РУССКИЙ КОСМИЗМ Шефер А. И мо 22
Люди с давних времен стремились к звездам. Прошлый век стал началом космической эры. И по этому каждый современный, образованный человек должен знать, что такое космос и хотя бы в общих чертах представлять себе процессы, происходящие в нем. В переводе с греческого *космос*порядок, стройность, устройство. В Древней Греции философы под словом *космос* понимали Мировоздание. Где же место человека в этом Мировоздании?
КОСМИЗМ (греч. kosmos организованный мир, kosma - украшение) философское мировоззрение, в основе кот орого располагается знание о Космосе и пр едставление очеловеке как «гражданине М ира»
Русский космизм — мировоззрение с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.
Николай Фёдорович Фёдоров (1829— 1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
«Философия общего дела» Н. Федорова, «несмотря на религиозную оболочку, наличие элементов натурализма, наивности, фантастичности, мистицизма и мечтательности содержит ряд прогрессивных идей: - преемственность поколений людей, сплочённых «общим делом» для решения жизненно важных задач; - всеобщее братство, «родство» людей, бессмертие рода человеческого; - вера в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании слепых сил природы; - бережное отношение человека к природе; - значимость достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждение возможности выхода человека в Космос; - нравственная ответственность при использовании достижений научнотехнического прогресса.
В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир.
П. А. Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.
Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его".
Александр Леонидовоч Чижевский (26. 01(07. 02) гг. ) Советский биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электро гемодинамики, поэт, художник, философ. Создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии.
Суть космической биологии : развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы - войны, революции. Чижевский за наблюдениями солнечных пятен. Калуга В СССР «солнцепоклонническая» философия Чижевского была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям