Русская живопись 18 век.pptx
- Количество слайдов: 14
Русская живопись XVIII века
По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. В XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры. Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны.
Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) Он был одним из первых русских портретистов. Уже в его ранних портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715— 1716 г. ) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г. ) — с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели.
В Петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Среди их был Иоганн Готфрид Таннауэр (1680— 1737), Петр I в Полтавской битве Портрет супругов К концу 20 -х — 30 -м гг. XVIII в. относится недолгое, но яркое творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева (1701 — 1739).
К 40— 50 -м гг. XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Вишнякова (1699— 1761). Сарра Элеонора Фермор
Так и не удалось преодолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает пространства, окружающего модели. А. М. Измайлова Противопоставляются яркие цвета переднего Александр Петрович Антропов (1716— 1795) плана и абсолютно тёмный, «глухой» фон. В портрете Петра III (17 б 2 г. ). Петр III
Потребности передовой части русского общества середины XVIII века не могли быть удовлетворены достижениями только портретного жанра, как бы значительны они не были в творчестве Антропова или Аргунова. В условиях непрекращающегося культурного роста страны были нужны сюжетные произведения, непосредственно и многосторонне воплощавшие передовые общественные идеи; нужны были высококвалифицированные художники, которые могли бы эти произведения создавать.
Живопись второй половины 18 века В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собрания, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.
Антон Павлович Лосенко (17371773) Он написал всего несколько картин, среди которых "Владимир и Рогнеда" на сюжет русской истории и «Прощание Гектора с Андромахой» на тему "Илиады" Гомера. Владимир и Рогнеда Прощание Гектора с Андромахой
Федор Степанович Рокотов (1735 -1808) Выдающийся мастер камерного портрета, т. е. погрудного изображения модели, где все внимание художника сосредоточено на лице портретируемого. Главное для Рокотова - показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Его творчеству были присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка.
Неизвестный в треуголке Неизвестная в розовом платье Его кисти принадлежат портреты Н. Е. и А. П. Струйских (1772, ), "Неизвестного в треуголке" (начало 1770 -х, ), "Неизвестной в розовом платье" (1770 -е гг. ).
Владимир Лукич Боровиковский (1757 -1825) Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Он написал такие картины, как "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1794, ) и "Портрет Д. А. Державиной" (181 З, ), как отечественный вариант английского "портрета - прогулки".
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 -1822) Творчество Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование. Творчество Левицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг. Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные для западного культурного сознания, весьма для него значимы. По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английских современников. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей.
Портрет Суворова Портрет Екатерины II Смолянки Портретная и историческая живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдут дальнейшее развитие в искусстве последующего столетия.