Русская культура XIV_XV век 2017.pptx
- Количество слайдов: 56
Русская культура в XIV-XVвеках Д/З : п. 26 стр. 192 № 1, 2, 3 П. 27 (раздел 1) – таблица № 1 стр. 199
Литература Книги • Материал • Тип письма Связь между появлением бумаги и ускорением письма И изменениями в хозяйственной, политической и культурной жизни Руси?
Главная идея этого периода
Архитектура • XIII век – Возрождение каменного зодчества Новгородская земля Церковь Николы на Липне Строгость , простота Одноглавые церкви Преемственность с прошлым
Церковь Фёдора Стратилатапример совершенных пропорций XIVвек- новый стиль в архитектуре Новгорода: нарядное внешнее убранство храмов
Церковь Спаса на Ильине улице Расписана в 1378 г. Ф. Греком. Фасад украшен декоративными нишами с фресковыми росписями.
Северо-Восточная Русь • Тверь. Москва. Коломна • Простая отделка • Четырёх-столпный храм • Завершение стен ступенчатыми ярусами кокошников Рождественский собор Саввино. Сторожевского монастыря. XV век
Сравнить храмы Дмитриевский собор во Владимире XII век Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря XV век
Сравнить храмы Северо-Восточная Русь Новгород
Псков. Изборская крепость Построена в 1330 г. Одно из крупных военных сооружений Руси.
В 1367 г. был возведён белокаменный Кремль в Москве
Каменное строительство в Москве в XIV веке
Давайте вспомним 1. Что такое зодчество? Зодчество- искусство проектировать и строить здания. 2. Каковы особенности архитектуры Новгородского и Владимирского княжеств? Во Владимирском княжестве: • величественность • монументальность • использование белого камня • рельеф в наружном декоре В Новгородской земле: • утрачена монументальность • одноглавые храмы • использование известняка и кирпича • нарядность в декоре фасада
Русская живопись XIV века Богоматерь Донская Феофан Грек XIV век
Иконопись Архангел Михаил Андрей Рублёв Икона Всех скорбящих Даниил Чёрный Преображение Господне Феофан Грек
Феофан Грек (ок. 1337 -1405 г. г. ) Спас Вседержитель Родился в Византии. На Русь приехал в 70 -х годах XIVвека. Сначала работал в Новгороде, а потом в Москве. Отличает: смелая живописная манера, интерес к характеру, внутреннему миру человека.
Роспись предела церкви Спаса Летопись сообщает о том, Что в 1378 г. Ф. Грек расписал церковь Спаса на Ильине В Новгороде Изображение Христа на куполе. Ф. Грек представил его суровым, строгим, беспощадным, но не холодным и отрешенным, а пристрастным судьёй, вершителем рода человеческого.
Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси
Легендарное имя Андрея Рублева, работавшего в XV веке, было сохранено народной памятью, и с ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение. Благодаря реставрациям, освобождению памятников от позднейших наслоений оказалось возможным узнать подлинную живопись мастера.
Параллельно с реставрационными открытиями накапливались сведения об исторических источниках, которые стали использовать для разыскивания произведений Андрея Рублева. Подлинное открытие рублевской живописи состоялось в двадцатом веке.
«Послушник» Послушнику Андрею досталась особая обязанность — научиться выражать церковную мудрость на языке красок. Троицкий монастырь являлся неисчерпаемым источником этой мудрости.
Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченные болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем государственном оболвании человечества, и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви.
Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной.
В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких христианских идеалов.
О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь А. Блок Рыженко Павел «Молитва»
Фильм Тарковского «Андрей Рублев»
Андрей Рублёв А. Рублёв родился ок. 1360 г. Монах Троице-Сергиева монастыря. Расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле вместе с Ф. Греком и Прохором из Городца.
В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» , изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный» , в котором «благословятся… все народы земли» . Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним
Андрей Рублёв «Троица»
Сравнить Апостол Павел – Феофан Грек Апостол Павел – Андрей Рублёв
Феофан Грек Андрей Рублёв
ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 -нач. 15 вв. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь
Дионисий Диони сий (ок. 1440— 1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва
В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня» . Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.
Выводы : • XIV-XVI века- время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества • Русская живопись в XIV-XVI веках оставалась преимущественно церковной • Развивалась иконопись и фресковая роспись церквей
Иконостас Троице-Сергиева монастыря XV век