Скачать презентацию Русская культура XIX века Лекция 1 Часть Скачать презентацию Русская культура XIX века Лекция 1 Часть

РАПКДО_Лекция-Русская культура-19-01.ppt

  • Количество слайдов: 113

Русская культура XIX века Лекция 1 Русская культура XIX века Лекция 1

Часть I. Русская культура в первой половине XIX века Часть I. Русская культура в первой половине XIX века

Вопросы • • Образование Книжное дело Наука Художественная культура: ▫ ▫ А) Литература Б) Вопросы • • Образование Книжное дело Наука Художественная культура: ▫ ▫ А) Литература Б) Театр и музыка В) Архитектура и скульптура Г) Живопись

Особенности периода: • Значительный духовный подъем, вызванный ростом национального самосознания (победа в Отечественной войне) Особенности периода: • Значительный духовный подъем, вызванный ростом национального самосознания (победа в Отечественной войне) • «Просвещенная политика» в первые годы царствования Александра I

1. Образование 1. Образование

1802 г. — создано Министерство народного просвещения 1802 г. — создано Министерство народного просвещения

Открытие университетов: • 1802 г. — Дерптский (г. Тарту) • 1804 г. — Казанский, Открытие университетов: • 1802 г. — Дерптский (г. Тарту) • 1804 г. — Казанский, Харьковский и Виленский (в 1831 г. переведен в Киев) • 1819 г. — Петербургский

После 1802 г. : • Создаются 6 учебных округов • Университеты становились учебными и После 1802 г. : • Создаются 6 учебных округов • Университеты становились учебными и педагогическими центрами округов

Открытие лицеев: • 1805 г. — Демидовский (в г. Ярославле) • 1811 г. — Открытие лицеев: • 1805 г. — Демидовский (в г. Ярославле) • 1811 г. — Царскосельский

Царскосельский лицей (1820 -е гг. ) Царскосельский лицей (1820 -е гг. )

Технические и военные учебные заведения: • • • Петербургский горный институт Петербургский технологический институт Технические и военные учебные заведения: • • • Петербургский горный институт Петербургский технологический институт Московское ремесленное училище Академии Генерального Штаба Инженерная академия Артиллерийская академия

Постепенно расширялась сеть гимназий: • 1824 г. — 24 • Сер. XIX века — Постепенно расширялась сеть гимназий: • 1824 г. — 24 • Сер. XIX века — более 50

Начальное образование: • Уездные училища • Волостные училища • Церковно-приходские школы Начальное образование: • Уездные училища • Волостные училища • Церковно-приходские школы

2. Книжное дело 2. Книжное дело

Увеличение числа издаваемых и читаемых книг: • Крупные отечественные книгоиздатели — братья Глазуновы, В. Увеличение числа издаваемых и читаемых книг: • Крупные отечественные книгоиздатели — братья Глазуновы, В. А. Плавильщиков, А. Ф. Смирдин • В 1830 -е гг. в стране насчитывается более 100 книжных лавок

Александр Филиппович Смирдин 1795— 1857 известный русский книгопродавец и издатель; старался сделать книги доступными Александр Филиппович Смирдин 1795— 1857 известный русский книгопродавец и издатель; старался сделать книги доступными для широких масс людей, удешевляя стоимость книг; ввел систему литературной оплаты труда писателей и почтовую рассылку книг

3. Научные открытия 3. Научные открытия

Географические открытия 1803— 1806 гг. — первое кругосветное плавание русских кораблей под командованием И. Географические открытия 1803— 1806 гг. — первое кругосветное плавание русских кораблей под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (корабли «Надежда» и «Нева» )

Географические открытия 1819— 1821 гг. — исследование южных полярных морей и открытие Антарктиды в Географические открытия 1819— 1821 гг. — исследование южных полярных морей и открытие Антарктиды в ходе научной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (корабли «Восток» и «Мирный» )

Географические открытия 1826— 1829 гг. — исследование Северного Ледовитого океана и Камчатки экспедицией Ф. Географические открытия 1826— 1829 гг. — исследование Северного Ледовитого океана и Камчатки экспедицией Ф. П. Литке

Математика: • Н. И. Лобачевский создает новую геометрическую систему (неевклидова геометрия) — 1826 г. Математика: • Н. И. Лобачевский создает новую геометрическую систему (неевклидова геометрия) — 1826 г.

Физика: • В. В. Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги • Б. С. Якоби открыл Физика: • В. В. Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги • Б. С. Якоби открыл метод гальванотехники, создание и усовершенствование электромагнитного телеграфа • В. Я. Струве, работая в Пулковской обсерватории, обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути

Техника: • Изобретатели Черепановы (отец и сын) построили паровую железную дорогу (1830 -е) • Техника: • Изобретатели Черепановы (отец и сын) построили паровую железную дорогу (1830 -е) • П. П. Аносов раскрыл секрет изготовления булатной стали; положено начало металлургии высококачественной литой стали

Медицина: • Хирург Н. И. Пирогов (1810— 1881) стал основоположником военно-полевой хирургии, основателем анестезии Медицина: • Хирург Н. И. Пирогов (1810— 1881) стал основоположником военно-полевой хирургии, основателем анестезии

История: • 1818 г. — появление первого систематического общедоступного труда (печать первых 8 томов) История: • 1818 г. — появление первого систематического общедоступного труда (печать первых 8 томов) по истории ( «История государства Российского» Н. М. Карамзина)

Научные общества: • 1804 г. — открыто Московское общество истории и древностей Российских (МОИДР) Научные общества: • 1804 г. — открыто Московское общество истории и древностей Российских (МОИДР) • 1805 г. — основано Общество любителей российской словесности (ОЛРС) • 1845 г. — учреждение Русского географического общества (РГО)

4. Художественная культура ( «золотой век» русской культуры) 4. Художественная культура ( «золотой век» русской культуры)

А) Литература А) Литература

Сентиментализм в литературе: • На рубеже XVIII — XIX вв. произошел переход от классицизма Сентиментализм в литературе: • На рубеже XVIII — XIX вв. произошел переход от классицизма к сентиментализму • Представители: поэт Г. Р. Державин, писатель и историк Н. М. Карамзин ( «Бедная Лиза» , «Письма русского путешественника» )

Основные черты сентиментализма: • Уход от строгостей классицизма (НЕТ единства места и действия, НЕТ Основные черты сентиментализма: • Уход от строгостей классицизма (НЕТ единства места и действия, НЕТ столкновения крайних противоположностей и пр. ) • Субъективность подхода к миру • Обилие чувств, переживаний • Утверждение богатого духовного мира человека

!!! После 1812 г. сентиментализм вытесняется романтизмом, который становится основным направлением в художественной культуре. !!! После 1812 г. сентиментализм вытесняется романтизмом, который становится основным направлением в художественной культуре.

Сущность и особенности романтизма Сущность: • Противопоставление реальной действительности идеального образа. Особенности: • Интерес Сущность и особенности романтизма Сущность: • Противопоставление реальной действительности идеального образа. Особенности: • Интерес к народной культуре, самобытности • Интерес к истории • Утверждение сильной и свободной личности

Представители романтизма: Представители романтизма:

Васи лий Андре евич Жуко вский 1783— 1852 русский поэт, один из основоположников романтизма Васи лий Андре евич Жуко вский 1783— 1852 русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии; баллада «Людмила» стала одним из первых произведений русского романтизма

Алекса ндрович Бесту жев (Марлинский) 1797— 1837 Писатель эпохи романтизма, декабрист; вместе К. Рылеевым Алекса ндрович Бесту жев (Марлинский) 1797— 1837 Писатель эпохи романтизма, декабрист; вместе К. Рылеевым издавал литературный альманах «Полярная звезда»

Михаи л Никола евич Заго скин 1789— 1852 русский писатель, драматург, автор исторических романов Михаи л Никола евич Заго скин 1789— 1852 русский писатель, драматург, автор исторических романов (наиболее знаменит — «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» )

Во второй трети XIX века в русской литературе утверждается реализм: Характерные черты: • Правдивое Во второй трети XIX века в русской литературе утверждается реализм: Характерные черты: • Правдивое отражение действительности во всем ее многообразии; • Внимание к простому человеку • Раздумье о судьбах страны и народа Представители: • Представители: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов

Б) Театр и музыка Б) Театр и музыка

Театры Москвы Малый театр Большой театр Театры Москвы Малый театр Большой театр

Театры Петербурга Александринский театр Мариинский театр Театры Петербурга Александринский театр Мариинский театр

Драматурги первой половины XIX века: А. С. Грибоедов Н. В. Гоголь А. Н. Островский Драматурги первой половины XIX века: А. С. Грибоедов Н. В. Гоголь А. Н. Островский

Наиболее известные актеры • М. С. Щепкин (Малый театр) • П. С. Мочалов (Малый Наиболее известные актеры • М. С. Щепкин (Малый театр) • П. С. Мочалов (Малый театр) • В. А. Каратыгин (Александринский театр)

Михаи л Семёнович Ще пкин 1788— 1863 Русский и украинский актер; один из основоположников Михаи л Семёнович Ще пкин 1788— 1863 Русский и украинский актер; один из основоположников русской актёрской школы; играл в Малом театре; является реформатором актерского искусства — основоположником реализма на русской сцене

Па вел Степа нович Моча лов 1800— 1848 один из величайших русских актёров эпохи Па вел Степа нович Моча лов 1800— 1848 один из величайших русских актёров эпохи романтизма; служил в московском Малом театре

Романтизм в музыке: • Композитор А. Н. Верстовский — опера «Аскольдова могила» • Композитор Романтизм в музыке: • Композитор А. Н. Верстовский — опера «Аскольдова могила» • Композитор М. И. Глинка — «Жизнь за царя» ( «Иван Сусанин» )

Михаи л Ива нович Гли нка 1804— 1857 русский композитор, основоположник национальной композиторской школы; Михаи л Ива нович Гли нка 1804— 1857 русский композитор, основоположник национальной композиторской школы; Наиболее известна опера «Жизнь за царя»

Реализм в музыке • Алекса ндр Серге евич Даргомы жский (1813— 1869) — оперы Реализм в музыке • Алекса ндр Серге евич Даргомы жский (1813— 1869) — оперы «Русалка» и «Каменный гость»

В) Архитектура !!! Доминирующим стилем стал русский ампир Характерные черты русского ампира: • Массивность В) Архитектура !!! Доминирующим стилем стал русский ампир Характерные черты русского ампира: • Массивность и монументальность • Богатый декор в виде орнаментов, эмблем

Зда ние Гла вного Адмиралте йства Арх. А. Д. Захаров (здание 1823 г. ) Зда ние Гла вного Адмиралте йства Арх. А. Д. Захаров (здание 1823 г. )

А. Н. Воронихин А. Н. Воронихин

Горный институт (1806— 1811) Горный институт (1806— 1811)

Казанский собор (1801— 1811) Казанский собор (1801— 1811)

Огюст Монферран Огюст Монферран

Исаакиевский собор Исаакиевский собор

Александровская колонна ( «Александрийский столп» ) Александровская колонна ( «Александрийский столп» )

Жан Тома де Томо н Жан Тома де Томо н

Здание Большого театра в Петербурге Здание Большого театра в Петербурге

Здание Биржи Здание Биржи

Карл Ива нович Ро сси Карл Ива нович Ро сси

Здание Сената и Синода Здание Сената и Синода

Михайловский дворец (сейчас — здание Русского музея) Михайловский дворец (сейчас — здание Русского музея)

Здание Генерального Штаба Здание Генерального Штаба

Арка Генерального Штаба Арка Генерального Штаба

Александринский театр Александринский театр

О сип Иванович Бове О сип Иванович Бове

Большой театр Большой театр

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка) Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

Домени ко Жиля рди • Известен своими работами по восстановлению зданий, пострадавших от московского Домени ко Жиля рди • Известен своими работами по восстановлению зданий, пострадавших от московского пожара 1812 г. (в частности: Колокольная Ивана Великого, здание Московского университета)

Здание Московского университета (восстановленное после 1812 г. ) Здание Московского университета (восстановленное после 1812 г. )

Константи н Андре евич Тон Константи н Андре евич Тон

Большой Кремлёвский дворец Большой Кремлёвский дворец

Храм Христа Спасителя Арх. К. А. Тон. Является ярким выражением «руссковизантийского» стиля Храм Христа Спасителя Арх. К. А. Тон. Является ярким выражением «руссковизантийского» стиля

Г) Скульптура • Скульптура как вид искусства в первой половине XIX века существовала в Г) Скульптура • Скульптура как вид искусства в первой половине XIX века существовала в сочетании с архитектурой и градостроительством и самостоятельно

Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович Клодт

 «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге

Памятник Николаю I Памятник Николаю I

Бори с Ива нович Орло вский Бори с Ива нович Орло вский

Памятники у Казанского собора Памятник М. И. Кутузову Памятник Барклаю де Толли Памятники у Казанского собора Памятник М. И. Кутузову Памятник Барклаю де Толли

И. П. Мартос И. П. Мартос

Памятник Минину и Пожарскому Москва. Красная площадь Памятник Минину и Пожарскому Москва. Красная площадь

Д) Живопись • Романтическое и реалистическое направление Д) Живопись • Романтическое и реалистическое направление

Оре ст Ада мович Кипре нский 1782— 1836 русский художник, график и живописец, мастер Оре ст Ада мович Кипре нский 1782— 1836 русский художник, график и живописец, мастер портрета; представитель романтизма в живописи

Портрет графини Е. П. Ростопчиной 1809. ГТГ Портрет графини Е. П. Ростопчиной 1809. ГТГ

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова 1809. ГРМ Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова 1809. ГРМ

Портрет В. А. Жуковского 1815 г. ГТГ Портрет В. А. Жуковского 1815 г. ГТГ

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина 1827. ГТГ Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина 1827. ГТГ

Васи лий Андре евич Тропи нин 1776— 1857 русский живописец, мастер романтического и реалистического Васи лий Андре евич Тропи нин 1776— 1857 русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов; одним из первых начал обращаться к изображению людей из народа

 «Кружевница» 1823 г. ГТГ «Кружевница» 1823 г. ГТГ

Портрет А. С. Пушкина 1827 г. Портрет А. С. Пушкина 1827 г.

 «Золотошвейка» 1828 г. ГТГ «Золотошвейка» 1828 г. ГТГ

 • Классическое направление • Классическое направление

Карл Па влович Брюлло в 1799— 1852 Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель Карл Па влович Брюлло в 1799— 1852 Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма

Академизм • направление в европейской живописи XVII— XIX веков; основополагающей чертой является следование внешним Академизм • направление в европейской живописи XVII— XIX веков; основополагающей чертой является следование внешним формам классического искусства

Последний день Помпеи Последний день Помпеи

Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году

Всадница Всадница

Итальянский полдень Итальянский полдень

Алекса ндр Андре евич Ива нов 1806— 1858 русский художник, создатель произведений на библейские Алекса ндр Андре евич Ива нов 1806— 1858 русский художник, создатель произведений на библейские и античномифологические сюжеты, представитель академизма

 «Явление Христа народу» ( «Явление Мессии» ) «Явление Христа народу» ( «Явление Мессии» )

 «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине»

 «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»

 • Бытовой жанр • Бытовой жанр

Алексе й Гаври лович Венециа нов 1780— 1847 русский живописец, мастер жанровых сцен из Алексе й Гаври лович Венециа нов 1780— 1847 русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни; основатель так называемой «венециановской школы»

На пашне. Весна На пашне. Весна

На жатве. Лето На жатве. Лето

Гумно Гумно

 • Критический реализм • Критический реализм

Павел Андреевич Федотов 1815— 1852 русский живописец и график; родоначальник критического реализма Павел Андреевич Федотов 1815— 1852 русский живописец и график; родоначальник критического реализма

Завтрак аристократа Завтрак аристократа

Свежий кавалер Свежий кавалер

Сватовство майора Сватовство майора

Запомните: • 1832 г. — открытие училища живописи, ваяния и зодчества, ставшего центром подготовки Запомните: • 1832 г. — открытие училища живописи, ваяния и зодчества, ставшего центром подготовки художников

Особенности развития культуры в первой половине XIX века: • Существование разных уровней культуры: дворянской Особенности развития культуры в первой половине XIX века: • Существование разных уровней культуры: дворянской и крестьянской, городской и сельской, профессиональной и традиционной • Если первые уровни были подвержены изменениям, то вторые были более консервативны, хотя не менее сложны, богаты и разнообразны, чем первые