Русский музей. Коллекция новейших течений..pptx
- Количество слайдов: 27
Русский музей. Коллекция новейших течений.
2 ноября 1926 года было принято решение о создании в ГРМ Отделения новейших течений. В его состав решено было включить произведения всех художественных направлений и творческих объединений, образовавшихся после "Мира искусства". Полотна мастеров "Бубнового валета", "Голубой розы", "Союза молодежи" и других стали объектом целенаправленного коллекционирования. Кроме произведений, приобретенных у авторов, основу Отделения составили: обширное (свыше 300 полотен) собрание Музея художественной культуры в Ленинграде, в котором были работы В. В. Кандинского, П. П. Кончаловского, П. В. Кузнецова, К. С. Малевича, В. Е. Татлина Р. Р. Фалька, П. Н. Филонова, М. З. Шагала и многих других, а также работы Н. С. Гончаровой и А. В. Лентулова, поступившие из Третьяковской галереи в Москве.
Пополнение коллекции живописи второй половины XIX - начала XX веков не прекращалось и в 1930 -е годы. В это время из Музея революции среди других работ было передано "Торжественное заседание Государственного совета" кисти Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в ГРМ, такие как "Гитарист-бобыль" и "Портрет Ивана Сергеевича Тургенева" В. Г. Перова, "Автопортрет" Н. В. Неврева, "Курсистка" Н. А. Ярошенко, "Летящий демон" М. А. Врубеля и "Бабы" Ф. А. Малявина. Характерно, что созданное в музее Отделение новейших течений ставило своей задачей постоянное, активное наблюдение за современным художественным процессом, широкую выставочную работу и пропаганду достижений живописцев послереволюционного времени. Отделением новейших течений было положено, по существу, начало Отдела советской живописи ГРМ. Этапным событием в этом смысле следует считать организацию в тридцати пяти залах музея грандиозной выставки "Художники РСФСР за 15 лет" (открылась 13 ноября 1932 года), в которой участвовало свыше двух тысяч произведений более чем трехсот авторов. Многие полотна поступили в музей с этой выставки.
В этот период приобретались произведения художников, работавших и до Октябрьской революции, и молодых живописцев, в 30 -е годы делавших первые самостоятельные шаги в искусстве. Достоянием ГРМ оказались известные картины И. И. Бродского ("Демонстрация", 1930), Ф. С. Богородского ("Беспризорники", 1929), пейзажи и портреты кисти С. В. Герасимова, портретные работы Г. Г. Ряжского, полотна К. С. Петрова-Водкина, А. Н. Самохвалова ("Девушка в футболке", 1932). Многие из них вошли в золотой фонд советского искусства. Преимущественным направлением работы советского отдела в те годы была организация временных выставок, крупнейшая среди которых - Первая выставка ленинградских художников - состоялась в 1935 году. Существенно пополнили собрание советской живописи ГРМ поступившие с этой выставки полотна А. А. Рылова ("Ленин в Разливе", 1934), К. С. Петрова. Водкина ("Тревога. 1919 год", 1934), В. В. Купцова ("Ант-20. "Максим Горький", 1934) и другие. Уже после Великой Отечественной войны важным событием стало открытие в шестнадцати залах вновь отделанного корпуса Бенуа постоянной выставки картин советских художников. В 1940 -1950 -х годах собрание советского искусства включало ряд широко известных работ живописцев старшего поколения. В их числе "Оборона Севастополя" (1942) А. А. Дейнеки, "Бегство фашистов из Новгорода" (1944 -1946) Кукрыниксов, "Мать партизана" (1943) С. В. Герасимова, "Фашист пролетел" (1946) А. А. Пластова. Среди же работ, представляющих в собрании музея 1960 -70 -е годы, можно выделить произведения Г. М. Коржева, В. И. Иванова, П. П. Оссовского, П. Ф. Никонова, В. Е. Попкова, Е. Е. Моисеенко, Б. С. Угарова, П. Т. Фомина Коллекция советской живописи - весьма мобильная и быстрорастущая часть музейного собрания. Только за послевоенные годы она увеличилась вчетверо и насчитывает сегодня свыше 2000 произведений крупнейших мастеров.
Творческое объединение «Бубновый валет» — первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь 1911), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение, с 1911 — Общество художников «Бубновый валет» . На первых порах объединение включало преимущественно московских живописцев — впоследствии в него входили петербургские художники и представители других городов, в выставках участвовали многие художники из Западной Европы (французы и немцы). Существовало до декабря 1917 года. В марте 1927 года в Третьяковской галерее состоялась ретроспективная выставка произведений художников группы «Бубновый валет» .
Происхождением своим название выставки и объединения обязано двум ассоциациям, и построено на недвусмысленной игре слов: до 1917 года «бубновыми валетами» называли каторжников (в том числе, с определённого времени, немалой частью — политических) — тюремное одеяние их представляло собой длинную серую посконную робу-балахон, на спину которой нашивался чёрный ромб — что, как и всегда, должно было делать обладателя такого наряда «клеймлённым» и приметным; второй, также «семиотический» намёк, подразумевал толкование, источником имевшее старинный французский карточный жаргон, в соответствии с которым вальтовый (фр. valet — слуга, лакей) номинал в сочетании с бубновой мастью (фр. Carreau — квадратики) считался и звался — «мошенником» , «плутом» . Всё это и должно было вызывать у добропорядочных обывателей определённую реакцию: у кого — юмористическую, у других — невольного содрогания, у третьих — раздражение и ханжеское возмущение
Однако внутренние противоречия привели к раннему расколу бубнововалетцев: радикальная часть художников, произведения которых ориентировались на образцы народного и примитивного творчества, во главе с Ларионовым покинули объединение и организовали собственную выставку "Ослиный хвост" (1912). Умеренное ядро Бубнового валета продолжило свои живописно-пластические поиски в стремлении связать достижения мастеров постимпрессионизма с традициями русского народного искусства - лубка, росписи по дереву и керамики, балаганных вывесок и подносов. Выработанная творческая манера мастеров объединения получила название "русский сезанизм". В 1916 - 1917 гг. произошел очередной раскол: Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк и другие умеренные художники вышли из группировки в знак протеста против активного внедрения в экспозицию супрематических произведений Малевича и его сторонников. Вслед за этим объединение Бубновый валет фактически прекратило свое существование.
Единой базовой платформой для членов нового союза явился отказ от академических традиций, стремление к "новому искусству", творческой свободе.
Эстетическая платформа Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма. Раскол «Бубнового валета» произошел по принципиальным соображениям. Если большинство бубнововалетцев, среди которых были Р. Фальк, П. Кончаловский, А. Куприн ориентировались на новую французскую живопись, то художники «Ослиного хвоста» (— название художественной выставки 1912 г. , а затем и объединения московских живописцев, выделившихся из группы «Бубновый валет» : М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Малевича, В. Барта, А. Шевченко и др. ) стремились соединить живописные достижения европейской школы с традициями русского народного, наивного искусства, крестьянской примитивной живописи, лубка, иконописи, искусства Востока.
В 1912 году откололся ряд художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (братья Владимир и Давид Бурлюки, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич и др), организовавших выставку под названием Ослиный хвост. Объединение распалось в 1917 году, вскоре после того, как в 1916 году «Бубновый валет» покинули Пётр Кончаловский и Илья Машков. По инициативе бывших членов «Бубнового валета» в 1925 году было образовано объединение «Московские живописцы» , в дальнейшем преобразованное в «Общество московских художников» (ОМХ).
Вне Русского музея: Гончарова Наталия Сергеевна, Мытье холста. 1910 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Впервые картина Мытье холста Гончаровой Натальи Сергеевны экспонировалась на открывшейся в декабре 1910 года первой выставке Бубнового валета. В полотне Мытье холста Гончарова обращается к своей любимой крестьянской теме. Художница выросла в деревне и была хорошо знакома с особенностями крестьянского труда и быта, обычаями и культурой сельских жителей. Несколько угловатые, приземистые фигуры деревенских баб в узорчатых одеждах с малиново-красными пятнами удивительно органично вписываются в ослепительно - зеленый, холодноватый летний пейзаж. Дополнительное звучание краскам предает темносиняя обводка контуров. Декоративная составляющая композиции холста напоминает русские домотканые половики.
Кончаловский Петрович, Портрет художника Г. Б. Якулова. 1910 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Лентулов Аристарх Васильевич, Василий Блаженный. 1913 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В 1914 году картина Аристарха Лентулова Василий Блаженный стала сенсацией очередной выставочной акции Бубнового валета. Художник демонстрирует публике необычный стиль городского пейзажа, основным звеном которого стал древнерусский храм. Праздничный мажорный колорит в совокупности с кубистической трактовкой формы придают историческому памятнику мощное национальное звучание. Лентулов расчленяет архитектурные элементы храма Василия Блаженного на отдельные красочные фрагменты, которые формируют своеобразное динамичное мозаичное панно. Совмещение различных точек зрения, используемое мастером, добавляет полотну динамизма. Однако "портрет" храма остается узнаваемым. Лентулов балансирует на грани беспредметности и фигуративности.
Фальк Роберт Рафаилович, Пейзаж с парусом. 1912 год. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.
Полотно Пейзаж с парусом относится к числу лучших картин Роберта Фалька, выполненных художником в бубновалетский период. Произведение обнаруживает стилистическое влияние творчества Поля Сезанна, которое было свойственно умеренным мастерам Бубнового валета (в частности преданным поклонником знаменитого француза был Кончаловский П. П. ). Источником художественного образа явился деревенский пейзаж, который наблюдал Фальк в имении своего друга - художника А. А. Краковского, в селе Куличка Лебединского уезда Харьковской губернии. Несмотря на отчетливо выраженные признаки примитивизма, характерные для произведений бубнововалетцев, наблюдателя, не покидает ощущение реальной действительности перенесенной на холст. Подобного эффекта Фальку удается достигнуть путем передачи состояния природы с помощью ритмически-живописных средств. Пространство, созданное художником, словно сомкнулось, вращаясь вокруг деревенского пруда. Характерно изогнутый парус задает направление движения. Впечатление замкнутости усиливают стремящиеся к центру полотна полусферы тропинок и дорог. Единому ритму подчинены стволы деревьев и плоскости домов. Подобное построение пространства картины Пейзаж с парусом, позволяет Фальку предать деревне роль мифического центра мироздания
Ларионов Михаил Федорович, Отдыхающий солдат. 1911 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Машков Илья Иванович, Натюрморт с белым кувшином и фруктами. 1912 -1913 годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Кончаловский Петрович, Сухие краски. 1912 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Куприн Александр Васильевич, Натюрморт с тыквой. 1912 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Попова Любовь Сергеевна, Композиция с фигурами. 1913 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В Русском музее:
Машков Илья Иванович, Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910 год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Полотно Ильи Машкова Автопортрет и портрет Петра Кончаловского стало центральным произведением первой выставки Бубнового валета 1910 года давшей название новому художественному объединению. Парный портрет художников, написанный Машковым специально к открытию выставки, стал откровением даже для главного устроителя культурной акции Михаила Ларионова. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского эпатировал публику нарушением традиций жанра: Машков обобщает и упрощает сходство модели (делает его несколько карикатурным), живописец уходит от привычной трактовки образа художника: вместо традиционного изображения фигуры с кистью и палитрой перед зрителем, старательно позируя, предстают два молодых человека с великолепно развитой мускулатурой в весьма скромном наборе одежды. Впрочем, среди множества наивных "рассказывающих" деталей произведения можно заметить элементы, говорящие об увлечении друзей живописью - овальные натюрморты на стене да книги, с характерными надписями на корешках: "Искусства", "Библия", "Сезанн".
Экстер Александра Александровна, Город ночью. 1913 год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Удальцова Надежда Андреевна, Натюрморт. Музыкальные инструменты. 1915 год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Русский музей. Коллекция новейших течений..pptx