008 Русская иконопись.pptx
- Количество слайдов: 52
РУССКАЯ ИКОНПИСЬ 10 -17 в. в. Преподаватель Ольга Владимировна Василевская Курс История искусств
КАНОНЫ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ Ико на (ср. -греч. εἰκόνα от др. -греч. εἰκών «образ» , «изображение» ) — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание. 2
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ X- век становления Русского государства. Объединение восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской. Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как и два последующих. Век развития русской храмовой архитектуры становится византийский тип храма четырехстолпный крестовокупольный. XI век - Строительство обеих Софий - киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в "государство в государстве", упадок Киева в конце наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции. XII - Перенос столицы и митрополичьего стола из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век постройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Век появления типа так называемого "малого храма". XIII - век ознаменован началом владычества монголов и, следственно, полным упадком русской архитектуры. В это время не строилось почти ничего, ибо грызня князей между собой отнимала все силы и средства. XIV - век возвышения Москвы и начала объединения Руси вокруг нее. Век подъема национального духа. Характеризуется некоторыми типовыми изменениями в храмовой архитектуре. Начало строительства каменного Московского Кремля XV век начала становления великой России вокруг Москвы, период завершения феодальной раздробленности, и становления нового централизованного государства. Продолжение строительства каменного Московского Кремля. XVI век – продолжение укрепления России. Этот период ознаменовался не только строительством новых городов, возведением и укреплением фортификационных сооружений, но и активным разрастанием Москвы, продолжением строительных работ в Московском Кремле, появлением новых монастырей, соборов и храмов. 3
КАНОНЫ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ Иконописный канон – совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа. Церковный иконописный канон фиксировал и закреплял те особенности иконографических изображений, которые отделяли божественный, горний мир от мира земного. Иконописный канон реализовался на Руси в так называемых подлинниках: • Лицевые подлинники – представляли собой схемы – рисунки (прориси), в которых фиксировалась основная композиция иконы, использовавшиеся при этом цветовые характеристики. • Толковые подлинники – давали словесное описание основных иконографических типов. Первые иконы появились в V – VI веках в Византийской империи, признавшей христианство государственной религией. Византийские священники и ученые богословы постепенно создавали науку о почитании иконы, в которой подробно объяснялось, как относиться к иконе, что можно и что нельзя изображать. «Канон» (правило, норма) и «икона» (образ) – греческие слова, в Византии греческий язык был государственным, и поэтому важнейшие слова и понятия в иконописи до сих пор звучат по-гречески. Прообразом иконописного подлинника можно считать постановление седьмого Вселенского Собора, который был созван в VIII веке против движения иконоборчества. Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых, вызывало споры и противоречия в Церкви. 4
КАНОНЫ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ Иконописный канон – это отдельная и требующая специального изучения тема. Перечислим некоторые основные правила: Пропорции. Ширина древних икон соотносится с высотой 3: 4 или 4: 5, независимо от размеров доски иконы. Размеры фигур. Высота лица равна 0, 1 высоты его тела (по византийским правилам рост человека равняется 9 мерам головы). Расстояние между зрачками равнялось размеру носа. Линии. На иконе не должно быть рваных линий, они либо замкнуты, либо исходят из одной точки, либо соединяются с другой линией. Линии лика тонкие в начале и в конце, а в середине имеют утолщения. Линии архитектуры везде равной толщины. Использование обратной перспективы – состоящей лишь из ближнего и среднего планов, дальний план ограничивался непроницаемым фоном – золотым, красным, зеленым или синим. По мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а увеличиваются. Специальные правила оговаривали нанесение красок, использование определенных цветов и т. п. Все живописцы прибегали к символике красок, каждый цвет нес свою смысловую нагрузку. • Золотой – цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы – все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей. • Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов. • Белый – цвет, символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение» , а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд. • Черный – цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других – знак печали и смирения. • Голубой – цвет Богородицы, означал также чистоту и праведность. • Синий – цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения. • Красный – царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела – предводителя небесного воинства и Святого Георгия – победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества. • Зеленый – символизировал вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Духа Святого. Средневековый живописец не знал палитры, не производил смешения красок во время работы, цвета составлялись заранее и являлись обязательными. Рецептура красок различных школ не совпадала, но, как правило, они растирались на яичном желтке, были очень прочными и яркими. Символическую нагрузку носила также и жестикуляция. Жест в иконе передает определенный духовный импульс, несет определенную духовную информацию: • рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание; • рука, поднятая вверх – призыв к покаянию; • рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности; • две руки, поднятые вверх – моление о мире; • руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы; • руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби. Большое значение имели также и предметы в руках изображенного святого, как знаки его служения. 5
КАНОНЫ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. ВЕЛИКИЕ ОБРАЗЫ БОГОМАТЕРИ Владимирская Богоматерь по преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою 6 Казанская Богоматерь
ФРЕСКИ И МОЗАЙКИ КИЕВСКОЙ РУСИ (ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ) 7
ФРЕСКИ И МОЗАЙКИ КИЕВСКОЙ РУСИ (ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ) 8
ИКОНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Ангел Златые власы — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи. Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало. 9
ИКОНЫ НОВГОРОДСКОЙ РУСИ 10
ИКОНЫ НОВГОРОДСКОЙ РУСИ 11
ИКОНЫ НОВГОРОДСКОЙ РУСИ 12
ФЕОФАН ГРЕК (ОКОЛО 1340 — ОКОЛО 1410) 13
ФЕОФАН ГРЕК (ОКОЛО 1340 — ОКОЛО 1410) 14
ФЕОФАН ГРЕК (ОКОЛО 1340 — ОКОЛО 1410) 15
ФЕОФАН ГРЕК (ОКОЛО 1340 — ОКОЛО 1410) 16
АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ОКОЛО 1360 — 1428) Рождество христово Преображение 17
АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ОКОЛО 1360 — 1428) Архангел Михаил из деисусного чина, Святая Троица 18
АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ОКОЛО 1360 — 1428) Звенигородский Спас Богоматерь 19
АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ОКОЛО 1360 — 1428) Сошествие во ад Вознесение 20
ДИОНИСИЙ (ОКОЛО 1440 — 1502) 21
ДИОНИСИЙ (ОКОЛО 1440 — 1502) 22
ДИОНИСИЙ (ОКОЛО 1440 — 1502) 23
ДИОНИСИЙ (ОКОЛО 1440 — 1502) 24
ГУРИЙ НИКИТИН (1620 — 1691) 25
ГУРИЙ НИКИТИН (1620 — 1691) 26
СИМОН УШАКОВ (1626 — 1686) 27
СИМОН УШАКОВ (1626 — 1686) 28
СИМОН УШАКОВ (1626 — 1686) 29
33
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52