9 Ломоносов.ppt
- Количество слайдов: 41
Русская литература ХVIII века (общий обзор)
Изучая древнерусскую литературу, мы дошли с вами до ХVII века. «Бунташный век» — время, когда меняется мировоззрение людей, идут на спад апокалиптические ожидания, старые литературные формы распадаются и заменяются новыми. В это время развивается сатира и бытовая повесть. При дворе Алексея Михайловича открывается первый в России театр. В 1664 году в Москву переезжает Симеон Полоцкий, белорус по происхождению, закончивший Киево-Могилянскую коллегию и Виленскую иезуитскую академию. Он принимает монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и становится учителем «братской» школы при этом монастыре. Царь покровительствует ученому монаху, который направляет свои творческие силы на службу интересам зарождавшегося русского абсолютизма.
Симеон Полоцкий прекрасно знал латинский, польский, украинский, белорусский языки, а также «семь свободных наук» , которые преподавались в западных университетах: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрология, музыка). При дворе его называли мудрейшим «философом» , «витией и «пиитом» . Он принимал участие в делах государственной важности, например в церковном соборе, осудившем и патриарха Никона, и протопопа Аввакума; ему было поручено воспитание и образование царских детей. Он же экзаменовал на роль наставника юного Петра дьяка Никиту Зотова.
Огромную роль в подготовке образованных людей допетровского времени играла открытая Симеоном Полоцким первая в России школа нового типа, где будущих дипломатов обучали латинскому языку и другим наукам. Он разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая будет открыта стараниями его учеников уже после его смерти. Именно в этой академии начнет учиться пришедший с рыбным обозом в Москву Михайло Ломоносов.
Достижение Симеона Полоцкого в литературе — силлабическое стихотворство. В 1680 году Симеон Полоцкий впервые в русской поэзии переложил стихами одну из библейских книг — Псалтырь. «Псалтырь рифмованная» была напечатана, и через пять лет — впервые в России — поэтическое произведение было положено на музыку дьяком Василием Титовым. Это было первое смелое обращение светского поэта к «Боговдохновенному» тексту. Обращение к Псалтыри стало традицией русской поэзии. М. В. Ломоносов называл «Псалтырь рифмованную» (вместе с «Арифметикой» Магницкого и «Грамматикой» Смотрицкого) «вратами своей учености» .
Нельзя не упомянуть еще один факт, игравший важнейшую роль в распространении просвещения на Руси. Со времен Ивана Федорова в России существовала единственная государственная типография — Печатный двор, которая находилась под контролем патриарха и издавала богослужебные книги. В 1678 году в Кремле ( «в Верху» ) Симеон Полоцкий, пользуясь покровительством царя, открывает первую типографию, свободную от церковной цензуры, где издает свои сочинения других авторов, богато украшенные иллюстрациями придворных художников. Симеон Полоцкий считает своей главной задачей воспитание и просвещение общества, и одна из первых книг этой типографии — «Букварь языка славенска» .
Симеон Полоцкий — первый русский поэт — и его ученики (Сильвестр Медведев) осуществляли синтез веры и культуры, способствовали уменьшению противостояния светской и духовной культуры, готовили почву для проведения Петровских реформ. Интересен и такой факт: Сильвестр Медведев стал первым называть русских россами. В стихотворном прошении об открытии Славяно-греко-латинской академии, адресованном царевне Софье Алексеевне, Медведев убеждает ее «свет наук явити» и «россов просвещати» .
Развитие литературы ХVIII века в России можно разделить на четыре периода. Первый период — литература Петровского времени, которая носит переходный характер от литературы по преимуществу религиозной к литературе светской, для нее характерны языковая пестрота, варваризмы, старославянизмы. Литературная жизнь носит отпечаток прагматичности. Начинают издаваться газеты ( «Ведомости» ), произносятся речи, пишутся политические трактаты и учебники, вновь появляется драматургия. Развивается жанр повести, преимущественно авантюрно-бытовой. Один из самых образованных людей того времени, занимавшихся литературным творчеством, — Феофан Прокопович, автор «Поэтики» и «Риторики» . Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.
Второй период (1730— 1750) — формирование классицизма, создание новой жанровой системы, разработка литературного языка. Этот период дает литературе яркие имена: Антиох Кантемир (1708— 1744), автор стихотворных сатир «На хулящих учение» , «На зависть и гордость дворян злонравных» , «Об опасности сатирических сочинений» и др. ; В. К. Тредиаковский (1703— 1769), автор од, написанных по правилам европейского классицизма, лирических стихотворений и поэм.
Поэтом, который в этот период имел самый большой успех у публики, можно назвать Александра Петровича Сумарокова (1717— 1777). Его прославили десять трагедий на античные и русские сюжеты, поставленных на русской сцене ( «Хорев» , «Синав и Трувор» , «Димитрий Самозванец» , «Мстислав» и др. ), и любовная лирика, близкая к разговорному языку. Сумароков написал несколько комедий и около четырехсот басен. Мы уже встречались с понятием классицизма. В России одним из первых теоретиков и практиков классицизма стал великий русский ученый М. В. Ломоносов.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА Периоды Характеристика периода Литературапетровского Переходный характер, времени интенсивный процесс «обмирщения» , формирование светской литературы Становление новой литературы 1730— 1750 гг. Формирование классицизма. Расцвет жанра оды Имена Феофан Прокопович А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков 1760 е — первая Дальнейшая эволюция Я. Б. Княжнин, половина 1770 х гг. классицизма. Расцвет жанров Н. И. Новиков, сатиры. Появление предпосылок к М. М. Херасков зарождению сентиментализма Последняя четверть Начало кризиса классицизма, Д. И. Фонвизин, ХVIII века оформление сентиментализма, Г. Р. Державин, усиление реалистических А. Н. Радищев, тенденций И. А. Крылов, Н. М. Карамзин,
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА (общий обзор). ГРАЖДАНСКИЙ ПАФОС РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин ХVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, - при стуке топора и при громе пушек» и «европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом ХII).
Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию в конце ХVIII в. вровень с европейскими государствами: 1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук; 2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев); 3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже — в Москве.
Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В ХVIII в. , особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян, было подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773 — 1775 гг. ). Дворянство же получило в ХVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура — моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателям и дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.
Русская поэзия ХVIII века была одушевлена пафосом эпохи — пафосом созидания. О. А. Проскурин 1 января 1700 г. по указу Петра I неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового века» . При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на тропе» , каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.
1. Какими предстают выдающиеся политические деятели ХVIII столетия — Петр I и Екатерина II в произведениях А. С. Пушкина ( «Медный всадник» , «Капитанская дочка» )? Воплощением какой государственной идеи они являются? Идея абсолютной монархической власти. Петр, ратуя о преобразованиях в России, все подчинил своей воле. Кажется, лишь его властного взгляда достаточно, чтобы «в гранит оделася Нева» . Екатерина II в повести А. С. Пушкина оказывает милость Гриневу и Маше Мироновой, принимая решение единовластно, отменяя тем самым решение суда. 2. А. Н. Радищев назвал ХVIII столетие, с одной стороны, «безумным» , а с другой стороны — «мудрым» . Как вы думаете, почему? Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачева, усиление крепостничества — с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России — с другой. 3. Назовите известных вам деятелей литературы ХVIII в.
Основным литературным направлением ХVIII в. был классицизм. Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре ХVII — начала ХIХ в. , одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства — абсолютной монархии. Главная задача классицизма — создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства — долгу.
Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны делиться на «высокие» и «низкие» . «Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей — королей, полководцев, вельмож. «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода. «Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои — буржуа, торговцы, ремесленники. «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман. Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в ХVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега.
В драматургии господствовало требование трех единств: — места (должно было быть одно место действия); — времени (действие разворачивалось в течение 24 часов); — действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей). Трагедия ( «высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путем изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов. Задача комедии ( «низкого» жанра) — исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой» , лицемерие в «Тартюфе» , развращенность — в «Дон Жуане» . Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой нибудь одной черты.
Русский классицизм пережил три периода: 1) 30— 50 е гг. ХVIII в. Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А. С. Пушкина. 2) 60 е гг. — конец ХVIII в. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.
3) конец ХVIII в. — начало ХIХ в. Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина. Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность. Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли — Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге — дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова.
Вывод. Русская литература ХVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 -1765 гг. ) Что вам известно о жизни и творчестве М. В. Ломоносова? Какие произведения вам известны?
Родился на берегу Северного моря в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина помора, занимавшегося рыбным промыслом, 21 (8) ноября 1711 г.
С детских лет выходил Михайло в море с отцом на легком суденышке, вступал в борьбу с бушующей стихией, узнавал магическое притяжение тайны северного сияния.
Но истинной страстью подростка были книги. Жажда знаний заставила навсегда покинуть родительский дом и родные края и вместе с рыбным обозом прийти в Москву, где его никто не ждал. Он появился в чужом городе, имея всего лишь три рубля, взятые в долг у соседа.
Очевидна и шаткость расчета: ведь Ломоносова как сына крестьянина не могли и не должны были принять ни в одно учебное заведение страны. Однако М. В. Ломоносов поступил в Спасские школы (позднее переименованные в Славяно греко латинскую академию), скрыв свое крестьянское происхождение. Когда же обман обнаружился, преподаватели сами не пожелали расставаться с лучшим учеником.
В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет
Затем были университеты в Марбурге и Френберге. Ломоносов не был покладистым студентом. От профессоров, в том числе заграничных, он требовал качественных знаний, плодотворной практики, не желая довольствоваться поверхностными лекциями. Город Фрейберг Марбургский универси тет
В 1740 Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии. По дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля.
Вернувшись в Россию в июне 1741 г. , М. В. Ломоносов все силы отдавал служению отечественной науке, борясь против засилья иноземцев в Петербургской академии. Ломоносов назначен был в академию адъюнктом химии. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 г. о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук.
Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.
Открытия Ломоносова • Организовал первую в России химическую лабораторию. /Химия/ • Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ • Создал ряд оптических приборов. • Открыл атмосферу на Венере. • Описал строение Земли. • Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. • Опубликовал руководство по металлургии. • Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. • Автор трудов по русской истории. • По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам» , а не только для дворян.
С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории
Екатерина II в гостях у Ломоносова
В 1753 г. , Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики "Письмо о пользе Стекла": Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Приманчивым лучом блистающих в глаза. Мастерская М. Ломоносова. Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую. 1756. Ломоносов строит собственную мозаичную мастерскую
Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4, 8 х6, 44 м) мозаику «Полтавская баталия» (1762 1764).
Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина, "чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве" ("Санкт Петербургские Ведомости", 1764). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро Невской лавры в Петербурге.
9 Ломоносов.ppt