Русская культура XVI-XVIII вв. Культура 16 века

Скачать презентацию Русская культура XVI-XVIII вв.  Культура 16 века Скачать презентацию Русская культура XVI-XVIII вв. Культура 16 века

russkaya_kulytura.pptx

  • Размер: 1.6 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 45

Описание презентации Русская культура XVI-XVIII вв. Культура 16 века по слайдам

Русская культура XVI-XVIII вв. Русская культура XVI-XVIII вв.

Культура 16 века Культура 16 века

 Просвещение Книгопечатание.  Литература Просвещение Книгопечатание. Литература

 С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «недуховного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. Школа

 В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И. В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И. Федоров и П. Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол» . В 1565 г. издается «Часослов» -первая книга для обучения грамоте. И. Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения» . «Апостол» -первая печатная русская книга.

 В 1 пол. 16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи» В 1 пол. 16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи» -церковная книга, в которой по дням распределялись церковные произведения для чтения на службе. В 16 в. Был написан знаменитый «Домострой» , содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию, нормам поведения и т. д. «Апостол» -пе рвая русская книга.

 Зодчество Зодчество

 Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей,  особенно в церковном зодчестве. Классические соборы Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей, особенно в церковном зодчестве. Классические соборы соседствовали с шатровыми. В 1555 -60 гг. на Красной площади воздвигнут храм Василия Блаженного, посвященный взятию русскими войсками Казани. Соборы Московского кремля.

 По границам русского государства развернулось крупное крепостное строительство. В Поволжье, в Центральном районе По границам русского государства развернулось крупное крепостное строительство. В Поволжье, в Центральном районе и в Сибири появилось несколь-ко мощных крепостей. В Смоленске под руководством Ф. Коня построили стены длиной 6, 5 км с 38 башнями. В Казани Барма и Ширяй воз вели грандиозный комплекс Казанского Кремля. Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Казань неприступными. Церковь Вознесения в Коломенском.

 Живопись Живопись

 Самым известным иконописцем стал Дионисий, расписавший часть Успенского собора Московского Кремля. Его Самым известным иконописцем стал Дионисий, расписавший часть Успенского собора Московского Кремля. Его работы отличают праздничность и светлая радость. На его иконах святые изображаются в обрамлении жанровых сцен, описывающих эпизоды их жизни. В период правления Ивана Грозного в иконы стали включаться исторические сюжеты. Дионисий. Митрополит Алексий с житием.

 В сер. 16 в. В Москве была написана огромная,  размером в 4 В сер. 16 в. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая» . Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами» . Церковь воинствующая. Икона 16 в.

Культура 17 века Культура 17 века

 Образование и наука.  Литература Образование и наука. Литература

 В 17 в. появилась необходимость в грамотных людях. Они появляются и в городах В 17 в. появилась необходимость в грамотных людях. Они появляются и в городах и в деревнях, где школы. Дворяне приглашали детям учителей из-за границы, поэтому на Руси стали обучать иностранным языкам. Печатный двор выпускал учебные книги, в т. ч. «Буквари» . В 1687 г. в Москве открылся 1 -й ВУЗ- Славяно-греко-латинская Академия.

 Н а у к а  н а  Р у с и Н а у к а н а Р у с и бы л а р а з в и т а с л а бо и о р и е н т и р о в а л а с ь н а п р а к т и ч е с к и е н у ж д ы — м е д и ц и н у , д о бы ч у с о л и и т. д. С о с в о е н и е м С и б и р и п оя в и л и с ь р у к о п и с н ы е к а р т ы В 1 6 7 8 г. п о яв и л а с ь 1 — я п е ч а т н а я и с т о р и я — « С и н о п с и с » . Т е х н и ч е с к и е н о в и н к и д о с т а в л я л и с ь и з — з а г р а н и ц ы. В с т р а н е н а ч и н а е т с я п р и м е н и е в о д я н ы х д в и г а т е л е й. В 1 6 1 5 г. б ы л а и з г о т о в л е н а 1 — я н а р е з н а я п у ш к а. Карта Сибири. 17 век.

 В 17 в. появляются новые жанры в русской литературе:  Сатирические сказки, В 17 в. появляются новые жанры в русской литературе: Сатирические сказки, Жизнеописания, стихи, переводится иностранная литература. Книга 17 века.

 Архитектура Архитектура

 В архит ектуре 17 в.  наблюдается отход от строгих церковны х правил-в В архит ектуре 17 в. наблюдается отход от строгих церковны х правил-в частности появля ется т. н. Шатровый стиль, характерный для купеческих посадов и городов Возрож даются традиции древнерусской архитектуры-закомары , каменная резьба, « узорочье» . Церковь Ильи Пророка В Ярославле

 Особенно наглядно «Узорочье» нашло отражение при создании Теремного дворца и Грановитой палаты в Особенно наглядно «Узорочье» нашло отражение при создании Теремного дворца и Грановитой палаты в Кремле. Они украшены изразцами, наличниками, золоченой кровлей и приобрели сказочный вид.

 Живопись Живопись

 Основным видом живо-писи продолжала оставаться иконопись.  Выдающимся мастером был Симон Ушаков, Основным видом живо-писи продолжала оставаться иконопись. Выдающимся мастером был Симон Ушаков, который стал придавать лику Христа человеческие черты. Наиболее известными его творениями были «Троица» и «Спас нерукотворный» . С. Ушак ов. Троица

 В н. 17 века впервые в русской ж ивописи появля ется ж анр В н. 17 века впервые в русской ж ивописи появля ется ж анр портрета. П арсуны писались с царей и выдающихся деятелей в старинной манере на досках, я ичны ми красками. Во 2 -й пол. 17 в. на Р уси для картин используют холст и масляные краски. Парсуна М. В. Скопин-Шу йский

Культура 18 века Культура 18 века

 Просвещение Наука. Литература Просвещение Наука. Литература

o Раз вити е эконом ики пр и  Петр е І способствовало рo Раз вити е эконом ики пр и Петр е І способствовало р аз ви тию науки. o 1700 -соз дана гор нор аз вед очная служба. o 1703 -отк р ыти е м ед ного м естор ожд ения на Ур але. o 1706 -отк р ыт Аптекар ски й огор од в Москве. o 1712 -соз д ани е А. Нар товым 1 -о в м ир е токар ного станка. Развитие науки. Токарный станок А. Нартова

o 17 07 - о т к р ы т  1 - йo 17 07 — о т к р ы т 1 — й г о с п и т а л ь и м е ди ц и н с к а я ш к о л а. o 17 02 — о т к р ы т а о б се р в а то р и я в Мо с к в е. o 17 07 — с о с т ав л е н а к ар та зв е здн о г о н е ба. o 17 19 — о т к р ы т а д л я п у б л и чн о г о п о с е щ е н и я Ку н ст к а м е р а. o 17 24 — и сп ы т ан и е п о д в о д н ой л о д к и. o 17 25 — о т к р ы т и е А к ад е м и и н а у к. Развитие науки. Здание Кунсткам еры.

o Р е ф о р м ы  П е т р аo Р е ф о р м ы П е т р а І т р е б о в а л и гр а м о т н ы х с п е ц и а л и с т о в. o П е т р н а ч а л с п о с ы л к и д в о р я н з а г р а н и ц у , н о в с к о р е в с т р а н е п о я в и л и с ь б е с с о с л о в н ы е ш к о л ы. o В 1 7 0 1 г в М о с к в е о т к р ы л а с ь Н а в и га ц к а я ш к о л а , г д е и з у ч а л и с ь п р а к т и ч е с к и е д и с ц и п л и н ы. o З а т е м п о я в и л и с ь И н ж е н е р н а я, А р т и л л е р и й с к а я , М е д и ц и н с к а я и д р. ш к о л ы. Образование. Сухарева башня

o Чтобы дворяне не уклоня лись от учебы ,  П етр запретил свяo Чтобы дворяне не уклоня лись от учебы , П етр запретил свя щенникам венчать их без справки об образовании. Чуть позж е стали поя вляться школы для дворянских детей. o Развитие образования потребовало издания учебников. Самым знаменитым учебником эпохи стала «А рифметика» Л. Магницкого. Образование Арифмети ка Л. Магницк ого

o В 1703 г. Была издана 1 -я русская газета-  «Ве-домости» . oo В 1703 г. Была издана 1 -я русская газета- «Ве-домости» . o Для облегчения образования в 1710 г. Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный- гражданский. Образование. Гражданс кий шрифт.

Литература. А. П. Сумарок ов. В. К. Тредиако вский o В сер. 18 в.Литература. А. П. Сумарок ов. В. К. Тредиако вский o В сер. 18 в. в России слож илась система ж анров-ода, басня, элегия , трагедия , комедия, повесть, роман. o В 18 в. слож ился новы й литературны й язык и система стихослож ения (В. К. Тредиаковский. ) o А. П. Сумароков стал «отцом» русской драматургии. Его произведения бы ли вы держ аны в стиле классицизма( « Дмитрий Самозванец» ).

Литература Н. М. Карам зин Д. И. Фонви зин. o Д. И. Ф оЛитература Н. М. Карам зин Д. И. Фонви зин. o Д. И. Ф о н в и з и н в к о м е д и я х « Б р и г а д и р » и « Н е д о р о с л ь » в ы с м е и в а л н р а в ы д в о р я н с к о г о с о с л о в и я. o Г. Д. Д е р ж а в и н в о д е « Ф е л и ц а » с о з д а л о б р а з и д е а л ь н о г о м о н а р х а. o Н. М. К а р а м з и н с т а л о с н о в о п о л о ж н и к о м р у с с к о г о с е н т и м е н т а л и з м а. o А. Н. Р а д и щ е в з а к р и т и к у к р е п о с т н и ч е с т в а в « П у т е ше с т в и и и з П е т е р б у р г а в М о с к ву » б ы л о т п р а в л е н в С и б и р ь.

 Искусство Искусство

o В н. 18 в. художественная культура приобрела светский характер и получила поддержку государства.o В н. 18 в. художественная культура приобрела светский характер и получила поддержку государства. o Большого развития получил жанр портрета. Большим мастером в этом направлении стал И. Никитин, создавший портреты Петра и его соратников. Искусство в 1 -й четверти 18 в. И. Никитин Портрет Петра I.

o Архитектура эпохи создавалась в основном в П етербурге. Наряду с иностранцами-Д. Трезини, Б.o Архитектура эпохи создавалась в основном в П етербурге. Наряду с иностранцами-Д. Трезини, Б. Растрелли работали и русские зодчие-И. К оробов, М. Земцов. o Н аиболее знаменитыми сооруж ения ми эпохи бы ли: К унсткамера, Дворец Меньшикова, П етропавловский собор. Искусство в 1 -й четверти 18 в. Дворец А. Меньшик ова.

o Главной особенностью культуры 2 -й пол. 18 в. -бы л сплав национальных иo Главной особенностью культуры 2 -й пол. 18 в. -бы л сплав национальных и европейских черт. o И нтерес к худож ественной литературе затронул все слои общества. Среди « просвещённой» части населения нормой стали музыкальные вечера и спектакли, коллекционирование книг, фарфора, картин. o Ведущую роль в культуре этой эпохи играли 2 стилистических направления — барокко и классицизм. Особенности развития культуры во 2 -й половине 18 в. В. Боровиковский. Екатерина II на прогулке.

o В сер. 18 в. на смену иностранцам выступавшим в театрах при царском двореo В сер. 18 в. на смену иностранцам выступавшим в театрах при царском дворе и дворцах вельмож пришел русский национальный театр. o В 1756 г. Ф. Г. Волков создал в Ярославле « Русский театр» . o При дворцах знатны х вельмож возникали крепостные театры вельмож. Одна из крепостных актрис Прасковья Жемчугова стала ж еной своего хозяина — графа Н. П. Шереметьева. Театр Ф. Г. Волков-осно ватель Русского театра.

o П ри А нне И оановне появля ется придворная  опера, где пелиo П ри А нне И оановне появля ется придворная опера, где пели итальянцы и французы. o В эпоху Екатерины II зарож дается русская классическая музы ка. Ее становление свя зано с именами Д. С. Бортнянского, В. А. П ашкевича, Е. И. Фомина. o Широкое распространение получает романс, развивается народная и духовная музы ка. Музыка Е. И. Фоми н. Д. С. Бортян ский

o В историческом ж анре прославились А. П. Лосенко и Г.  И. Угрюмов,o В историческом ж анре прославились А. П. Лосенко и Г. И. Угрюмов, чьи полотна бы ли посвящены ключевы м моментам русской истории. o В ж анре портрета худож ники ст ремились к отображ ению правды ж изни и повы шению худож ественного мастерства. o Работы А. П. А нтропова подчеркивали волевые черты персонаж ей. Живопись А. Лосенко. Владимир и Рогнеда.

o В творчестве крепостных худож ников И. П. и Н. И. А ргуновых отчетливоo В творчестве крепостных худож ников И. П. и Н. И. А ргуновых отчетливо проявился интерес к культуре и духовны м традиция м русского народа. o Д. С. Рокотов достиг особого мастерства в создании ж енских портретов. o Д. Г. Левицкий создал серию портретов дея телей Русского просвещения и выпускниц Смольного института. Живопись И. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.

o В к. 18 в. в ж ивописи появля ется  « крестьянское» направление,o В к. 18 в. в ж ивописи появля ется « крестьянское» направление, представленное сценами из крестьянской ж изни и портретами крестьян. o В картинах М. Ш ибанова « Крестья нский обед» и « Свадебный сговор» показана безрадостная участь крестьян с точки зрения нравственных и идейных основ сентиментализма, господствовавшего в русской культуре в это время. Живопись М. Шибанов. Крестьянский обед.

o К рупнейший русский скульптор Ф. И. Шубин мастерски проникал во внутренний мир своихo К рупнейший русский скульптор Ф. И. Шубин мастерски проникал во внутренний мир своих героев(Екатерина II, Ломоносов, П авел I и др. ) o В П етербурге впервые появляются памя тники в честь выдающихся дея телей. o В 1766 -7 8 гг. француз Этьен Фальконе, приглашенный в Россию по совету Д. Дидро, создает знаменитый памятник П етру I- « Медный всадник» . Скульптура. Н. В. Репн ин. Ф. И. Шуб ин

o В т в о р ч е с т в е  крo В т в о р ч е с т в е кр у п н е йш их а р х и т е кт о р о в б ы л и в о п л о щ е н ы р у с с к ие н а ци о н а л ь н ы е ч е р т ы в с о ч е т а н и и с к л а с с ич е с ки м ми р о в ы м н а с л е д и е м. o Б. Р а с т р е л л и с о зд а л ц е л ы й р я д кр у п н е йш и х д в о р ц о в ы х а н с а мб л е й в П е т е р б у р г е и е г о п р иг о р од а х — З и мн ий д в о р е ц , Бо л ь ш о й д в о р е ц в П е т е р г о ф е , Бо л ь ш о й Е ка т е р и н с ки й д в о р е ц в Ц а р с ко м С е л е и д р. Архитектура Б. Растрелл и. Зимний дворец.

o В. И. Баж енов стал « Отцом русского классицизма» . П о егоo В. И. Баж енов стал « Отцом русского классицизма» . П о его проектам бы ли построены-Дом П ашкова в Москве, дворцово-парковый ансамбль Царицино, Гатчинчкий и Павловский дворцы и Михайловский замок в П етербурге. o Характерной чертой творчества Баж енова бы ло стремление органично вписывать архитектурные сооруж ения в городскую среду и окруж ающий ландшафт. Архитектура «Пашков дом» в Москве. Архитектор В. Баженов.

o Ученик Баж енова М. Ф. К азаков возвел здание Сената, здание Университ ета,o Ученик Баж енова М. Ф. К азаков возвел здание Сената, здание Университ ета, Голицинскую и Павловскую больницы , П етровский дворец в Москве. Величайшим творением К азакова стало здание Дворя нского собрания. o И. Е. Старов реконструировал здание Александро-Н евской лавры в П етербурге и возвел ря д дворя нских усадьб. Н о наибольшую известность получил сооруж енны й им Таврический дворец. Архитектура М. Казаков. Здание Сената в Кремле