Скачать презентацию Русская культура в конце XV -XVI в Скачать презентацию Русская культура в конце XV -XVI в

Русская культура конца XV-XVI вв..ppt

  • Количество слайдов: 23

Русская культура в конце XV -XVI в. Русская культура в конце XV -XVI в.

Культура и духовная жизнь в XVI вв. Основная идея – укрепление государства, единство и Культура и духовная жизнь в XVI вв. Основная идея – укрепление государства, единство и централизация. Постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование общерусской культуры. Постепенное обмирщение культуры

Материальная культура Ручная пищаль (конец XV века). • 80 -е гг. XV в. – Материальная культура Ручная пищаль (конец XV века). • 80 -е гг. XV в. – появление Пушечного двора в Москве. • 1586 г. – создание Царьпушки (Андрей Чохов). • Появление ручного огнестрельного оружия – пищали. • Середина XVI в. – создание Оружейной палаты. • Возродилось производство кирпича (строительство крепостных сооружений).

Культура Руси XV-XVI вв. (стр. 177 -182) Письменность Литература Архитектура Живопись и грамотность и Культура Руси XV-XVI вв. (стр. 177 -182) Письменность Литература Архитектура Живопись и грамотность и публицисти ка

 • 1551 г. – решение Стоглавого собора об открытии школ в Середина XVI • 1551 г. – решение Стоглавого собора об открытии школ в Середина XVI в. – Москве и других городах при начало русского церквях и монастырях. книгопечатания. • 1564 г. – первая печатная книга “Апостол” (Печатный двор Ивана Федорова). • 1565 г. – издание “Часослова” – книги для обучения грамоте. Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и более доступной людям.

Развитие научных знаний 1. Расширение географических знаний. – Составление первых карт (“чертежей”). – Обследование Развитие научных знаний 1. Расширение географических знаний. – Составление первых карт (“чертежей”). – Обследование Белого, Студенного (Баренцева) и Карского морей. – Открытие многих северных земель. 2. Появление рационалистических взглядов: – Матвей Башкин – отрицал иконы, таинства, церковную обрядность. – Феодосий Косой – усомнился в божественной природе Иисуса Христа. Еретики на Руси

Фольклор – устное народное творчество Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским Фольклор – устное народное творчество Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами. Исторические песни: • Песни о взятии Казани • Песни о Ермаке

Литература. Основные идеи. • Величие великокняжеской и царской власти • Место России в мировой Литература. Основные идеи. • Величие великокняжеской и царской власти • Место России в мировой истории • Отношения государства и светской власти, характер самодержавной власти

Литература в XVI в. Летописи Воскресенский и Никоновский летописные своды Лицевой свод (16 000 Литература в XVI в. Летописи Воскресенский и Никоновский летописные своды Лицевой свод (16 000 миниатюр!) Степенная книга Хронограф (+всемирная история) Воинские повести «История о Казанском царстве» «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» Жития святых (агиографический жанр) «Великие Четьи-Минеи» (сборник житий, составленный митрополитом Макарием и Ермолаем Еразмом) «Домострой» Сильвестра (? ) (свод правил поведения и энциклопедия домашнего хозяйства)

XVI век – появление 1. Сочинения Иосифа Волоцкого и игумена публицистики 2. 3. 4. XVI век – появление 1. Сочинения Иосифа Волоцкого и игумена публицистики 2. 3. 4. 5. 6. Князь Андрей Курбский. Даниила, осуждающие еретиков Еретические сочинения Вассиана Патрикеева и Максима Грека (Михаил Триволис). Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. “История о великом князе Московском” Андрея Курбского. Послания дипломата Федора Карпова. Большая и Малая челобитные Ивана Пересветова.

Общественная мысль Стригольники (Новгород, Псков; XIV в. ) Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и Общественная мысль Стригольники (Новгород, Псков; XIV в. ) Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и церковные таинства Ереси Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в. ) Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и Святую Троицу XV-XVI века Иосифляне (Иосиф Волоцкий): Нестяжатели Церковь должна быть (Нил Сорский, богатой, Максим Грек, владеть земельной Вассиан Патрикеев) собственностью Отказ от церковного и монастырского Филофей (I пол. XVI в. ) имущества «Москва – третий Рим»

Конец XV века – итальянские мастера привезли на Русь кирпич. Строительство кирпичного завода итальянским Конец XV века – итальянские мастера привезли на Русь кирпич. Строительство кирпичного завода итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. Строительство Московского Кремля из красного кирпича. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле (1505 -1508) Бон Фрязин Достроена в 1660 г.

Соборы Московского Кремля: Архангельский собор был сооружён в 1505— 1508 гг. под руководством итальянского Соборы Московского Кремля: Архангельский собор был сооружён в 1505— 1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового Успенский собор в Московском Кремле построен в 1475 -1479 гг. под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Благовещенский собор был построен псковскими мастерами в конце XIV — начале XV вв.

1487 — 1491 гг. – Грановитая палата Московского Кремля (Марко Руффо и Пьетро Антонио 1487 — 1491 гг. – Грановитая палата Московского Кремля (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари).

Архитектура Московского государства в XVI веке Храм Вознесения в с. Коломенском Покровский собор в Архитектура Московского государства в XVI веке Храм Вознесения в с. Коломенском Покровский собор в Москве • Москва – центр русского зодчества. • Создание Городового приказа и Приказа каменных дел, Печатный и Посольский дворы. • Появление шатрового стиля: – Храм Вознесения в с. Коломенском (1532 г. ) – Покровский собор (собор Василия Блаженного) – архитекторы Барма и Постник (1555 -1561)

Церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. (шатровый стиль) Церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. (шатровый стиль)

Собор Покрова, что на Рву (храм Василия Блаженного) (1555 -1561) Барма и Постник Яковлев Собор Покрова, что на Рву (храм Василия Блаженного) (1555 -1561) Барма и Постник Яковлев

Живопись Дионисий (ок. 1440 – после 1503 г. ) Монах Иосифо-Волоколамского монастыря. Фрески и Живопись Дионисий (ок. 1440 – после 1503 г. ) Монах Иосифо-Волоколамского монастыря. Фрески и иконы Успенского собора Московского Кремля, церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Утонченность. Изысканность. Праздничность. Нарядность. Нежные тона. Вседержитель. Фреска. 1502 -1503 гг. Митрополит Петр. 1481 г.

Живопись XV-XVI вв. Живописец Дионисий. Икона-картина “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани. Живопись XV-XVI вв. Живописец Дионисий. Икона-картина “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани.

Конец XVI века – появление строгоновской школы иконописной живописи. Конец XVI века – появление строгоновской школы иконописной живописи.

Вывод Создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской Вывод Создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлёту России. XV-XVI вв. – время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества, формирования национальной живописной школы

Домашнее задание § 25 Домашнее задание § 25