Русская живопись первой половины XIX века Шапкина Мария 10 класс
Владимир Лукич Боровиковский • Написана в 1802 году • Здесь, на фоне пейзажа изображены прильнувшие друг к другу девочки, поглощенные занятием музыкой. Пейзаж создает представление о естественной красоте деревенского бытия, о сочетании тонких и нежных душевных порывов с красотой природы. «Портрет сестер Гагариных»
Орест Адамович Кипренский • В его картинах отмечается романтическое понимание человеческой личности. • В своих произведениях художник наделяет человека духовными качествами — умом, благородством, характером, умением размышлять и чувствовать. «А. С. Пушкин» «К. Н. Батюшков»
• В начале 19 века в русской живописи на смену классицизму, преобладающему в 18 веке, пришло новое направление - романтизм. • Принцип романтизма — утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве.
Алексей Гаврилович Венецианов • Впервые в русской живописи соединил образы крестьян и национальной природы «Осень на пашне» «Спящий пастушок» «Жнецы» «Девушка с теленком»
П. А. Федотов "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" «Свежий кавалер» "Завтрак аристократа"
Василий Андреевич Тропинин «Девушка с горшком роз» «Кружевница» «Автопортрет»
Сильвестр Феодосиевич Щедрин Вид Сорренто близ Неаполя Вид с Петровского острова на Тучков мост Вид из грота на Везувий и Кастелло
Иван Константинович Айвазовский • Замечательный художник маринист, мастер романтического морского пейзажа «Буря» «Утро на море» «Ниагарский водопад» • В своих картинах Айвазовский изображает особые моменты в жизни природы (морские пейзажи), ищет прекрасное и возвышенное и необычном.
Александр Андреевич Иванов • обогатил российскую и европейскую живопись XIX века глубиной философской мысли «Явление Христа народу» «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина»
Несмотря на разнообразие творческих индивидуальностей и при различии конкретных художественных задач, общая тенденция в русской живописи первой половины XIX века сводилась к приближении всех жанров искусства к жизни. Эта тенденция нашла свое отражение в обращении большинства художников к современным сюжетам и проблемам, во внимании к внутреннему миру человека, к переживаниям самого художника. Появились характерные для художников этого периода особенности творческого процесса.