Russkaya_igrushka.pptx
- Количество слайдов: 21
РУССКАЯ ИГРУШКА ИЗ ГЛИНЫ Выполнила студентка гр 31 -23 -111 Гилязова Алсу
Глиняные игрушки являются символом самобытной русской культуры. Они рассказывают нам о том, на сколько тесно их создатели были связаны с родной природой, как хорошо они чувствовали её мотивы и как точно передавали эти мотивы в глиняной игрушке.
• Глиняные погремушки, фигурки В древности на Руси фигурки из глины животных были людей ислужили оккультными символами. славянских обнаружены в. Самые ранние игрушки, обнаруженные на погребениях VI – VII веков и при территории России, раскопках древнерусских городов принадлежат ко II тысячелетию Xдо XIV в. – Киева, Новгорода, – н. э. Это маленькие глиняные Рязани, Москвы, Твери. Кони, топорики, посуда, погремушки. птицы, шары, мячи, лодочки из в Находили глиняную игрушку дерева, датируемые XII (Москва, раскопках X-XVII вв. веком, Рязань) - свистульки (кони, были найдены в Старой Ладоге, птицы, фигурки людей). при раскопках Древнего Они вылеплены из глины, Новгорода, на реке Ояти. обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.
Изготовление глиняной игрушки было не главным промыслом, а попутным. Поэтому археологи при раскопках находили игрушки наряду с глиняной посудой. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из. глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
• . Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. • Позже они стали использоваться как игрушки для праздников, ярмарок, забав. Однако форму игрушки позаимствовали с далёких времён, когда они были предметами культа.
В любую игрушку в древности вкладывали определенный смысл. Так, куклы из дерева, глины, соломы или ткани в крестьянской среде были связаны с различными обрядами и праздниками. Рождественская кукла символизировала добро и процветание, кукла-стригушка – богатый урожай, кукла-домашняя масленица – достаток и здоровье членов семьи. Так игрушки носили не только развлекательный характер, а также являлись символом чего-либо, или выполняли функции защиты, очистки, привлечения денег и др. Игрушки из глины можно разделить на три группы: • Люди (солдаты, барыни); • Животные (куры, коровы, олени); • Композиции (чаепитие, свадьбы и т. п. ).
Изготавление глиняной игрушки
Культура, фольклор и быт каждого региона накладывали свой отпечаток на формы, цвета и пропорции игрушек местного производства. Игрушки из глины могли быть особенно красивы и самобытны в зависимости от района их изготовления. Регион влиял и на формы игрушек и на роспись. v Дымковская (родом Дымково Вятской губернии, ныне Кировской области) v Филимоновская игрушка (родом из деревни Филимоново Тульской обл. Одоевского р -на. ) v Каргопольская игрушка (от названия деревни – Каргополь, Архангельская область) v Абашевская (сформировалась в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области) v Хлудневская игрушка (деревня Хлуднево Думиничского района, Калужская область) v Жбанниковская (деревни Жбанниково, Рыжухино, Ромпино и др. Городецкого района Нижегородской области) v Кожлявская ( село Кожля, Курчатовского района, Курской области)
Дымковская игрушка Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Основные черты: краснощекие пышнотелые барыни с детишками, всадники на конях, целые сценки чаепития, медведи, козлы и поросята. . Эти фигурки – один из аутентичных символов России.
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка Использовалась пластичная, чрезмерно жирная глина, которая залегает в районе Одоева. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет. Основные черты: барыни, забавные и чудаковатые мужички, медведи, козлы, бараны и олени. У персонажей непропорционально длинные шеи. Палитра росписи относительно скупа, это неяркие малиновые, зеленые, желтые и синие оттенки. Орнамент в виде полосок цветов, пятен и веточек. Расписываются не только кафтаны и сарафаны глиняных фигурок людей, но и туловища игрушечных животных, которые украшаются разноцветными полосками. Частые сценки – барыня, которая держит подмышкой курицу, а на руках – ребенка, и лошадь.
Филимоновская игрушка
Каргопольская игрушка Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области вокруг города Каргополя. Летом они работали в полях, а зимой занимались гончарным промыслом, изготавливая посуду и домашнюю утварь из местного сорта красной глины. Игрушки делались из остатков материала и поначалу были лишены какой бы то ни было художественной ценности. Они покрывались мучным отваром и обжигались. В результате на поверхности получался черный кружевной узор, на котором процарапывались остальные элементы этой нехитрой росписи. Со временем роспись совершенствовалась, и сегодня каргопольские игрушки более изящно и тонко расписаны. Однако сохранилась историческая неяркая палитра и самобытные персонажи, свойственные только этому региону. Это полкан – полуконьполучеловек, кентавр, лев, сказочные плиты и двухголовые кони. Помимо этих, изготавливаются и традиционные персонажи – животные (олени, медведи) в русских народных костюмах и люди.
Каргопольская игрушка
Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, в основном принимающих сказочный фантастический облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены преимущественно одноцветно без орнамента, синими, зелеными, красными эмалевыми красками. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ. Весьма необычная черта этих игрушек – участие в изготовлении игрушек в основном мастеров-мужчин.
Абашевская игрушка
Хлудневская игрушка Изделия хлудневских игрушечников отличает наивная простота, незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки. Основное направление – древо жизни, являющееся оберегом, оно может быть само по себе, может появляться и в росписи одежды на традиционных хлудневских персонажах, в исполнении ощущается близость человека с природой. Каждая игрушка имеет особый смысл за счет наполнения дерева различными животными, птицами и орнаментами. Хлудневская барыня очень интересна: ее карманы полны зверушек и птиц, на руках - детишки, а юбка обычно наполнена глиняными шариками - такая вот разговорчивая "громотушка" Расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл.
Хлудневская игрушка
Жбанниковская (Городецкая) игрушка
Глиняная игрушка Нижегородской области
• • http: //russkayaigrushka. ru/iz-istorii-narodnoj-igrushki/ http: //slavyanskaya-kultura. ru/slavic/trade/istorija-glinjanyh-igrushek. html http: //www. kalyakimalyaki. ru/paper 256. html http: //rusprom. biz/russkaya-derevyannaya-igrushka/15 -mastera-rospisiigrushki • http: //glina. teploruk. ru/article/zhbannikovskaya. html