Русский авангард.pptx
- Количество слайдов: 67
Русский Авангард ● Русский авангард – общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшем в России с 1910 по 1930 гг.
Понятие "авангард" происходит от французских слов "avant", что переводится как "передовой", и "qarde" - "отряд". 2
Направления авангарда ● ● ● Абстракционизм Лучизм Конструктивизм Супрематизм Футуризм
Футуризм ● Футуризм - одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения «Манифеста футуризма» итальянского художника Томмазо Филиппо Маринетти.
• Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком. • Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине. • Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости 5
Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911 6
Умберто Боччони. Уникальные формы непрерывности в про 7
В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Крученых и В. Хлебников 8
«Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода Современности» . Из первого манифеста русского футуризма «Пощечина общественному вкусу»
Пощечина общественному вкусу (1912) Пощечина общественному вкусу [Листовка] (1913) Первый всероссийский съезд баячей будущего (1913) Театр, кинематограф, футуризм. В. Маяковский (1913) Лучисты и будущники (1913) Мы раскрашиваемся (1913) Идите к черту! (1914) Капля дегтя. В. Маяковский (1915) Труба Марсиан (1916) Манифест летучей федерации футуристов (1918) 10
А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (1913) 11
«Победа над Солнцем» — футуристический спектакльопера поэта Алексея Кручёных, композитора Михаила Матюшина и художника Казимира Малевича. «Победа над Солнцем» рассказывает о группе «будетлян» , которая отправилась завоевывать Солнце. Премьера состоялась 3 декабря 1913 года в помещении Петербуржского театра «Луна-парк» на нынешней улице Декабристов. 12
13
14
Фрагмент 2 -й силач. : Солнце ты страсти рожало жгло воспаленным лучом Задернем пыльным покрывалом Заколотим в бетонный дом! (Является Нерон и Калигула в одном лице у него только левая поднятая и согнутая под прямым углом рука). Н. и К. (Грозно). Кюлн сурн дер Ехал налегке Прошлом четверге Жарьте рвите что я не допек. 15
16
17
«Занавес раскрывается. На сцене сидят три «пророка» в шутовских нарядах. В середине Маяковский в желтой кофте, черном галстуке, с цветком в петлице. По одну сторону – Бурлюк – в грязно-сером сюртуке, щеки и лоб его расписаны синей и красной краской. По другую – Каменский, в черном плаще с блестящими звездами и аэропланом на лбу. Сим странным способом этот господин, очевидно, желает сообщить публике, что он не только сочиняет стихи, но и водит самолеты. Крики, свист, аплодисменты» 18
Н. Гончарова. "Велосипедист". 1913. 19
20
Основные черты: 1) бунтарство, анархичность мировоззрения, 2) отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; 3) бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; 4) эпатаж, возведенный до уровня ● мировоззренческой программы. 21
Абстракционизм ● Цель — достижение «гармонизации» , создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации (от лат. abstractio — удаление, отвлечение)
Василий Кандинский (1866 -1944) ● Карьеру художника Кандинский выбрал в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г. После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой. В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе.
Осенний пейзаж, 1909 24
«Композиция 7» , 1913 г.
«Композиция 8» , 1914 г.
«Москва» , 1916 г.
Всадник Святой Георгий, 1916 28
Супрематизм ● На начальном этапе этот термин, восходивший к лат. корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. ● Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. ● Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Начиная с 1915 г. , когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат» .
Казимир Малевич (1878 - 1935) Цвет и чувство динамики художник считал основными и фундаментальными элементами живописи. Цвет несет в себе энергию, которая не связана с предметом, поэтому это изобразительное средство не нуждается в форме.
31
32
Работа была выставлена на футуристической выставке, открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте висел «Чёрный квадрат» . Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь).
34
Ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. Темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму. 35
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания» . Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула. 36
37
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь» , нач Роберт Фладд, "Великая тьма" 1617 38
Берталь «Вид на Ла -Хог (ночной эффект)» , 1843 Гюстав Доре «История Святой 39 Руси» , 1854
Пол Битход «Ночная драка негров в подвале» , 1882 40
Альфонс Алле, "Битва негров в пещере темной ночью", 1893 41
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. 42
Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны» . «Левая» критика поняла «Квадрат» так же, но реагировала на это восторженно. 43
«Аргентинская полька» 1911 г. 44
«Сестры» , 1910 г. 45
Написана в 1915 году. Назван на обороте «Женщина в двух измерениях» . Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение как сигнал революции» .
«Супрематическая композиция» , 1916 г.
«Супрематизм 3» 1915 г. 48
«Белый квадрат на белом» , 1917 -1918 49
Супрематический фарфор, 1923 г. 50
Написана в 1928— 1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0, 618 (золотое сечение).
«Весна» 1929 г. 52
«Пейзаж с белым домом» 1929 г. 53
Автопортрет, 1933 54
Похороны Казимира Малевича 1935 -й год Казимир Малевич даже в последний путь сумел отправиться концептуально и эпатажно. С футуристом отечественная культура простилась в мае 1935 года в Ленинграде. Удивительно, что подобные похороны на грани перформанса удалось устроить в середине 30 -х годов, когда авангард впал в немилость, уступая дорогу социалистическому реализму. Проводы Малевича стали одним из последних отечественных перформансов за долгие годы — жанр воскреснет лишь в 70 -х. 55
56
57
Лучизм ● направление в живописи в русском искусстве 1910 -х гг. , относится к абстрактному искусству. Основоположниками лучизма стали художники М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова.
Михаил Васильевич Ларионов ● Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества» , в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
Работы Михаила Васильевича Ларионова «Отдыхающий солдат» (1911 г. )
«Куст сирени в цвету» , 1904 г.
«Офицерский парикмахер» , 1909
«Весна» , 1912
Петух, 1912 64
Рыбы при закате 65
В 1915 г. по приглашению С. П. Дягилева вместе с Н. С. Гончаровой присоединился к труппе "Русского балета", путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций. 66
Теория лучизма была им изложена в брошюре "Лучизм" (1913) и в статье "Лучистская живопись" (1913). Лучизм Ларионова предвосхищал нонфигуративную живопись, беспредметное искусство и одновременно вызывал природные ощущения и ассоциации. 67
Русский авангард.pptx