русская музыка.pptx
- Количество слайдов: 81
Русская музыкальная культура XVII века
Особенности исторического развития
XVII век – этап крупных преобразований в общественной жизни и культуре Русского государства. Конец развития средневековой Руси и начало новой эпохи, связанной с западно - европейской культурой столкновение двух систем мышления. - появление новых форм западно – европейского искусства - Изменение уклада русской жизни - Социальные конфликты - Утверждение крепостного права
XVII век - драматическая страница русской истории: - Смутное время - Раскол русской церкви - Движение старообрядцев - Крестьянская война - Бунты стрельцов.
Реформы Петра 1: укрепление Русского государства подъем национального самосознания русского народа возрастание мощи России
Борьба старых и новых явлений в музыкальной жизни. 1648 г. - царь Алексей Михайлович : "Гудебные сосуды сжечь!"
Появление музыкальных инструментов из Западной Европы: орган, клавикорд, флейта, виолончель.
Развитие внекультовых форм домашнего музицирования: псальмы; канты.
Появление : авторских распевов; - песнопений местной традиции: северные напевы: соловецкий, тихвинский, новгородский, усольский; южные: киевский, болгарский, греческий. -
Развитие многоголосия: Влияние западно-европейского многоголосия Национальные русские традиции Традиции западно-европейского многоголосия
Теория знаменитой нотации Уточнение звуковысотного уровня знаков Иван Шайдур киноварные пометы Александр Мезенец призн. Аки
XVII век Первая половина опора на традиции средневековья, внедрение новых элементов. Вторая половина - появление пятилинейной (киевской) нотации; -распространение многоголосия гармонического европейского типа; - ознакомление с теорией и практикой западноевропейской музыкальной культуры (техникой композиции, жанрами); -формирование новой эстетики искусства.
Патриарх Никон – реформатор русской православной церкви. Оказал влияние на установление нового стиля культовой музыки, противоречившего древнерусскому канону.
XVII век – переломная эпоха, столкновение старой русской средневековой культуры и нового западноевропейского искусства. Резкое разграничение: - продолжателей древнерусских музыкальных традиций; - сторонников западных влияний.
Новое понятие музыки (мусикии), признание необходимости использования органа в обучении музыкантов: Н. Дилецкий И. Коренев
Стремление сохранить и консервировать культуру старого времени: Мезенец, вводивший призн. Аки, упрощающие чтение крюков; - Протопоп Аввакум.
Особенность развития русского искусства – диалогичность развития культуры. 2 пути: широких контактов с западноевропейской культурой, развитием стилей европейского искусства консервации древней традиции в общинах старообрядцев, ограждавших свое искусство от внешних воздействий
«Старое» «Новое» стиль барокко: древняя партесное многоголосие средневековая (органогласное) новое, музыкальная объемное, полное традиция: энергии звучание, знаменное пение – пышная многослойная монодическое, воздушная фактура, плоскостное, передающая ощущение одномерное. движения и света.
Переход от искусства средневековья к искусству барокко: Усиление светского начала. Стремительное развитие новых музыкальных жанров и форм. Возникновение нового типа музыкального мышления.
Партесные (т. е. исполняемые по партиям) концерты – композиции на 4, 8, 12 (до 48) голосов. Норма – 12 голосов. Формирование норм гармонического и полифонического письма. Утверждение партесного стиля в гармонизациях песнопений древних распевов, авторских композициях, в кантах, псальмах и концертах.
Путь распространения партесного пения на Руси: из Германии и Италии, через Польшу - на Украину, а затем в Москву.
Теоретические основы партесного пения изложены в ряде трактатов. Самый известный и единственный сохранившийся — «Грамматика мусикийская» Николая Дилецкого.
Авторы партесных произведений Василий Титов, Стефан Беляев, Николай Дилецкий, Симеон Пекалицкий.
Юго-западное влияние в Московской Руси
Открытие новых учебных заведений: славяно-греко латинская академия (филология, языки, поэзия) - Новоиерусалимский монастырь (новые музыкальнопоэтические жанры) -
москва Псальмы и канты, на польском языке Исполн ительская эстетик а Выразите льные сладкозву чные мелодии
Украина XVII век –новая манера пения, новые монодические напевы. Три напева: -киевский -болгарский -греческий
Болгарский распев
Греческий распев
Киевский распев
Ранние формы русского многоголосия XVIIвека
Два типа хорового пения Национальный русский Троестрочно еи демественно е пение Западноевропейский Партесное четырехголос -ные гармонизаци и
17 век – троестрочная «херувимская»
Партесные гармонизации Тип раннего русского многоголосия, основанный на знаменном распеве. 2 направления: -гармонизация распевов -свободная композиция
«Евангельская стихира первого гласа» Мелодия – в партии тенора. Гармонизация – своеобразная и красочная. Эксцелентованный бас. Неожиданные гармонические обороты, побочные аккорды и созвучия.
КАНТЫ И ПСАЛЬМЫ новые внецерковные жанры и формы искусства, распространившиеся в народной среде ( «низовое» , народное барокко). Содержание кантов: духовные, светские, морализующие, философские, любовные, викториальные. Ясность, закругленность напева, близкого к народным песням, четкость поэтического текста.
кант "Щиголь тугу мает" (близок к народной детской песне "Маки, маковочки» )
Музыка для театра XVII века
Спектакли отличались пышностью, типичной для стиля барокко; декорации, костюмы, оформление сцены готовились для каждого из них в отдельности.
Музыка в театре – неотъемлемая часть оформления спектакля. Использовалась как: - оркестровое сопровождение, пение, танцы, - звучание органа, трубные фанфары.
Песнь царя из пьесы «Иудифь» Соединение в мелодике черт знаменного пения с «новейшими» гармоническими оборотами из псальмов и кантов.
Теория музыки во второй половине XVII в. Появление трактатов о: - древнерусской монодической культуре; - партесном пении; - промежуточных музыкальных формах; Обобщение певческой практики XVI века в «Азбуке инока Христофора» .
Фиксация звукоряда церковных песнопений (обиходный звукоряд) с помощью степенных, киноварных или шайдуровых помет. Создатели степенных помет: - Иван Шайдур, - Семен Баскаков, - Тихон Корел, - Лев Зуб.
- Дополнение системы помет призн. Аками Александра Мезенца в «Азбуке, или Извещении о согласнейших пометах» (1668). - Появление двоезнаменных рукописей (с параллельной записью одной мелодии в крюковой и пятилинейной киевской нотацих).
Труды «Ключ разумения» и «Сказание о нотном гласобежании» Тихона Макарьевского, объясняющие певцам новую систему нотации. "Букварь", «Наука всея мусикии» , «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого для певцов, руководителей хоров, композиторов, содержащие методику обучения пению, правила композиции, гармонии, контрапункта (понятия о тональности, метре, ритме, ладах, ключах и ключевых знаках, системе сольмизации ).
Музыкально-теоретическое мышление в XVII в. прошло путь развития от средневековой музыкальной теории к теории нового времени, отражающей стиль барокко.
Стиль барокко в русской архитектуре, искусстве, литературе и музыке XVII в.
Формы русского барокко: Архитектура: нарышкинское барокко (яркие цвета с затейливыми формами) Иконопись: школа царских мастеров, ушаковская школа. Литература: придворная поэзия Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева. Музыка: многоголосное пение, партесные четырехголосные гармонизации знаменного, киевского, греческого, болгарского распево
Черты русского барокко Жизнерадостность Праздничность Декоративность, предельная орнаментальность , вплоть до пестроты Усиление авторского начала, выражение авторской точки зрения.
Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве (1636)
Церковь Николы на Берсеневке (1656 – 1657) в Москве
Храм Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649 -1652)
Спас Нерукотворный в Уборах (1693— 1697, Яков Бухвостов)
Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690 -1693, нарышкинское барокко)
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине (Москва, нарышкинское барокко)
Троица Симона Ушакова (1671)
Богоматерь Владимирская Симона Ушакова (Древо Московского государства, 1668)
Спас Нерукотворный Симона Ушакова
Орнамент курчавится по поверхности, не столько выражает существо предмета, сколько украшает его. Литературные сюжеты многопредметны. Д. С. Лихачев.
Стремительность развития русской многоголосной музыки в эпоху барокко в конце XVII-первой половине XVIII вв. Полнокровность красок. Великолепие многохорных концертов.
Процесс индивидуализации авторского стиля Появление профессиональных композиторов на Руси (около 50), которые ставят свои подписи на сочинениях: Николай Дилецкий, Василий Титов, Николай Калашников, Николай Бавыкин, Степан Беляев. Федор Редриков. Стремление к индивидуальной, самостоятельной выразительности.
Наряду с этим – наличие анонимных произведений.
Сюжеты партесных концертов: духовные, светские, посвященные царственным или духовным лицам, прославляющие победы Петра, пародийные. Использование в партесных концертах мелодий русских, украинских, польских песен и кантов.
Кант «Радуйся, радость твою воспеваю» , положенный на богослужебный текст
Осознание способности музыки вызывать разнообразные чувства, глубокие эмоции — жалость, печаль, радость (аффекты ). Обусловленность аффектов музыкально-риторическими фигурами (испытанными средствами, приемами).
Отражение радостных чувств через: плясовые мотивы и ритмы, «трубные» обороты, мажорные тональности, консонансы, быстрый темп, метрическую четкость.
Концерт «Веселися, Ижерская земле»
Воплощение печали и страдания с помощью: минорного лада, медленного темпа, интонаций вздоха.
Концерт «Плачу и рыдаю»
Музыкально-риторические фигуры: звукоподражания; восхождения (anabasis), нисхождения (cantabasis), вопроса, вздоха (suspiratio), восклицания.
«Воскресный канон» Дилецкого
Введение пауз в концертах, играющих эмоциональновыразительную роль, передающих аффекты: - вздоха; - восклицания; - страха; - смятения; - тревоги.
Концерт «Днесь Христос» Титова
Штампованность музыкальнориторических фигур обусловила появление множества неярких партесных концертов. Но лучшие композиторы показывают хоровое мастерство, мелодическую изобретательность, совершенное владение композиторской техникой. Происходит развитие русского музыкального тематизма, формирование характерных интонаций, типичных для хоровых концертов вплоть до середины XIX века.
Форма партесных концертов Количество частей не регламентировано (чаще всего 3, 5, 7 разделов). Реприза – редкое явление (только если повторяется текст). Использование принципа концертности — контрастного сопоставления ярких динамических эпизодов tutti и групп солистов (обычно 3).
Значение эпохи русского барокко Освоение жанров: канты, партесные гармонизации, хоровые концерты a cappella. Становление композиторской техники: ладотонального мышления, гармонического языка, полифонического письма, кристаллизация типизированных формул. Выдвижение плеяды первых русских композиторов: Титов, Калашников, Бавыкин, Редриков, Дилецкий. В их музыке – смелые динамичные контрасты, масштабность, выразительность, мастерское чувство хорового письма, виртуозное владение имитационнополифонической техникой.
русская музыка.pptx