведут его к пейзажу, получившему впоследствии название «пейзажа настроения» . Уже в эту раннюю картину художник сумел вложить личные эмоции и свои грустные лирические интонации. По длинной осенней аллее, усыпанной жухлыми листьями, бредет одинокая женщина, и по ее походке, фигуре, опущенному взгляду можно догадаться о ее нерадостном настроении, ущемленности, печали. Приглушенный, сумрачный колорит сентября звучит в унисон ее состоянию. Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек (написанный к тому же товарищем по Училищу живописи Николаем Чеховым). Люди уйдут из левитановских пейзажей, останется одна щемящая грусть. Людей заменили дождливые закаты, сумеречные стога, торные большаки, пурпурные и медные купы деревьев, продуваемые промозглым ветром. Лирические пейзажи Исаака Левитана, как и пейзажная лирика Бориса Пастернака — мир до шестого дня творения. Ибо на
Лето и осень 1879 года, когда писалась картина, художник вспоминал как самое трудное время в своей жизни. А жизнь у него никогда не была легкой. После покушения народовольцев на Александра II вышел высочайший указ, запрещавший пребывание евреев в «исконной православной столице» . Исаак Левитан, внук раввина из местечка Кибарты Ковенской губернии, был выселен полицией из Москвы в дачную Салтыковку. Девятнадцатилетний юноша — нищий, голодный, бездомный — с упорством стоика или маньяка писал ностальгические подмосковные этюды. Он проходил все лето босиком в протертом пиджаке, из рукавов которого высовывались длинные руки, вечно перемазанные краской. И увидел в Сокольниках пейзаж, печальный как его собственная жизнь. Мне кажется, я понимаю сентябрьские настроения Левитана и я созвучен его «Осеннему дню» . Когда мне было столько же лет, сколько тогда художнику, я тоже бродил по осенним Сокольникам и написал стихотворение, которое, надеюсь, поможет ассоциативно почувствовать левитановский
Сезон беспомощных людей и опустевших дач. Сезон скорбей и неудач бьет моросью по лицам без передышки, как будто раненная птица в руках мальчишки. Сезон разлада и дождей, сезон страстей и листопада. Сентябрь. Я родился… В тот сентябрь Исаак Левитан написал свою первую серьезную картину — «Осенний день» . Через год богатый меценатсобиратель Павел Третьяков увидит ее на ученической выставке и купит у горемычного художника. Это станет еще одним началом — преддверием признания великого пейзажиста.
Левитан, Исаак Ильич Владимирка. 1892
Работая над «Владимиркой» , мастер использовал все доступные ему живописные средства для выражения определенного пейзажного настроения. В первоначальном эскизе, сделанном с натуры, художник зафиксировал конкретный ландшафт с дорогой и высоким светлосеребристым небом. По воспоминаниям близкого друга и любовницы И. И. Левитана художницы С. П. Кувшинниковой, картина сложилась под влиянием не столько натурных впечатлений, сколько скорбных народных песен, раздававшихся на этой дороге. Владимирка — начальный каторжный этап, по которому арестанты, гремя кандалами, шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше путь лежал в Сибирь. (По злой иронии в советское время Владимирку переименовали в «Шоссе энтузиастов» . ) Художник с помощью низкого горизонта создает ощущение нескончаемости тяжкой дороги, уходящей в неведомую даль. Одинокая фигурка калики перехожего у голубца с иконой — песчинка в бескрайней и горестной России. Но там, в беспредельном далеке, то ли как ориентир, то ли как символ надежды белеет маленькая сельская церквушка. Безнадежное настроение живописец усиливает цветовой гаммой: он строит ее на холодных тонах поблекшей травы и сумеречного неба. Левитан свободным мазком точно передает уходящие в глубину свинцовые облака. Тревожный серый горизонт и сгущающееся небо предвещают непогоду и злоключения. Во «Владимирке» художнику удалось не только передать свои пленэрные впечатления, но и выразить средствами пейзажной живописи социальные настроения. М. В. Нестеров был прав, когда назвал «Владимирку» «образцом русского исторического пейзажа» . Сам Левитан относился к своей картине по-особому: видимо, она вызывала в нем гражданские чувства. Постоянно испытывающий безденежье, всю жизнь нуждающийся, он эту картину, одну из лучших, подарил Третьяковской галерее, не считая возможным взять за нее плату.
Левитан, Исаак Ильич Золотая осень. 1895
К началу 1890 -х годов талант И. И. Левитана достиг полной зрелости, наступила пора творческого расцвета. В обширном наследии художника картины на мотивы русской осени встречаются неоднократно. Он особенно любил это время года за его лирические печальные тона, за праздничную яркость убора деревьев — она была созвучна его настроениям. Краски осенней листвы, особая прозрачность воздуха и чувство уходящей жизни находили отклик в его меланхолической натуре. Чувством осени в той или иной степени наполнено все творчество художника. На осенний сюжет была написана первая его значительная картина, приобретенная П. М. Третьяковым, — «Осенний день. Сокольники» (1879. ГТГ. ). Одной из самых известных картин И. И. Левитана стала «Золотая осень» , в которую мастер вложил светлую грусть увядания природы. Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.
Левитан, Исаак Ильич Над вечным покоем. 1894
«Над вечным покоем» можно назвать наиболее философским пейзажем не только в творчестве И. И. Левитана, но и во всей русской живописи. «Вечный покой» — слова из заупокойной службы, в них сокрыт таинственный смысл смерти и, быть может, левитановского полотна. В письме к П. М. Третьякову художник писал о своей картине: «В ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием» (И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. – М. , 1956. С. 47. ). И. И. Левитан работал над своим произведением летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка.
Васнецов, Виктор Михайлович Витязь на распутье. 1882
Художник задумал «Витязя на распутье» еще в начале 1870 -х годов. Картина создавалась по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники» . Ранний вариант создан в 1878 году и хранится в Серпуховском историко-художественном музее. В свое время он был приобретен фабрикантшей и купчихой А. В. Мараевой. Окончательное написание произведения относится к 1882 году. Оно предназначалось для Саввы Ивановича Мамонтова, мецената, основателя Абрамцевского кружка, культивировавшего русские народные традиции в отечественном искусстве. «Витязя на распутье» должен были украшать здание вокзала Донецкой железной дороги. Вместе с тем, известны еще две васнецовские законченные картины с таким же названием. Картина 1882 года отличается монументальностью и продуманным композиционным решением. В произведение реализовалась общая художественная тенденция Васнецова: воплотить с помощью живописных средств сущностные, как их понимал живописец, черты национального характера. Для этого он соединил в поэтизированном образе русского витязя фольклорный вымысел и совершенно реалистические детали, над которыми тщательно работал. Весьма поучительна надпись на камне выведена художником намеренно неотчетливо и не полностью. Уже не одно поколение посетителей Русского музея пытаются ее разобрать, однако толкуют ее по-разному. К счастью, былинный текст сохранился, но не на камне в картине, а в письме Васнецова к В. В. Стасову: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному» . Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии» . Сакраментальная мудрость этого напутствия в том, что в российском пространстве прямой путь гибелен, зато, если пойти направо или налево, то сыщешь выгоду.
Вне Русского музея: Васнецов, Виктор Михайлович Нищие певцы (Богомольцы), 1873. Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
В период раннего творчества Васнецов был близок художникам-передвижникам. Как и они, начинающий живописец видел цель искусства в обличении социальной несправедливости. Пафос этого раннего васнецовского произведения несет критический характер и вполне отвечает теории и практике передвижничества, в основе которого лежит убеждение, что изображение «язв общества» является залогом его переустройства на началах разума и гуманизма. Вместе с тем картина погружает зрителя в атмосферу романов Ф. М. Достоевского, великого защитника «униженных и оскорбленных» .
Васнецов, Виктор Михайлович Иван-Царевич на сером волке. 1889
Эту картину художник писал одновременно с росписями во Владимирском соборе в Киеве, в работе над «Иваном-Царевичем» мастер находил как бы отдохновение от трудоемкой монументальной стенописи. Как и во многих других произведениях, Васнецов выступает здесь рассказчиком-сказочником. Занимательность сюжета, национальное восприятие пейзажа и декоративная узорчатость одежд составляют художественно ценные особенности картины. Это было своеобразной формой проявления демократических тенденций в живописи.