Русская культура в начале XX в - бонус.ppt
- Количество слайдов: 42
Русская культура в начале XX в. ( 1900 -1917 гг)
Наука • • • Философия и политология: Ленин, Плеханов, Чернов, М. И. Туган-Баранович, М. Ковалевский, Бердяев, С. Булгаков, С. Франк История: Ключевский, Тарле, Греков, Шахматов Естественные науки: Циолковский -ракетостроение Жуковский - аэродинамика Вернадский - ноосфера (экология) Ферсман - геохимия Зелинский - химия (противогаз) Мечников — эмбриология (Нобел. премия) Павлов - условные рефлексы (нобелев. премия)
Литература «Серебряный век» МОДЕРНИЗМ (отрицание традиций классической культуры , стремление создавать новое искусство) АКМЕИЗМ СИМВОЛИЗМ (в основе – символ, открытие многозначности слова) «Старшие символисты» (декаденские традиции) К. Бальмонт, Д. Мережковский, В. Брюсов, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, ФУТУРИЗМ «Цех поэтов» (Основа – отрицание, воспевание бунта и дерзости, сверхискусство) (стремление говорить простым языком, торжество ясности) Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузмин, М. Зенкевич «Младосимволисты» (стремление к высшему идеалу, вера в высокое предназначение искусства) А. Блок, А. Белый, В. Иванов, И. Анненский Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников Кубофутуристы «Гилея» (поэт-хулиган, неприятие и протест) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых, Е. Гуро Эгофутуристы (торжество собственной личности) И. Северянин
Правда Бродский чуть позже • Если к Бродскому приходили гости, знаком особого расположения служило предложение поэта: «Хотите, я разбужу для вас кота? »
Скульптура • • А. М. Опекушин (реалистические традиции)- памятник Пушкину в Москве М. М. Антокольский – галерея скульптурных портретов и исторических деятелей России ( «Иван Грозный» , «Нестор-летописец» , «Ермак» , «Петр I» ) • М. О. Микешин ( «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве) А. С. Голубкина, С. Т. Коненков •
Архитектура МОДЕРН НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОКАССИЦИЗМ (мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации) Ярославский вокзал (Ф. И. Шехтель) (возрождение основных принципов классики: монументальность, парадность, строгая симметрия) Казанский вокзал (А. В. Щусев) Киевский вокзал (И. И. Рерберг) Художественный театр (Ф. И. Шехтель) Музей изобразительных искусств (Р. И. Клейн) Гостиница «Метрополь» (В. Ф. Валькот) Здание Госбанка (И. В. Жолтовский)
Театр • МХАТ: Станиславский, Немирович. Данченко (пьесы Островского, Чехов Горького) Вера Комиссаржевская Юрьев, Шаляпин. • Дягилев «Русские сезоны» в Париже
Балет • Конец XIX - начало XX века в балете - это, разумеется, работы известного хореографа Мариуса Петипа, создателя огромного количества классических балетов, исполняемых по сей день. Например, к его работам относится балет Дон Кихот, Жизель, Лебединое озеро, Корсар, Пахита и другие. Чуть позже появляются работы Сергея Дягилева, родившегося в Перми. Напрямую не связанный с искусством танца, он создает труппу "Русский балет Дягилева" и организует "Русские сезоны" в Париже. Создателем классического романтического балета считается Михаил Фокин с такими работами, как Умирающий лебедь на музыку К. Сен-Санса или Шопениана.
Развитие культуры в 20 -30 -е гг. «Культурная революция»
Культурная революция «Неграмотный человек стоит вне политики» В. И. Ленин Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20 -30 -е гг. XX в. (Теория культурной революции была разработана В. И. Лениным. ) Была направлена: • на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции • на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.
Культурная революция предусматривала: • ликвидацию неграмотности, • создание социалистической системы народного образования и просвещения, • формирование новой, социалистической интеллигенции, • перестройку быта, • развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.
Ликвидация неграмотности — массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 -ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями
1. В 1930 г. начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г. - к семилетке. 2. В школу возвратились: • уроки, • твердое расписание, • отметки и т. д. 3. Были созданы новые программы и учебники. 4. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и другие дисциплины. 5. В стране было открыто 20 тыс. новых школ. 6. В конце 30 -х гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся. 7. По переписи 1939 г. грамотность составила 87, 4%. 8. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование. 9. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1 -е место в мире. 10. Тираж книг в 1937 г. составил 700 млн экземпляров. 11. Они выходили на 110 языках народов СССР.
В 1918 году была осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933— 1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. К концу 30 -х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. К началу 40 -х годов задача ликвидации неграмотности была в основном решена. К началу 50 -х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.
• Ну у меня нет уже больше смешных
Балет Создателем «чистого» танца является Джордж Баланчин. Он не брал за основу своих работ какойлибо сюжет, стараясь работать с линиями иобщей композицией. Вторая половина XX века знаменита современными направлениями балета, танцем модерн. По сути, родительницей пластического танца является возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан. Хореографы начинают работать над новыми формами, ломая старые, пытаясь создать новые линии, гораздо более ломанные и резкие. Они считают это наиболее явным выражением своих идей, хотя сюжеты по прежнему остаются достаточно простыми. Известные исполнители начала XX века - А. Павлова, В. Нижинский;
Наука • Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени Ленина (Н. И. Вавилов) • П. Л. Коган: Институт физических проблем • Лебедев - искусственный каучук • А. Ф. Иоффе – отец советской физики • Циолковский -космонавтика • Цандер, Ощепков -реактивный двигатель • Обручев - географ (Сибирь и Ц. Азия) • Мичурин - селекция • 1922 - «Философский пароход» — Бердяев, Франк, С. Булгаков, Карсавин, Сорокин. • Репрессированы: Вавилов, Королёв, Ощепков, Ландау, Туполев.
Литература • В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям. Эмигрантская лит-ра «Потаенная» лит-ра Советская лит-ра В начале 20 -х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния. Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. Это были произведения, написанные в стол Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса. И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева. А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Ахматова «Реквием»
Борьба двух противоположных тенденций 1) стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах» , 1920 г. Резолюция «О политике партии в области художественной литературы» , 1925 г. Постановление «О перестройке литературнохудожественных организация» 1932 г. 2) тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп
Литературные направления I. Реализм. • Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. • Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах. II. Модернизм • рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы» ) – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой • фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца» ) • жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год» ) • развивает сатиру (Зощенко М. ).
Литературные группировки РАПП 1925 -1932 гг. журнал «На посту» , «На литературном посту» Дм. Фурманов, Ал. Фадеев поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, ЛЕФ 1922 -1929 гг. журнал «ЛЕФ» , «Новый ЛЕФ» . Маяковский В. , Б. Пастернак, О. Брик. создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма» , теория «литературного факта» , отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности. Имажинисты 1919 -1927 гг. «Советская страна» С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич. «поедание образом смысла» , которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл «Перевал» Кон. 1923 нач. 1924 – 1932 гг журнал «Красная новь» . В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов. выступали против «бескрылого бытовизма» , ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
ОБЕРИУ 1927 -1928 гг. Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский. в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления» , развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон. 19 -нач. 20 в. Конструктивисты 1923 -1930 гг И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской. целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!» , стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма «Серапионовы братья» 1921 г. К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский. «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства ОПОЯЗ общество изучения поэтического языка 1914 -1925 гг. Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Расцвет русской драматургии • М. Булгаков «Дни Турбиных» , «Зойкина квартира» ; • Н. Эрдман — «Мандат» , «Самоубийца» ; • Е. Замятин — «Блоха» ; • В. Маяковский — «Клоп»
Время поиска и эксперимента в литературе Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны: • М. Булгаков «Белая гвардия» • Фурманов «Чапаев» • Б. Пильняк «Голый год» • А. Серафимович «Железный поток» • М. Шолохов «Донские рассказы» • А. Малышкин «Падение Дайра» • И. Бабель «Конармия» • А. Веселый «Россия, кровью умытая» . Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру: • М. Зощенко Рассказы • А. Платонов «Город Градов» • М. Булгаков «Собачье сердце» • Е. Замятин «Мы» • И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев» , «Золотой теленок» • А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
1929 год • Все изменилось. • Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. • С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. • В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. • Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. • Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20 -х и 30 -х годов.
Живопись • Символика и импрессия в живописи явились крупнейшими школами, подарившими настоящую долгую жизнь практически всем жанрам сегодняшнего художественного искусства. Глядя на творения ряда импрессионистов, современники наблюдают ряд схожих черт стиля этой работы с детскими рсиунками. Непосредственность, искренность и, конечно, же эмоциональность – вот, в частности, то, что вкладывал в свои произведения один из наиболее знаменитых художниковимпрессионистов России и всего мира – Шагал. В принципе авангардизм породил большое количества живописных течений – в том числе футуристические, конструктивистские и имажинистские сообщества художников. Первыми особенностями этого направления является попытка выразить чувства, концепт посредством цвета. Оттенки перестают напоминать натуральный, природный, естественный цвет искомого предмета. Знаки помещены в неординарные композиции, зачастую зрителю предстают продукты художественного творчества, не несущие движения или хоть какого-либо сюжета. Обобщенно отражение этих черт называют склонностью к иррациональному восприятию действительности.
Живопись • • • Смена власти, происходившая в стране в 1917 -1922 гг. дала новый импульс развитию художественного творчества. События октября 1917 г. разделили деятелей искусства на сторонников новой власти, аполитичный наблюдателей и яростных противников. На призывы партии большевиков первыми из художников откликнулись И. Машков, П. Кузнецов, Р. Фальк. Одним из очагов культурной жизни стал Витебск, где преподавали М. Шагал и К. Малевич. Отличительная черта послереволюционных лет – выход искусства на улицы. Разные по стилю натюрморты К. Петрова-Водкина и Д. Штеренберга были красноречивыми документами голодных лет. Б. Кустодиев изобразил поступь революции в полотне «Большевик» . К. Юон создает аллегории разрушения старого мира и рождения нового в «Новой планете» «Бубновый валет» : авангардизм (Малевич, Кандинский, Петров-Водкин, Шагал)
• Малевич «Общество в цилиндрах»
• Петров-Водкин «Купание красного коня»
• Елена Шумахер почерк художницы — между Серовым, скажем, и Шагалом.
• М. Шагал «Над городом»
• П. Кузнецов. «В степи. Мираж»
• К. Юон «Новая планета»
• Д Штеренберг «Фрукты и тарелка на красном»
• И Машков «Фрукты на блюде»
Скульптура • В. Мухина «Рабочий и колхозница» • И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата»
Театр • Известные фамилии русского театра XX века • Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) 1863 -1938 Русский режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Крупнейший реформатор русского театра. Автор оказавших огромное влияние на мировой театр сценической теории, метода и артистической техники, получивших в совокупности название «система Станиславского» . • Владимир Иванович Немирович-Данченко 1858 -1943 Режиссер, народный артист СССР (1936). Реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским в 1898 основал Московский Художественный театр. Утверждал передовой современный репертуар, привлек в Московский Художественный театр (МХТ) А. П. Чехова, М. Горького. Ставил со Станиславским их пьесы. • Всеволод Эмильевич Мейерхольд 1874 -1940 Российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923), один из реформаторов театра 20 века. Работал в Московском художественном театре (МХТ), затем в провинции. Развивал символическую концепцию «условного театра» . Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. • Евгений Багратионович Вахтангов 1883 -1922 Театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра им. Вахтангова. Как педагог Вахтангов разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства — нравственное совершенствование общества, студия — община единомышленников, актерская игра — правда переживаний, спектакль — проповедь добра и красоты.
Мария Николаевна Ермолова 1853 -1928 Русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 в Малом театре. Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Федор Иванович Шаляпин 1873 -1938 Русский певец (бас), народный артист Республики (1918). Большинство партий впервые исполнил на сцене Московской частной русской оперы (1896 -99), пел в Большом и Мариинском театрах. Представитель русского реалистического исполнительского искусства. Создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Вера Комиссаржевская. Исполнением роли Бетси в «Плодах просвещения» Комиссаржевская обратила на себя внимание деятелей профессионального театра. Она была приглашена в Новочеркасск в антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в 1893— 1894 годах) на роли «инженю» и водевильные роли с пением. Весёлостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях. Александр Иванович Южин. В 1881 году поступил в театр Бренко (в Москве). С 1882 года и до конца жизни работал в Малом театре
Музыка • • Н. А. Римский-Корсаков А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, • С. И. Танеев, С. М. Ляпунов
• • К музыкальному авангардизму относят обычно так называемую конкретную музыку, основанную на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде: соноризм, электронную музыку. Первые поиски в данном направлении были предприняты еще в самом начале ХХ века русским композитором А. Н. Скрябиным. Трудность исполнения, отсутствие мелодии, новаторский музыкальный язык композитора, недоступность восприятия, какофония – вот лишь часть постулатов, относящихся к музыке ХХ века. Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых были большинство великих композиторов эпохи. Одной из особенностей музыкального языка 20 -ых гг. нового века стало обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции XХ века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д. ). Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально- культурных процессов у различных народов мира.
• ХХ век был веком разнообразия. Но не все произведения этого столетия имели ярко выраженный авангардный характер. Многие композиторы стремились в своем творчестве к продолжению романтических традиций прошлого (С. В. Рахманинов) или искали вдохновение в эпохах классицизма и барокко. Некоторые обращаются к истокам древних культур или всецело опираются на народное творчество. • Воплощение новых идей в музыке не всегда воспринималось публикой с энтузиазмом. Появление альтернативы звучания, отражаемое в манере удивительной инструментальной комбинации и тембров, не всегда воспринималось адекватно. Игорь Федорович Стравинский, Бела Барток и Арнольд Шенберг – вот триада композиторов-новаторов, чье творчество стало основой для всей музыкальной культуры столетия и в первую очередь для их учеников – Альбана Берга, Антона Веберна, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Пауля Хиндемита.
• Все короче, я не могу больше смотреть группу «котизм»