Скачать презентацию Русская живопись второй половины XVIII века 1760 — Скачать презентацию Русская живопись второй половины XVIII века 1760 —

живопись второй половины 18 в..PPT

  • Количество слайдов: 141

Русская живопись второй половины XVIII века 1760 - 1790 -х годов Русская живопись второй половины XVIII века 1760 - 1790 -х годов

 • Вторая половина XVIII века ознаменована небывалым расцветом русского искусства, столь могучим проявлением • Вторая половина XVIII века ознаменована небывалым расцветом русского искусства, столь могучим проявлением его сил, которого не было ранее — во всяком случае не было с такой многогранностью, щедростью и напряжением. • В этом новом подъеме известкую роль сыграло открытие в Петербурге Академии художеств, дававшей систематическую профессиональную выучку русским мастерам.

 • Для искусства этого времени характерно: • Разнообразие и полнота жанровой структуры • • Для искусства этого времени характерно: • Разнообразие и полнота жанровой структуры • Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в столицах, провинциальных городах и усадьбах. • Общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. • Первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.

Антон Павлович Лосенко (1737 -1773). • Русский художник, представитель изобразительного искусства «века Просвещения» , Антон Павлович Лосенко (1737 -1773). • Русский художник, представитель изобразительного искусства «века Просвещения» , основоположник русской исторической живописи. • Родился в городе Глухове (Украина) 30 июля (10 августа) 1737 в казацкой семье. Рано осиротев, был отправлен в Петербург, где в 1744– 1753 учился певческому искусству и служил в придворной капелле.

 • Затем, как «спавший с голоса» , но проявивший художественные способности, был определен • Затем, как «спавший с голоса» , но проявивший художественные способности, был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова. • С 1758 занимался в Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1760– 1765 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. Вьена, а затем изучал искусство античности и Ренессанса-барокко в Риме (1766– 1769). В свой зарубежный период написал картины Чудесный улов рыбы (1762) и Зевс и Фетида (1769; обе – в Русском музее), в которых продвинулся от барокко к классицизму.

 • Вернувшись в Петербург, создал полотно Владимир и Рогнеда (1770), получив за него • Вернувшись в Петербург, создал полотно Владимир и Рогнеда (1770), получив за него звание академика исторической живописи. Впервые национальное прошлое (эпизод с новгородским князем Владимиром, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогвольда) стало сюжетом столь выразительного – хоть и несколько наивномелодраматичного, но все же достаточно психологически-сложного – картинного действа.

 • Благодаря Лосенко русская история заняла в академической системе те же иерархические позиции, • Благодаря Лосенко русская история заняла в академической системе те же иерархические позиции, что греко-римская античность и Библия. С 1770 художник был профессором, а с 1772 – директором Академии художеств. В 1773 начал работу над еще одной картиной (Прощание Гектора с Андромахой, Третьяковская галерея), и здесь проявив талант патетически-пылкого композитора и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца.

 • Исполнил также целый ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет • Исполнил также целый ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (1763, Русский музей, повторение – в Третьяковской галерее). • Умер Лосенко в Петербурге 23 ноября (4 декабря) 1773

А. Лосенко. Чудесный улов рыбы. 1762 А. Лосенко. Чудесный улов рыбы. 1762

А. Лосенко. Жертва Авраама. 1765. А. Лосенко. Жертва Авраама. 1765.

А. Лосенко. Каин. 1768 А. Лосенко. Каин. 1768

А. Лосенко. Зевс и Фетида. 1769 А. Лосенко. Зевс и Фетида. 1769

А. Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. А. Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770.

А. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773. А. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773.

А. Лосенко. Портрет президента Академии художеств И. И Шувалова. 1760. А. Лосенко. Портрет президента Академии художеств И. И Шувалова. 1760.

А. Лосенко. Портрет актера Ф. Г. Волкова. 1763. А. Лосенко. Портрет актера Ф. Г. Волкова. 1763.

А. Лосенко. Портрет актера Шумского 1770 -е гг. А. Лосенко. Портрет актера Шумского 1770 -е гг.

Историческая живопись • Путь от декоративного панно к станковой картине (Г. И. Козлов, М. Историческая живопись • Путь от декоративного панно к станковой картине (Г. И. Козлов, М. И. Пучинов). Основа исторического жанра - совокупность тем античной и христианской мифологии, аллегории и реальных исторических событий. Интерес к старой и современной отечественной истории как показатель роста национального самосознания и отражение амбиций двора.

Григорий Иванович Угрюмов 1764 -1823 • Отечественная история в его творчестве : • Григорий Иванович Угрюмов 1764 -1823 • Отечественная история в его творчестве : • "Испытание силы Яна Усмаря" (1796/7? /, ГРМ), • "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793/4? /, ГРМ),

 • • "Взятие Казани Иваном Грозным" и • "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство" (обе не позднее 1800 г. , ГРМ). • Тяготение к исторической конкретности и официально-патетические интонации произведений Угрюмова.

Г. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года, после победы над Г. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года, после победы над немцами. 1793.

Г. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. (1796/7? ). Г. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. (1796/7? ).

Г. Угрюмов. Въезд Александра Невского в город Псков. Не позднее 1800 г. Г. Угрюмов. Въезд Александра Невского в город Псков. Не позднее 1800 г.

Г. Угрюмов. Взятие Иваном Грозным Казани. Г. Угрюмов. Взятие Иваном Грозным Казани.

Петр Иванович Соколов (1753 -1791). • Античная мифология в интерпретации художника - Петр Иванович Соколов (1753 -1791). • Античная мифология в интерпретации художника - "Меркурий и Аргус" (1776, ГРМ), "Амур, оттачивающий стрелу" (1770 -е гг. , ГРМ), "Дедал привязывает крылья Икару" (1777, ГТГ).

Иван Акимович Акимов (1754 -1814). Иван Акимович Акимов (1754 -1814). "Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета" (1782, ГТГ) и произведения на темы отечественной истории - "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращению с Дуная в Киев" (1773, ГТГ), "Крещение княгини Ольги в Константинополе" (не позднее 1792. Эскиз, ГРМ).

И. Акимов. Самосожжение Геркулеса на костре И. Акимов. Самосожжение Геркулеса на костре

Жанровая живопись Михаил Шибанов (? - после 1789). • Академические тенденции в его работах Жанровая живопись Михаил Шибанов (? - после 1789). • Академические тенденции в его работах • "Празднество свадебного договора" (1777, ГТГ) и • "Крестьянский обед " (1774, ГТГ).

М. Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777. М. Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777.

М. Шибанов. Крестьянский обед. 1774. М. Шибанов. Крестьянский обед. 1774.

 • Иван Алексеевич Ерменев (1746/49 после 1792). • Ерменев - пенсионер великого князя • Иван Алексеевич Ерменев (1746/49 после 1792). • Ерменев - пенсионер великого князя Павла Петровича в Париже. Богемный образ жизни и возвращение художника в Россию. • Серия акварелей, изображающих нищих-слепцов (начало 1770 -х гг. XVIII в. , ГРМ) и проблема "социального сентиментализма"

И. Ерменев. Поющие слепцы. 1764 -1765 И. Ерменев. Поющие слепцы. 1764 -1765

И. Фирсов. Юный живописец. 1760. И. Фирсов. Юный живописец. 1760.

Пейзажная живопись • Федор Яковлевич Алексеев (1753 -1824) был первым русским художником, который достиг Пейзажная живопись • Федор Яковлевич Алексеев (1753 -1824) был первым русским художником, который достиг значительного успеха в таком виде живописи, как городской пейзаж. • В 1766 -1773 он изучал пейзаж в Академии художеств. Затем он провел три года в Венеции, изучая театральную живопись.

 • После возвращения в Россию он работал декоратором в Театральной школе. Федор Алексеев • После возвращения в Россию он работал декоратором в Театральной школе. Федор Алексеев получил известность только после того, как скопировал работы известных итальянских и французских пейзажистов Каналетто, Беллотто, Роберта, и Вернэ.

 • В 1790 -х он создает ряд своих знаменитых работ, среди которых: Вид • В 1790 -х он создает ряд своих знаменитых работ, среди которых: Вид собора св. Петра и св. Павла и Приморского дворца (1793), Вид Приморского дворца со стороны собора св. Петра и св. Павла (1791). За эти пейзажи он был удостоен звания академика Академии художеств.

 • В последующие несколько лет он путешествовал по югу России, где создал несколько • В последующие несколько лет он путешествовал по югу России, где создал несколько картин городов, которые он посещал. • В 1800 году император Павел I заказал серию картин с видами Москвы. Федор Алексеев и его ученики написали акварелью 58 картин в течение года. • В 1800 -х он работал в Санкт-Петербурге, где был очень популярен.

Ф. Алексеев. Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной Ф. Алексеев. Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной

 Ф. Алексеев. Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова Ф. Алексеев. Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова

 Алексеев, Федор Яковлевич: Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости Алексеев, Федор Яковлевич: Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

 Ф. Алексеев. Красная площадь в Москве. Ф. Алексеев. Красная площадь в Москве.

Портретная живопись • Вторая половина XVIII века ознаменована небывалым расцветом русского искусства, столь могучим Портретная живопись • Вторая половина XVIII века ознаменована небывалым расцветом русского искусства, столь могучим проявлением его сил, которого не было ранее — во всяком случае не было с такой многогранностью, щедростью и напряжением. В этом новом подъеме известкую роль сыграло открытие в Петербурге Академии художеств, дававшей систематическую профессиональную выучку русским мастерам.

 • Иностранные портретисты, работавшие в России в середине — второй половине XVIII века, • Иностранные портретисты, работавшие в России в середине — второй половине XVIII века, отличались от живописцев-иностранце в петровской поры более высоким уровнем мастерства. Произведения П. Ротари, А. Рослина, С. Торелли, И. -Б. Лампи знакомили русских художников с новейшими достижениями европейского искусства. Однако основная причина успехов русского портрета — подъем национальной культуры в целом.

Д. Торелли. Портрет Екатерины Второй. 1766 Д. Торелли. Портрет Екатерины Второй. 1766

Дж. Б. Лампи Старший. Екатерина Вторая - законодательница. Дж. Б. Лампи Старший. Екатерина Вторая - законодательница.

Лампи Старший, Иоганн-Батист. Портрет императрицы Екатерины II. 1793. Лампи Старший, Иоганн-Батист. Портрет императрицы Екатерины II. 1793.

Лампи Старший, Иоганн-Батист. Портрет кн. Е. Ф. Длгорукой в виде Гебы, кормящей орла. 1777. Лампи Старший, Иоганн-Батист. Портрет кн. Е. Ф. Длгорукой в виде Гебы, кормящей орла. 1777.

Федор Степанович Рокотов (1735? - 1808). Обаяние сложной внутренней жизни глубоко и тонко выявил Федор Степанович Рокотов (1735? - 1808). Обаяние сложной внутренней жизни глубоко и тонко выявил московский портретист Ф. С. Рокотов. Созданные в 1760— 1770 -х годах лучшие его произведения покоряют своей одухотворенностью. Рокотов положил основание новому для русского искусства жанру интимного портрета, ставшему ведущим в начале XIX века.

 • Происхождение Рокотова остается дискуссионным и вызывает многие споры среди исследователей. По одним • Происхождение Рокотова остается дискуссионным и вызывает многие споры среди исследователей. По одним источникам, Федор Степанович происходил из семьи крепостных, принадлежавших князю генерал-аншефу Петру Ивановичу Репнину, который дал вольную живописцу еще в юные годы. В пользу этой версии говорит тот факт, что брат живописца Никита действительно числился крепостным князя, исполняя должность золотых дел мастера, и был отпущен на волю в середине 1760 -х годов. А в августе 1776 года Рокотов, уже знаменитый портретист и академик, писал прошение на высочайшее имя об освобождении своих племянников (Михайлов А. И. К биографии Ф. С. Рокотова // Искусство. 1954. № 6. С. 76— 78. ).

 • По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. • По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Он не только освободил своего сына от крепостной зависимости, но и дал ему дворянское звание. Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба» , составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Федор Степанович Рокотов. – М. : Искусство, 1945. С. 11. ). • Ведь в клубе могли состоять только дворяне — лица других сословий не допускались.

 • Исследователи также неоднократно высказывали предположение о том, что Рокотов обучался в привилегированном • Исследователи также неоднократно высказывали предположение о том, что Рокотов обучался в привилегированном Петербургском Шляхетском кадетском корпусе для дворянских детей, где он получил широкое общее образование (Лапшина Н. П. Федор Степанович Рокотов. — М. , 1959. С. 82— 83; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. — СПб. , 1998. С. 142. ).

 • 1765 год. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный • 1765 год. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, получил звание академика. Для этого ему пришлось написать вольную копию с картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763 -1765 rr. ), так как «портретные» в Академии были не в чести» .

 • Президент АХ И. И. Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной • Президент АХ И. И. Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной творческой деятельностью, что для Рокотова было неприемлемо. • Военная карьера оказалась для Рокотова более надежной: еще в 1762 г. он был зачислен в Кадетский корпус в чине сержанта и успешно соединял службу и живопись. • В начале 1780 -х гг. , дослужившись до ротмистра — звания, дававшего право на дворянство — он оставил армию.

Ф. Рокотов. Портрет великого князя Петра Федоровича, будущего царя Петра Третьего. 1758. Ф. Рокотов. Портрет великого князя Петра Федоровича, будущего царя Петра Третьего. 1758.

Рокотов. Портрет Г. Орлова. 1762 -1765. Рокотов. Портрет Г. Орлова. 1762 -1765.

Ф. Рокотов. Портрет Голенищева. Кутузова. 1760 -е гг. Ф. Рокотов. Портрет Голенищева. Кутузова. 1760 -е гг.

Ф. Рокотов. Портрет императора Павла Первого в детстве. 1761. Ф. Рокотов. Портрет императора Павла Первого в детстве. 1761.

 • Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. • Наконец, художник своеобразно • Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. • Наконец, художник своеобразно использует светотень, выделяя лицо и как бы растворяя второстепенные детали.

Ф. Рокотов. Портрет Екатерины Второй. 1763. Ф. Рокотов. Портрет Екатерины Второй. 1763.

Ф. Рокотов. Портрет поэта В. И. Майкова. 1760 -е. Ф. Рокотов. Портрет поэта В. И. Майкова. 1760 -е.

 • Последующие годы он исключительно посвящает себя работе над интимным портретом. Именно в • Последующие годы он исключительно посвящает себя работе над интимным портретом. Именно в это время складывается своеобразная, "рокотовская" манера живописи, его индивидуальный творческий почерк. • Чаще всего мастер пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, - погрудно.

Ф. Рокотов. Портрет графа А. И. Воронцова. 1765. Ф. Рокотов. Портрет графа А. И. Воронцова. 1765.

 • Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. В рокотовской характеристике • Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека.

Ф. Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке. Нач. 1770 -х Ф. Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке. Нач. 1770 -х

Рокотов Ф. С. Протрет неизвестной в розовом. 1770 -е гг. Рокотов Ф. С. Протрет неизвестной в розовом. 1770 -е гг.

Ф. Рокотов Портрет А. П. Струйской. 1773. Ф. Рокотов Портрет А. П. Струйской. 1773.

Ф. Рокотов. Портрет Н. Е. Струйского. 1772. Ф. Рокотов. Портрет Н. Е. Струйского. 1772.

Ф. Рокотов. Портрет графа И. И. Воронцова. 1770 Ф. Рокотов. Портрет графа И. И. Воронцова. 1770

Ф. Рокотов. Портрет князя И. Барятинского. Нач. 1780 -х. Ф. Рокотов. Портрет князя И. Барятинского. Нач. 1780 -х.

 • • "честь, изящество, достоинства душевны" - выразил Рокотов в мужских портретах представителей дворянской интеллигенции: Суровцева (1780, ГРМ), поэта А. П. Сумарокова (1777, Гос. исторический музей), одаренного дипломата А. М. Обрескова (1777, ГТГ).

Ф. Рокотов. Портрет В. Суровцевой. 1780 -е гг. Ф. Рокотов. Портрет В. Суровцевой. 1780 -е гг.

Ф. Рокотов. Портрет Суровцева. 1780 -е гг. Ф. Рокотов. Портрет Суровцева. 1780 -е гг.

Ф. Рокотов. Портрет Е. В. Новосильцевой. 1780. Ф. Рокотов. Портрет Е. В. Новосильцевой. 1780.

Ф. Рокотов. Портрет Е. В. Санти. 1785. Ф. Рокотов. Портрет Е. В. Санти. 1785.

Ф. Рокотов. Портрет Прасковьи Николаевны Ланской. Нач. 1790 -х Ф. Рокотов. Портрет Прасковьи Николаевны Ланской. Нач. 1790 -х

– О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. – О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. Своей семьи у художника не было, и самыми близкими его родственниками и наследниками явились племянники. – Умер Федор Степанович Рокотов 24 декабря 1808 года в Москве и похоронен в Ново-Спасском монастыре.

 • Память о нем едва теплилась в XIX веке. Его произведения пришлось заново • Память о нем едва теплилась в XIX веке. Его произведения пришлось заново открывать художникам «Мира искусства» на своих знаменитых выставках: 1902 года и «Таврической» 1905 года. • В «возвращении» Рокотова огромная заслуга принадлежит Сергею Дягилеву, который организовывал выставочные экспозиции и собирал для них рокотовские портреты по дворцам и дворянским усадьбам.

Дмитрий Левитский. 1735 -1822. Дмитрий Левитский. 1735 -1822.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 -1822). • Многогранность типологических предпочтений мастера. Парадный портрет ( Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 -1822). • Многогранность типологических предпочтений мастера. Парадный портрет ("Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия", 1783, ГРМ). • Портрет П. А. Демидова (1773, ГТГ) и французский тип портрета дезабилье.

 • Когда выступил Левицкий с серией своих портретов, искусство Антропова уже уходило в • Когда выступил Левицкий с серией своих портретов, искусство Антропова уже уходило в прошлое, а Рокотов вступал в период своих высших достижений. Два пути, следовательно, были открыты перед Левицким. Он выбрал третий, свой. Для Левицкого то, что делали Антропов и Рокотов, представилось крайностями. Истину он начал искать где-то между двумя этими крайними точками. Оставаясь верным заветам Антропова, Левицкий навсегда сохраняет безупречную трезвость восприятия действительности. Но, овладевая достижениями Рокотова, он обнаруживает также повышенный интерес к психологии портретируемого. Поэтому характеристика Левицкого становится особенно объективной и исчерпывающей.

 • Образам Д. Г. Левицкого присуща необычайная объективная достоверность. Основу его мировосприятия составляло • Образам Д. Г. Левицкого присуща необычайная объективная достоверность. Основу его мировосприятия составляло увлечение конкретностью, жизненностью изображенных людей, разнообразием и определенностью их характеров.

 • Впервые Левицкий выступает как автор ряда произведений, объединенных печатью определенной и уже • Впервые Левицкий выступает как автор ряда произведений, объединенных печатью определенной и уже достаточно ясно обнаруживающей себя индивидуальности, в 1770 году, на выставке, которая была организована Академией художеств. В числе двадцати произведений этой выставки несколько работ принадлежало Левицкому. Это были портреты. Они произвели чрезвычайно сильное впечатление на современников. Левицкий становится в центре внимания общества. Заказы следуют один за другим.

В 1769 году был написан портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (Русский музей). Годом позже В 1769 году был написан портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (Русский музей). Годом позже Левицкий получил за него звание академика Д. Левицкий. Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. 1769/70.

Д. Левицкий. Портрет Н. А. Сеземова. 1770 Д. Левицкий. Портрет Н. А. Сеземова. 1770

 • Сеземов был крепостным Шереметевых, предприимчивым откупщиком, нажившим очень большие средства и пожертвовавшим • Сеземов был крепостным Шереметевых, предприимчивым откупщиком, нажившим очень большие средства и пожертвовавшим 20000 рублей на Московский воспитательный дом. В связи с этим фактом и был заказан данный портрет, замечательный тем, что здесь изображен человек, весь облик которого так непохож на обычных героев портретной живописи ХУIII века. Но и этому коренастому, бородатому человеку, одетому в исконно русское платье, художник сообщил некоторые такие черты в позе, которые заставляют вспомнить торжественные официальные портреты той поры.

Д. Левицкий. Портрет П. А. Демидова. 1773. Д. Левицкий. Портрет П. А. Демидова. 1773.

Д. Левицкий. Портрет Дени Дидро. 1773. Д. Левицкий. Портрет Дени Дидро. 1773.

СМОЛЯНКИ 1773 -1776 СМОЛЯНКИ 1773 -1776

Д. Левицкий. Портрет Давыдовой и Ржевской. 1771 -1772. Д. Левицкий. Портрет Давыдовой и Ржевской. 1771 -1772.

Д. Левицкий. Портрет Хованской и Хрущевой. 1773. Д. Левицкий. Портрет Хованской и Хрущевой. 1773.

Д. Левицкий. Портрет Е. И. Нелидовой. Д. Левицкий. Портрет Е. И. Нелидовой.

Д. Левицкий. Портрет Борщовой. 1776. Д. Левицкий. Портрет Борщовой. 1776.

Д. Левицкий. Портрет Лёвшиной. Д. Левицкий. Портрет Лёвшиной.

Д. Левицкий. Портрет Г. И. Алымовой. 1776. Д. Левицкий. Портрет Г. И. Алымовой. 1776.

1776. Д. Левицкий. Портрет Молчановой. 1776. 1776. Д. Левицкий. Портрет Молчановой. 1776.

Д. Левицкий. Портрет Агаши Левицкой. 1785. Д. Левицкий. Портрет Агаши Левицкой. 1785.

Д. Левицкий. Портрет старика священника. 1779. Д. Левицкий. Портрет старика священника. 1779.

Д. Левицкий. Портрет М. А. Дьяковой. 1778. Д. Левицкий. Портрет М. А. Дьяковой. 1778.

Д. Левицкий. Портрет Николая Львова. 1789. Д. Левицкий. Портрет Николая Львова. 1789.

Д. Левицкий. Портрет писателя Н. Новикова. 1797 Д. Левицкий. Портрет писателя Н. Новикова. 1797

Д. Левицкий. Портрет графини А. С. Протасовой. 1790. Д. Левицкий. Портрет графини А. С. Протасовой. 1790.

Д. Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783. Д. Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783.

Д. Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783. Д. Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783.

Д. Левитский. Портрет Урсулы Мнишек. 1782. Д. Левитский. Портрет Урсулы Мнишек. 1782.

Д. Левицкий. Портрет Анны Давиа-Бернуцци. 1782. Д. Левицкий. Портрет Анны Давиа-Бернуцци. 1782.

Д. Левицкий. Портрет Александра Ланского, адъютанта императрицы. 1782 Д. Левицкий. Портрет Александра Ланского, адъютанта императрицы. 1782

Владимир Лукич Боровиковский 1757 -1825. • Владимир Лукич Боровиковский своим творчеством завершает славную плеяду Владимир Лукич Боровиковский 1757 -1825. • Владимир Лукич Боровиковский своим творчеством завершает славную плеяду портретистов XVIII века. • В портретах третьего крупного художника этой поры — В. Л. Боровиковского — передача душевной жизни и индивидуальных черт модели была в большей мере подчинена сложившемуся у портретиста обобщенному представлению о человеке и его назначении.

– Родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в казачьей семье. – – Родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в казачьей семье. – По традиции вступил в военную службу. Дослужившись до чина поручика, вышел в отставку и занялся живописью. – Первоначальную художественную подготовку получил дома: его отец и братья занимались живописью. Сохранилось несколько икон Боровиковского 1780 -х годов.

– Решающую роль в его дальнейшей судьбе сыграло получение заказа на оформление дворца в – Решающую роль в его дальнейшей судьбе сыграло получение заказа на оформление дворца в Кременчуге, в котором предполагала остановиться Екатерина II во время путешествия по югу России в 1787 году.

 • Боровиковский исполнил для дворца две аллегорические картины и был приглашен в Петербург. • Боровиковский исполнил для дворца две аллегорические картины и был приглашен в Петербург. • С 1787 года в столице, с которой связано все его последующее творчество, он несколько лет жил у известного архитектора, поэта и музыканта Н. А. Львова, окружение которого повлияло на духовное развитие художника. • Боровиковский познакомился и с известным портретистом Д. Г. Левицким и, возможно, пользовался его советами.

 • Мастерство Боровиковского быстро крепло, он приобрел известность. Австрийский портретист Лампи, у которого • Мастерство Боровиковского быстро крепло, он приобрел известность. Австрийский портретист Лампи, у которого Боровиковский некоторое время брал уроки, при отъезде из Петербурга оставил ему свою мастерскую. • Академия художеств оценила успехи художника в 1794 году – назначенный, а в 1795 году удостоила его званием академика. Боровиковский обращался к различным формам портрета - интимным, парадным, миниатюрным.

 • Лучшие его работы созданы преимущественно в 1790 -е годы, такие, как портреты • Лучшие его работы созданы преимущественно в 1790 -е годы, такие, как портреты М. И. Лопухиной (1797, ГТГ), Е. Н. Арсеньевой (вторая половина 1790 -х гг. , ГРМ). • Своим творчеством он утверждал идеи русского сентиментализма. Характерные черты этого направления - идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней жизни человека.

 • Подчеркнутая лиричность и созерцательность, овеянные дымкой сентиментальности, свойственны большинству произведений Боровиковского. Художник • Подчеркнутая лиричность и созерцательность, овеянные дымкой сентиментальности, свойственны большинству произведений Боровиковского. Художник никогда не шел по пути внешней, поверхностной характеристики, постоянно стремясь к передаче тончайших переживаний портретируемых лиц.

В. Боровиковск ий Лизанька и Дашенька. 1794. В. Боровиковск ий Лизанька и Дашенька. 1794.

 В. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. В. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794.

В. Боровиковский. Христинья, крестьянка из Торжка. 1795. В. Боровиковский. Христинья, крестьянка из Торжка. 1795.

В. Боровиковский. Портрет О. К. Филипповой. 1790 В. Боровиковский. Портрет О. К. Филипповой. 1790

 • Искусство Боровиковского тесно связано с идеями сентиментализма. Разрабатывая в многочисленных женских образах • Искусство Боровиковского тесно связано с идеями сентиментализма. Разрабатывая в многочисленных женских образах мотив идиллического уединения на лоне природы, Боровиковский достигает покоряющего обаяния грациозных поворотов и легких движений. Обаяние это нередко сочетается в его портретах с внимательным и верным воссозданием характера. • Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М. И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. • Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Основная тема его - слияние человека с природой.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. 1797 В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. 1797

 • Боровиковский чуть ли не впервые в русском искусстве воспроизводит здесь типические особенности • Боровиковский чуть ли не впервые в русском искусстве воспроизводит здесь типические особенности национального русского пейзажа - белые стволы берез, васильки, золотые колосья ржи. Национальный тип подчеркнут и лице Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности. Художник подошел в этом портрете к образному воплощению идеала женской красоты, каким он представлялся сентименталистам.

В. Боровиковский. Портрет Е. Н. Арсеньевой. Вт. пол. 1790 -х гг. В. Боровиковский. Портрет Е. Н. Арсеньевой. Вт. пол. 1790 -х гг.

В. Боровиковский. Портрет Скобеевой. В. Боровиковский. Портрет Скобеевой.

В. Боровиковский. Портрет М. Д. Дуниной. 1799 В. Боровиковский. Портрет М. Д. Дуниной. 1799

В. Боровиковский. Портрет Е. Тёмкиной. 1798. В. Боровиковский. Портрет Е. Тёмкиной. 1798.

В. Боровиковский. Портрет великой княгини Марии Павловны. 1800. В. Боровиковский. Портрет великой княгини Марии Павловны. 1800.

В. Боровиковский. Портрет генералмайора Ф. Боровского. 1799. В. Боровиковский. Портрет генералмайора Ф. Боровского. 1799.

В. Боровиковский. Портрет Д. П. Трощинского. 1896. В. Боровиковский. Портрет Д. П. Трощинского. 1896.

В. Боровиковский. Портрет князя А. Б. Куракина. 1802. В. Боровиковский. Портрет князя А. Б. Куракина. 1802.

В. Боровиковский. Портрет князя А. Б. Куракина. 1801 -1802. В. Боровиковский. Портрет князя А. Б. Куракина. 1801 -1802.

В. Боровиковский. Портрет Павла Первого, императора России. 1800. В. Боровиковский. Портрет Павла Первого, императора России. 1800.

В. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных. 1802. В. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных. 1802.

В. Боровиковский. Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми. 1803 В. Боровиковский. Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми. 1803

В. Боровиковский. Портрет княгини М. И. Долгоруковой. 1811. В. Боровиковский. Портрет княгини М. И. Долгоруковой. 1811.

В. Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина. 1811. В. Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина. 1811.

 • Боровиковский имел учеников, которые по распространенному обычаю того времени жили в его • Боровиковский имел учеников, которые по распространенному обычаю того времени жили в его доме и как бы становились членами семьи. Среди них был А. Г. Венецианов, на всю жизнь сохранивший теплую память об учителе. В последние годы жизни Боровиковский оказался во власти религиозномистических настроений. Мастерство его пошло на убыль.

 • Глубокий лиризм портретов В. Боровиковского свидетельствует о стремлении художника к передаче эмоциональной • Глубокий лиризм портретов В. Боровиковского свидетельствует о стремлении художника к передаче эмоциональной жизни человека. Это явилось новым достижением на пути к углублению характеристики человека в русском портрете XVIII века.

Список литературы Общие труды • История русского искусства: В 13 т. /Под. ред. Н. Список литературы Общие труды • История русского искусства: В 13 т. /Под. ред. Н. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. Н. Лазарева. Т. 5 -7. М. , 1960 -1961. • История русского искусства: В 3 томах. / Под ред. М. М Раковой и И. В. Рязанцевой. Т. 1. М. , 1991. • Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М. , 1964. • Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников XVIII в. /Под. ред. А. И. Леонова. М. , 1952.

Живопись второй половины XVIII века. • Алексеева. Т. В. В. Л. Боровиковский и русская Живопись второй половины XVIII века. • Алексеева. Т. В. В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX вв. М. , 1975. • Валицкая А. П. Д. Г. Левицкий. Л. , 1985. • Жидков Г. В. Шибанов - художник второй половины XVIII в. М. , 1954. • Лапшина Н. Ф. С. Рокотов. М. , 1959. • Лисовский В. Т. Академия художеств: историко - искусствоведческий очерк. Л. , 1982. • Савинов А. Н. И. А. Ерменев. Л. , 1982 • Смирнов Г. В. Д. Г. Левицкий. Л. , 1968. • Федоров-Давыдов А. Ф. Я. Алексеев. М. , 1955. • Яковлева Н. А. Григорий Угрюмов. Л. , 1982.