РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX в.ppt
- Количество слайдов: 12
РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX в. • Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры • Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в • . «Русская тема» в советском искусстве в период оттепели 60 -х годов • Противоречия в отечественной • художественной культуре последних десятилетий XX в.
Социалистический реализм. • термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30 -х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» , сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» . • Подчинение литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. яя • Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др. ) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским
Основные направления • • Литература Живопись Скульптура Архитектура • Музыка • Театр • Кино
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры • Литература: • Живопись • • • К. С. Петров-Водкин «Петроградская мадонна» . • К. Ф. Юон «Новая планета» (1921) • К. Малевич В. В. Маяковского, В. В. Хлебникова, Н. Э. Бабель А. С. Грин М. А. Булгакова ( «Бег» , «Дни Турбиных» ).
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры • Архитектура • Театр • В. Е. Татлин «Башня III Интернационала» • Л. В. Руднев памятник «Борцам революции» • Агитационный театр: • «Борьба труда и капитала» Николай Павлович Охлопков • «Мистерия-буфф» Всеволод Мейерхольд • Пролеткульта (Пролетарская культурнопросветительная организация, созданная в сентябре 1917 г. ).
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878 -1935) российский художник, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма, искусства геометрической абстракции. Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист. Он участвовал в выставках, на которых им был представлен вариант русского неопримитивизма — картины на темы крестьянской жизни. Его живопись демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм» : кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма. Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм» . Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну» , где господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование «супрематизм» . На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами
«Голова крестьянина» «Черный квадрат» «На сенокосе» «Супрематизм» «Цветочница» «Авиатор» «Англичанин в Москве» «Женский портрет» Пейзаж с пятью домами»
ЮОН Константин Федорович (1875 -1958) российский художник, представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху, замечательный мастер пейзажа. Символистские корни искусства Юона четче всего проступили в цикле рисунков «Сотворение мира» (1908 -09) — со светилами и земной природой. Развивая эту тему, позднее запечатлел революцию в виде грандиозной космической катастрофы ( «Новая планета» , 1921). Но гораздо более характерны для него натурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету, порождающие устойчивый образ обжитой земли исторической «почвы» , знаменитой своими древностями или просто привлекающей типическими чертами национального ландшафта. Историко-революционная или военная тематика выразительно соседствует в полотнах со старинной архитектурой. Плодотворно работал как художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра в 1945 -47). Занимал должности директора Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР (1948 -50) и первого секретаря правления только что созданного тогда Союза художников СССР (1956 -58).
«Пейзаж с церковью» «К Троице» «Штурм Кремля в 1917 году» «Приволье. Водопой (Лигачево)» «Утро индустриальной Москвы»
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878– 1939) Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1895– 1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895– 1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В. А. Серов. Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905– 1908). В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства» . Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине. Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939 года. Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя оказалось полузабытым
Особенности творчества В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой. Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна. Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. В 1910 -е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы» , который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» . Картина « 1919 год. Тревога» (1934), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Своим названием картина адресует к конкретным историческим событиям, она сочетает в себе контрастные смыслы и вырастает до символа целой эпохи. Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919, а многофигурное «Новоселье» (1937) –на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.
« 1919 год. Тревога» (1934) «Новоселье» (1937) «Берег» (1905) «Купание красного коня» (1912)