Скачать презентацию Русская культура XIXв XIXв справедливо Скачать презентацию Русская культура XIXв XIXв справедливо

Русская культура XIXв.pptx

  • Количество слайдов: 16

Русская культура XIXв. Русская культура XIXв.

 • XIXв справедливо называют «золотым веком» русской культуры. Россия совершила гигантский скачок в • XIXв справедливо называют «золотым веком» русской культуры. Россия совершила гигантский скачок в своем культурном развитии и внесла неоценимы вклад в общемировую культуру. Это было вызвано следующими факторами: • Формирование русской нации, ростом ее национального самосознания – культура имела во многом национальный характер • Усиление культурных контактов с другими странами и народами (в тч членами Рос империи)

Особенности культуры первой половины XIXв 1. Ускоренные темпы развития 2. Подъем патриотизма, вызванный Отечетвенной Особенности культуры первой половины XIXв 1. Ускоренные темпы развития 2. Подъем патриотизма, вызванный Отечетвенной войной 1812 г, рост национального самосознания 3. Начался процесс демократизации культуры: а)демократизация образовнания: с дворянами учатся непривилигированные сословия б) в произведениях начала звучать тема «простого народа» , «бедных людей»

Особенности культуры пореформенного периода 1. Изменилась историческая обстановка: реформы 6070 гг явили настоящий переворот Особенности культуры пореформенного периода 1. Изменилась историческая обстановка: реформы 6070 гг явили настоящий переворот всех сфер жизни Произошло не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы и возможности их удовлетворить. 2. Общественно-политическая жизнь оказывала влияние на развитие культуры, определяла тематику и содержание произведений 3. Существенно расширился круг лиц-носителей образования и культуры – интенсивная демократизация 4. Особую роль играл научно-технический прогерсс: и фактор , и показатель развития культуры

Особенности культуры начала XXв «Серебряный век» (лит-ра, искусство, гум наук) • Под влиянием индустриализации, Особенности культуры начала XXв «Серебряный век» (лит-ра, искусство, гум наук) • Под влиянием индустриализации, НТР менялся мир и представления людей. Нарушалась гармония между человеком и природой. Привычные существовавшие ранее ценности и представления казались несостоятельными и требовали пересмотра. Поэтому это период не упадка, а нового расцвета. В этот бурный период творцы пытались найти принципиальное в научном и художественном истолковании действительности • Усилилась интеграция русской культуры в общемировую: а) новое в науке, живописи, литературе и др. распространялось в России б) Достижения России становились чрезвычайно популярны за рубежом

Литература первой половины • Являлась ведущей областью русской культуры XIXв. Писатели и поэты занимали Литература первой половины • Являлась ведущей областью русской культуры XIXв. Писатели и поэты занимали разные общественно-пол позиции, поэтому лит-ра являюсь важнейшим средством формирования общественного сознания. • Для литературы первой половины Xi. Xв характерна быстрая смена худож направлений (одно-два поколения): классицизм XVIIIв, сентиментализм, романтизм, реализм

 • Рубеж Xv. III-XIXвв сентементализм: Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» • Первая четверть • Рубеж Xv. III-XIXвв сентементализм: Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» • Первая четверть XIXв. Романтизм (влияние Отеч войны) 1. салонный романтизм –далекий от реальной действительности – рыцарские легенды, баллады В. А. Жуковского 2. «декабрсткий» -антикрепостнический, антисамодержавный, проникнут идеями служения Родине, борьбы за свободу Рылеев, Бесужев 0 Марлинский, Кюхелбекер • Вторая четверть XIXв –реализм-правдивое отображение действительности во всем ее многообразии Пушкин(осоновоположник), Лермнотов, Гоголь, Герцен, Некрасов, Гончаров, Тургенев

Литература второй половины • Народная жизнь, общественно-политические течения вт пол ярко отобразились в литературе. Литература второй половины • Народная жизнь, общественно-политические течения вт пол ярко отобразились в литературе. На Литературу(и искусство) второй половины XIX большое влияние народнические идеи, «тема мужика» , положения и судеб пореформенной деревни стала центральной. • Критический реализм - ведущее направление, отображение «правды жизни» , ее социальные противоречия, негативные стороны, стремление показать «типичные характеры в типичных обстоятельствах»

 • Н. А Некрасов: «Кому на Руси. . » , Мороз, Красный Нос» • Н. А Некрасов: «Кому на Руси. . » , Мороз, Красный Нос» , Коробейники • И. С. Тургенев: «Записки Охотника» , Дворянское гнездо» , «Отцы и дети» , «Дым» , «Новь» • И. А. Гончаров: ООО – «Обыкновенная история» , «Обломов» , «Обрыв» • Ф. М Достоевский • Л. Н. Толстой • Также Островский, Лесков, Салтыков-Щедрин, Мамин. Сибииряк, Гарин-Михайловский, Станюкович, Короленко, Гаршин, Андреев, Серафимович, и , конечно же, Чехов, Горький, Куприн, Бунин

Модернизм- направление, представители которого стремились отойти от традиционных этических норм и представлений Символизм- стремление Модернизм- направление, представители которого стремились отойти от традиционных этических норм и представлений Символизм- стремление сделать прорыв к скрытой реальности, чистое свободное искусство Старшие символисты: Брюсов, Мережковский, Сологуб, Бальмонт Младосимволисты: Блок, Белый, Иванов Акмеизм (неоклассицизм)освобождение от сиволизма, возврат к предметности, матриальности, возвращение слову его истинного значения; культ земного бытия, склонен к эстетизации. Цех поэтов: Н. Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам Футуризм (искусство будущего), отрицание традиционной культуры, ее ценностей; требование абсолют свободы творчества братья Бурлюки Хлебников Северянин Маяковский Крученых

Живопись • Художественные направления: • 1. Академизм- изображение того, что вечно и прекрасно, согласно Живопись • Художественные направления: • 1. Академизм- изображение того, что вечно и прекрасно, согласно академии – это мифологические и библейские сюжеты • Брюллов «Последний днь помпеи» • Иванов «Явление Христа народу»

 • 2. Романтизм –характеризующийся самоценною личностью, страданиями, борьбой возвышенностью идеалов • Орест Кипренский: • 2. Романтизм –характеризующийся самоценною личностью, страданиями, борьбой возвышенностью идеалов • Орест Кипренский: портреты Пушкина, Жуковского, Ростопчиной, Е. Давыдова ? Венецианов: «На пашне. Весна» , «Гумно» , портрет Карамзина

 • 3. Реализм – изображение правды жизни • П. А. Федотов: «Сватовство майора» • 3. Реализм – изображение правды жизни • П. А. Федотов: «Сватовство майора» , «Свежий кавалер» • Тропинин: портрет Пушкина, Карамзина, Аресения Тропинина- сына художника

Живопись второй половины XIXв • Господствующий стиль – критический реализм • Задачи(Черты) -стремление осветить Живопись второй половины XIXв • Господствующий стиль – критический реализм • Задачи(Черты) -стремление осветить социальные проблемы, злободневность -запечатлеть мир бедности, бесправия, нищеты -обращение к народническим мотивам -обличение пороков, невежества -борьба с академизмом • Следовательно, приближение искусства к жизни, к народу

1870 г. Товарищество передвижных выставок • 1863 г «Бунт четырнадцати» • Черты: -борьба, противопоставление 1870 г. Товарищество передвижных выставок • 1863 г «Бунт четырнадцати» • Черты: -борьба, противопоставление академизму -Обращение к народническим мотивам -следование принципам реализма Задачи товарищества: 1. дать возможность провинции знакомиться с искусством 2. развитить любовь к сусскуству в обществе 3. облегчить художникам сбыт своих произведений

 • • • Члены товарищества: Крамской- основатель В разное время входили разные художники • • • Члены товарищества: Крамской- основатель В разное время входили разные художники Перов Ге Мясоедов Репин Суриков Шишкин Левитан Саврасов Куинджи