Русская керамика. (9-17вв).ppt
- Количество слайдов: 88
РУССКАЯ КЕРАМИКА. (IX –XVIII вв. )
План лекции n n n Керамика Древней Руси (IX – XII вв. ). Лощеная и муравленая керамика. Изразцы в декоре русской архитектуры. Сюжеты и орнаментика изразцовых печей.
Керамика Древней Руси (IX – XII вв. ) Гончарный круг получил широкое распространение в эпоху Киевской Руси. С IX века для формовки сосудов стали применять ручной и более совершенный ножной круг. Это сразу отразилось на появлении массового производства посуды. С введением гончарного круга появляется новый тип орнамента – волнисто-линейные пояски, получаемые при формовке на вращении вращающемся круге.
Создавая форму сосуда, гончары думали и о его функциональном назначении, а при нанесении орнамента, логично связывали его с формой, подчеркивая им основные детали, линии, объем. Гребенчатый, шнуровой, ямочный, линейный и другие узоры располагаются на основной наиболее видимой части сосуда, на его оплечье и иногда покрывают всю поверхность изделия.
В этот период проявляется местное своеобразие архитектоники и орнаментики гончарных изделий, которые в отдельных элементах сохранится в дальнейшем как основа художественной традиции. Способ нанесения зубчато-гребенчатого орнамента при помощи колесика, применявшийся на территории древней рязанской земли, сохраняется в Скопинском гончарстве Рязанской области.
Точечно-ямочный орнамент сохраняется до XIX – начала XX века в украшении чернолощеной посуды Ярославщины. Для древнего Костромского Поволжья были характерны формы низких широкогорлых сосудов, приближающихся к миске; того же типа керамика встречалась на территории нынешней Московской области.
Складываются определенные типы русской посуды: крупные корчаги – для зерна, плоски или плошки – для еды и стряпни, латки нечто вроде сковороды или противня, разнообразны горшки, крины (современная крынка).
Ассортимент изделий становится разнообразнее. Кроме посуды гончара Киевской Руси выполняют также пряслица, игрушки, рыболовные грузила, светильники. Особенно высокого совершенства достигают в гончарстве городские мастера. Постепенно они овладевают сложным искусством майолики – росписью керамики цветными эмалями.
Одним из существенных явлений в русском керамическом искусстве является изобретение пастилажа, в чем Киевская Русь опередила Западную Европу. Этот способ декорирования керамики заключается в том, что расплавленную эмаль двух цветов из специального тигелька «льячки» с двумя обособленными каналами выливали на политую обожженную керамику то двумя параллельными линиями, то сложным переплетающимся узором.
Сдвигая еще незастывшие струи эмали вверх и вниз, мастер получал узор, напоминающий фигурные скобки. Существовал и способ осыпания поливной керамики кусочками эмали, которые при сильном нагревании сплавлялись с фоном и создавали искристый узор.
Оба этих приема применялись в декоративной архитектурной керамике, например, в плитках для облицовки дворцов или церквей Киевской Руси XII – XIII веков. Пастилажем украшались и глиняные яйца-писанки, получавшие нарядный скобчатый узор. Цветными эмалями покрывали игрушки и посуду.
В XIII – XV веках при татаро-монгольском нашествии производство керамических изделий пришло в упадок. Замечательные технические и художественные достижения были забыты, многие из них так и не нашли продолжения в ремеслах, возродившихся лишь через три столетия в Московском государстве.
Лощеная и муравленая керамика. В XVI – XV в Московском государстве начинается возрождение керамического искусства. В начале XVI века появляются мореные и лощеные изделия, роспись ангобом. XVI – XVII века характеризуются изобилием разных видов керамики, форм, отмеченных сильной выразительной пластикой, красотой декора.
В этот период складываются основные особенности стиля русской керамики, становятся устойчивыми черты, придающие ей неповторимое своеобразие, а технические приемы получают дальнейшее развитие в традиционных народных промыслах.
Русские бытовые гончарные изделия, прежде всего, отличаются целесообразностью, соответствием своему бытовому назначению. Это прослеживается в орнаментике, которая связана с формой, логически обусловленная строгая красота силуэта и лепного или расписного орнамента.
Кроме привозных товаров Москва имела и свои разнообразнейшие производства, снабжавшие всем необходимым ее население и приезжих из других мест. Одной из крупнейших ремесленных слобод была Гончарная слобода за Яузой.
При археологических раскопках было найдено много фрагментов образцов русского гончарства. Это – кувшины, миски, фигурные рукомои, чернильницы, кубышки, игрушки, изразцы. Все эти изделия вырабатывали как из местных, так и из привозных глин. Некоторые глины привозили из районов Гжели. При формовке сосудов использовали ручной и ножной гончарный круг.
В XVII веке сосуды уже вытягивали из комка глины. Способ спирально-ленточной формовки постепенно изживал себя. Появилась роспись ангобом. Особенно распространилась техника лощения. Во второй половине XVII века изделия стали поливаться цветными глазурями и эмалями.
Характерным видом продукции данного времени стала чернолощеная керамика. Если красно или белоглиняным сосудам лощение придавало плотность и блеск, то поверхность мореного или целиком лощеного черного сосуда напоминала потемневшее серебро, а частичное лощение создавало серебристые узоры на матовом глубоком черном фоне. Чернолощеные керамические изделия делались в подражание дорогой металлической посуде.
Среди чернолощеной керамики XVII века встречаются сосуды для повседневного употребления и более дорогие нарядные изделия. Своеобразная, почти монументальная красота при крайней простоте орнамента достигалась продуманным соотношением матовой поверхности и поблескивающих лощеных узоров.
В орнаментике преобладал геометрический узор: полосы клетки, чередующиеся прямоугольники охватывали тулово, плечики или горло сосуда, делая выразительней его форму, подчеркивая объем и пропорции. Тщательно обрабатывались более дорогие изделия – кумганы. Их украшали рельефными поясами, ложчатыми выступами, штампованными розетками и лощили целиком всю поверхность.
n n Очень просты формы кувшинов: стройное высокое цилиндрическое горло и округлое или острореберное тулово, сужающееся к донышку. Кубышки - для длительного хранения жидкости или масла, а нередко и монет, имели почти шаровидное тулово при очень узком горлышке с раздвинутыми краями.
n Архитектоника рукомоев восходила к скульптурным изображениям животных. Горизонтально вытянутое тулово сосуда – туловище зверя, а его носик – голова барана с крутыми рогами. Подобные рукомои – прототипы, распространившихся впоследствии в русском искусстве фигурных сосудов, теряющих со временем лаконизм пластики, характерный для керамики XVII века.
Другим достижением гончаров XVII века было освоение производства глазурованной (муравленой) посуды, забытого в период татарского нашествия.
Сначала полива появилась на рельефных изразцах: их терракотовую поверхность стали покрывать зеленой глазурью с утилитарной целью, чтобы предохранить ее от загрязнения. Затем, выявляя уже декоративные качества глазури, стали предварительно покрывать черепок белым ангобом, слой которого придавал интенсивность зеленому цвету. Посуду сначала стали глазуровать изнутри, а потом – целиком.
Ассортимент муравленых изделий был весьма разнообразен: посуда, чернильницы, подсвечники. По характеру внешнего оформления они совершенно отличаются от мореной посуды и приближаются к стилю украшения изразцов.
Во второй половине XVII века большое распространение получают фляги и кувшины типа квасников и кумганов с уплощенным цилиндрическим туловом, опирающимся боками на четыре короткие ножки. При этом донышки цилиндров образуют круглые стенки сосудов с плоской поверхностью, которую украшали орнаментацией. Наиболее популярными мотивами были рельефные изображения мифологических существ, вазоны, пышные розетки, двуглавые орлы, личины. Каждое изображение украшали мелкими рельефными узорами.
Эти рельефные композиции отминались в специальных деревянных формах, соединяя таким образом искусство гончара и резчика по дереву. Желтая, зеленая, коричневая глазурь, растекаясь по рельефной поверхности, играла цветными бликами, делая сосуды особенно нарядными.
Мелкие прямоугольные чернильницы украшали геометрическим орнаментом, напоминающим трехгранно-выемчатую резьбу по дереву. К концу XVII века формы мореных и муравленых сосудов усложняются. Они становятся эффектней и изысканней. Наряду с этими дорогими вещами по-прежнему производятся обиходные лощеные изделия классически строгих форм.
Изразцы в декоре русской архитектуры. Сюжеты и орнаментика изразцовых печей. Изразцовые декоры составляли единое целое с архитектурным решением зданий, подчеркивая в некоторых случаях их конструктивные особенности, создавая яркие живописные акценты, придавая постройкам праздничность и нарядность. Изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов, трапезных палат, парадных княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII веке, и в жилых помещениях горожан.
Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X – XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия во Пскове и в Москве. Муравленые изделия Пскова и московские терракотовые плиты XV века, многоцветные рельефы Дмитрова и Старицы XV – XVI столетий являются наиболее древними керамическими изделиями послемонгольского периода.
В XVII веке красных, муравленых и полихромных изразцов распространилось по всей территории центральной части Русского государства. Ведущими центрами в этого периода стали Москва и Ярославль.
Процесс изготовления терракотовых изделий начался с вырезания мастерами-резчиками специальных деревянных форм, в которых гончары формовали глиняные плиты, затем сушили их и обжигали.
В рельефных изображениях ранних терракотовых плит были использованы мотивы белокаменной резьбы: стилизованные цветы, пальметты, переплетающиеся побеги и стебли. Такие терракотовые изразцы, как правило, белились вместе с кирпичными стенами зданий, что делало их еще более похожими на своих белокаменных прототипов.
Такие терракотовые изразцы украшают Духовскую церковь Троице-Сергиева монастыря 1476 г. Княжеские палаты в кремле города Углича, построенные в 1480 -х годах, украшает четырехрядный пояс, сложенный из двух рядов балясин, окаймленных сверху и снизу рядами большемерных плит.
В конце XV - начале XVI века в изразцовое производство врываются иноземные влияния. Итальянские зодчие, работавшие в столице, привнесли в декоративные приемы итальянского Возрождения при строительстве собора Чудова монастыря в Московском Кремле. Отзвуки иноземных влияний можно видеть и в трехрядном поясе собора Николо. Пешношского монастыря (недалеко от г. Дмитрова), возведенного в первой половине XVI века.
Производство красных изразцов в Москве началось во второй половине XVI века. Красные печные изразцы московского производства изготовлялись путем формовки красных глин в красных формах. Затем они сушились и обжигались. Формовка лицевой пластины изразца и изготовление румпы производилось на гончарном круге.
Ранние изразцы имели квадратные лицевые пластины размером 20 х20 см, окаймленные широкими рельефными рамками. Такие изразцы назывались широкорамчатыми или изразцами «большой руки» . Толщина пластин этих изразцов была близка к 1 см. Для монтажа их на печную облицовку или в кирпичную кладку с их тыльной стороны делались румпы коробчатой формы. В то же время вырабатывались изразцы «малой руки» - размером 14 х14 см с широкой контурной рамкой.
Лицевая сторона красных широкорамчатых изразцов была богато орнаментирована рельефным узором, который был ниже высоты контурной рамки. Типичными мотивами были изображения двух барсов под деревом, журавля, льва, двуглавого орла, крепостной стены, единорога, военных сцен и орнаментов.
Для выкладки горизонтальных рядов печной облицовки создавались поясовые изразцы прямоугольной формы. Они имели высоту около 10 см, коробчатые румпы и широкие рамки по большим сторонам изразца. Рельефным декором служили растительные и геометризованные мотивы.
В горизонтальные и вертикальные швы между изразцами закладывались перемычки. Они имели вид полукруглого валика с рельефным рисунком и на тыльной стороне румпу в виде гребня. Перемычки, вставленные в глиняные швы, увеличивали их герметичность, а полукруглая форма обогащала плоское зеркало печи, придавая ему барельефный характер.
Верх печей обычно завершался рядом «городков» фигурной формы с узкой контурной рамкой и рельефными изображениями. Из этих пяти типов широкорамчатых изразцов складывался печной набор, необходимый для облицовки одной печи. Зеркало печи облицовывалось изразцами «большой руки» ( «стенными» ) для облицовки углов печей употреблялись те же «стенные» изразцы, со срезанной под 45 градусов румпой. Для получения привязки в горизонтальных рядах облицовки применялись половинки «стенных» изразцов.
В середине XVII века стали выпускать и красные изразцы с узкой контурной рамкой шириной около 1 см, названные узкорамчатыми. Это новшество позволило отказаться от использования перемычек.
Во второй половине XVII века красные изразцы почти повсеместно были вытеснены более совершенными муравлеными или полихромными изделиями. Однако ярославские мастерские производили красные изразцы и в третьей четверти XVII века. Ярославские церкви Афанасьевского монастыря (1664 г. ), Николы Морского (1665 -1672) и Воскресенский собор в городе Тутаеве (1652 -1678) были украшены широкорамчатыми красными изразцами местного производства.
Первые муравленые изразцы московского производства, дошедшие до наших дней, датируются 1630 -ми годами. В 1631 году изза литовской границы был выписан в Москву муравленик Орнольд Евермер.
Сюжеты большинства ранних московских муравленых изразцов были схожи с декором красноглиняных изделий. Они изготовлялись из светлых с сероватым оттенком глин, имели квадратные формы лицевых пластин с широкими рамками по контуру и коробчатые румпы.
Наиболее ранние московскте белоглиняные муравленые изразцы украшали шатер Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря (1637 г. ). Троицкий собор и Казанская церковь (1649 г. ) в Муроме обильно украшены муравлеными изразцами из светло-серой глины. Часть из них покрыта поливой коричневого цвета.
Муравленые изразцы продолжали выпускаться и в начале XVIII века, но вскоре они были вытеснены расписными изразцами. Печей облицованных муравлеными изразцами не сохранилось. Однако по имеющимся единичным образцами из фондов ГИМ исследователям удалось установить, что их печной набор полностью соответствовал печному набору красноглиняных изразцовых печей.
Производство рельефных многоцветных изразцов было организовано в 1653 году настоятелем Иверского святоозерского монастыря Никоном по соседству с обителью, в селе Богородицыне (город Валдай). Здесь начали работать белорусские мастера, выходцы из Литовских земель. Сначала производились печные изразцы, которые использовались в самом монастыре, преподносились Никоном в дар и иногда шли в продажу.
Белорусы привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов: белого, желтого, бирюзовозеленого и синего. Кроме эмалей они применяли прозрачную поливу коричневого цвета, которая на красном черепке изразца давала различные оттенки. Новшеством была и прямоугольная форма лицевой пластины изразца, не применявшаяся на Руси до приезда этих мастеров.
Эти новые еще не виданные многоцветные изразцы, называемые ценинными или фряжскими гармонично сочетались с пышным наружным декором церковных и светских зданий, так называемым узорочьем, получившим широкое распространение в XVII веке.
В конце XVII начале XVIII столетия изразцовые производства организуются в Петербурге, Балахне, Соликамске, Великом Устюге и Тотьме.
Северное производство началось в XVI веке в Орле-Городке, на Каме, одном из первых опорных пунктов в период проникновения русских на Урал и в Сибирь. Начало производства в Балахне ориентировочно датируется второй половиной XVII века.
Северные производства на реке Сухоне в городах Великом Устюге и Тотьме были очень близки между собой: почти одинаковые цвета эмалей с характерной густой травянистой зеленью и отступающие от краев высокие румпы. Рельефные растительные мотивы и орнаменты сохраняются северными мастерами на протяжении всего XVIII – первой половины XIX столетия.
Калужские гончары производили свои изразцы из местных светлых глин с характерными красножелтыми и серо-желтыми оттенками. В Гжельском районе пользовались наиболее светлыми глинами, близкими к белым. Для петербургского производства, организованного в 1710 -х годах, характерен своеобразный профиль румпы и синяя роспись по белому фону гладкого изразца.