Скачать презентацию РУССКАЯ ГРАВЮРА XVIII В ГРАВЮРА от франц Скачать презентацию РУССКАЯ ГРАВЮРА XVIII В ГРАВЮРА от франц

русская гравюра 18в(Рогова Екатерина 11А).pptx

  • Количество слайдов: 53

РУССКАЯ ГРАВЮРА XVIII В. РУССКАЯ ГРАВЮРА XVIII В.

ГРАВЮРА [от франц. gravure], вид графического искусства; техника обработки досок (пластин, форм) — гравирование ГРАВЮРА [от франц. gravure], вид графического искусства; техника обработки досок (пластин, форм) — гравирование — для получения оттисков изображений на бумаге, ткани и т. п. ; печатный оттиск. Особенностями гравюры являются тиражность, т. е. возможность получения множества равноценных оттисков, а также своеобразная стилистика, связанная с работой в твердых материалах. Гравюра применяется для создания станковых листов (эстампов), лубков, экслибрисов, листов прикладного назначения, иллюстраций, для выполнения шрифта и украшений книг. Может быть оригинальной (авторской) и репродукционной. Процесс изготовления гравюры разделяется на несколько этапов: подготовку рисунка для перевода на доску; перевод рисунка на доску; собственно процесс гравирования; печать. По материалу досок (пластин) различают гравюру на дереве (ксилографию), на металле (металлографию), на камне (литографию). В настоящее время для гравирования применяются новые материалы: линолеум, картон, пластик, оргстекло и т. п. В зависимости от техники обработки досок и печати различают гравюру выпуклую (высокая печать), углубленную (глубокая печать), плоскую (литография), создание которой не связано непосредственно с гравированием.

При гравировании на дереве обработка доски производится специальными стамесками, ножами, резцами, которыми обрезаются контуры При гравировании на дереве обработка доски производится специальными стамесками, ножами, резцами, которыми обрезаются контуры изображения (обрезная гравюра) так, что при печати краской покрываются выпуклые (высокая печать) части доски (контур рисунка), отображающиеся на бумаге в цвете. Первоначально применялись доски исключительно продольного (по волокнам) распила (продольная ксилография). В последней четверти XVIII в. англичанин Т. Бьюик (1753– 1828) ввел способ торцовой ксилографии, при котором доска распиливалась поперек ствола (перпендикулярно волокнам). Для обработки таких досок использовали специальный резец (штихель), след которого на оттиске оставляет белую линию. Торцовая ксилография в отличие от продольной давала большее количество четких оттисков (до 2000) и позволяла применять более тонкую штриховку, варьировать тон изображения (т. н. тоновая гравюра). При печати с деревянных досок применяется стан, аналогичный книгопечатному прессу. Совпадение типографской печати с гравюрой на дереве (высокая печать, или выпуклая гравюра), позволявшее совмещать их в одной печатной форме, обусловило первоначальное господство техники ксилографии для создания орнаментальных украшений и иллюстраций книг.

При гравировании на металле выбираются линии (контуры) переведенного на доску рисунка, которые затем набиваются При гравировании на металле выбираются линии (контуры) переведенного на доску рисунка, которые затем набиваются краской и отображаются в цвете при печати (глубокая печать). По употреблению металла для досок различают гравюру на меди, стали, цинке, железе и др. Способы обработки досок разделяются на механические и химические. Самой ранней и наиболее распространенной является резцовая техника: доска обрабатывается специальными резцами и иглами. Ее разновидностями являются техника «сухой иглы» (обработка доски офортной иглой, без резца и травления); обрезная (рельефная) гравюра (высокая печать), распространенная в Европе до начала XV в. , в России в XVII в. , с использованием латунных, свинцовых, чаще оловянных досок, которые обрабатывались резцами, как при ксилографии; техника меццо-тинто ( «тушеванная» , «черная манера» ), появившаяся в середине XVII в. К химическим способам относятся офортные техники, связанные с применением кислоты для травления металла. Медная доска покрывается кислотоупорным лаком, по которому офортными иглами процарапываются линии изображения, затем следует травление кислотой. Под воздействием кислоты металл в местах, процарапанных иглой, разъедается, образуя углубления, которые после снятия лака набиваются краской и отображаются в цвете на оттисках (глубокая печать). Другие способы офорта: пунктир, мягкий лак, акватинта, лавис, карандашная манера. Часто изображение гравируют несколькими способами.

Для печати с металлических досок использовался специальный ( «фигурный» , «фряжский» ) стан с Для печати с металлических досок использовался специальный ( «фигурный» , «фряжский» ) стан с цилиндрическими валами, через которые пропускалась металлическая пластина (доска), покрытая увлажненной бумагой; под сильным давлением краска выделялась из доски и воспринималась бумагой. Выпуклая и углубленная гравюра на металле может быть цветной. При 1 -м способе на подготовленную металлическую доску тампонами наносят различные краски. 2 -й способ заключается в создании отдельных досок для каждого цвета и в последовательной печати с этих досок на лист бумаги. Отпечатанные на бумаге оттиски нередко раскрашивались (особенно характерно для народной гравюры). Русская гравюра XVIIIв

Литография (от греч. λιΘάϛ - камень иγράφω - пишу — способ плоской печати, при Литография (от греч. λιΘάϛ - камень иγράφω - пишу — способ плоской печати, при котором оттиск получается с помощью плоской (нерельефной) формы. В литографии используются те породы известняка, которые не принимают краску после протравливания слабой кислотой. На камне выполняют рисунок специальным литографским карандашом, пером или кистью, употребляя литографскую тушь. Затем камень протравливается смесью кислоты и гуммиарабика — покрытые рисунком места легко принимают краску, чистая поверхность камня ее отталкивает. Печать производится на специальном станке на плотной бумаге. Литография бывает одноцветной и цветной (тоновая, с использованием до 4 камней разного цвета; хромолитография — от 4 до 40 камней). Арх. Михаил, воевода «небесных сил» . Гравюра 1668 г.

Гравюра на дереве появилась в Зап. Европе в начале XV в. (в Китае ее Гравюра на дереве появилась в Зап. Европе в начале XV в. (в Китае ее возникновение относят к VI–VII вв. ; самая ранняя датированная гравюра— 868) и предшествовала книгопечатанию; 1 -й датированный оттиск — «Брюссельская Мадонна» (1418). К тому же периоду относятся отдельные оттиски сатирического, учебного (донаты), аллегорического, поучительного характера. С 30 -х гг. XV в. известны гравированные книги ( «Апокалипсис» , «Библия бедных» , «Искусство умирать» и др. ), собранные в блок из отдельных оттисков с нескольких досок, — блокбухи (впервые — в Нидерландах, Германии). С изобретением книгопечатания техника гравюры стала применяться для получения орнаментальных украшений (впервые — инициалы в т. н. Майнцской Псалтири. Майнц, 1457 — Австрийская национальная библиотека, Вена). После включения А. Пфистером гравированных иллюстраций и инициалов в издание: Boner U. Der Edelstein. Bamberg, 1461 — техника гравюры на дереве начала активно вытеснять миниатюру из печатных изданий и вскоре стала основным способом иллюстрирования книги, сохраняя при этом значение и в станковых жанрах.

В Петровскую эпоху гравюра на меди переживала подъем в связи с привлечением иностранных мастеров. В Петровскую эпоху гравюра на меди переживала подъем в связи с привлечением иностранных мастеров. Приглашенный в Россию голландский гравер А. Схонебек обучал русских учеников новым техникам гравирования: офорту и меццотинто, которые вскоре нашли отражение в религиозной гравюре, в целом сохранявшей традиции XVII в. Большинство изданий Московского Печатного двора (с 1721 — Синодальная типография) украшали гравированными на меди титульными листами, которые в основном исполнялись И. Ф. Зубовым. Прп. Феофилакт. Гравюра И. Ф. Зубова к «Тезисам» архиеп. Феофилакта (Лопатинского), 30 -е гг. XVIIIв.

Религиозные сюжеты продолжали часто издаваться в эстампной гравюре, хотя занимали не столь значимое место, Религиозные сюжеты продолжали часто издаваться в эстампной гравюре, хотя занимали не столь значимое место, как раньше. Так, Гражданская типография Киприанова выпустила иллюстрации к псалмам (103, 108), святцы с досок Тепчегорского (1714, 1722) и собственной перегравировки; святцы и иллюстрации к Священной истории вошли в состав «Брюсова календаря» (1709– 1715). С 1724 г. святцы начали помещать регулярно в изданиях Миней, первые были награвированы А. Ф. Зубовым. Сошествие Св. Духа на апостолов. Гравюра А. Ф. Зубова. 1701 г.

В эстампной гравюре петровского времени возник новый жанр — конклюзия (тезис), сложное аллегорическое произведение В эстампной гравюре петровского времени возник новый жанр — конклюзия (тезис), сложное аллегорическое произведение на темы диспутов в Славяно-греко -латинской академии, посвященное прославлению иерархов и т. п. Распространение жанра связано с польско-украинским влияниями, в частности с традицией Киево-Могилянской академии, многие питомцы которой обосновывались в Москве. В этом жанре работали М. Д. Карновский, Зубовы, Тепчегорский и др. (напр. , тезисы Феофилакта (Лопатинского), архиеп. Тверского, свт. Иннокентия, еп. Иркутского). После закрытия в 1727 г. С. Петербургской типографии ее граверы А. И. Ростовцев, И. К. Любецкий, М. Н. Нехорошевский, А. Зубов перебрались в Москву, где начали активно работать в жанре лубка, занимались копированием произведений московских граверов XVII в. (преимущественно в технике офорта), эти произведения благодаря их деятельности органично вошли в состав народной картинки. С их именами связано появление иллюстрированных религиозных цельногравированных книг. К 40 -м гг. XVIII в. окончательно сформировался облик лубочной цельногравированной книги, появились новые названия (напр. , «Сказание св. Иоанна Милостивого о Петре Мытаре» , «Сивиллы» , «Житие Иосифа Прекрасного» , «Житие Марии Египетской» , «Описание Иерусалима» ). В сер. XVIII в. в виде лубочных книжек получили оформление светские сюжеты: повести, истории, сказки. Цельногравированная книжка практически без изменений продержалась в репертуаре издателей лубка до 40 -х гг. XIX в. , когда ее постепенно начала сменять лубочная книга, сделанная в технике литографии.

С учреждением в 1724 г. Академии наук центром развития гравировального искусства стала ее Гравировальная С учреждением в 1724 г. Академии наук центром развития гравировального искусства стала ее Гравировальная палата; первыми граверами были нем. мастера, сменившие в профессиональном искусстве граверов петровского времени (Х. А. Вортман, 1680– 1760, О. Эллингер, 1666– 1735). Эллингер стал учителем 1 -го крупного русского академического гравера И. А. Соколова (1717– 1757), руководившего самым значительным предприятием в гравировании на меди 1 -й пол. XVIII в. — подготовкой иллюстраций к Елизаветинской Библии (1751). Они выполнялись мастером вместе с учениками при строгом соблюдении иконографии гравюр библейского альбома Мериана. Тогда же состоялось издание Святцев В. А. Иконникова и А. Грекова, выполненное в тонкой, отличающейся особым изяществом иконописной манере Икона Божией Матери «Отрада» , или «Утешение» . Хромолитография. 1883 г.

Ко 2 -й четв. — сер. XVIII в. относится деятельность Г. А. Качалова, с Ко 2 -й четв. — сер. XVIII в. относится деятельность Г. А. Качалова, с чьим именем связано развитие видовой гравюры. Он совмещал традиционные образы святых с натурным изображением архитектурных комплексов ( «Вид Александро-Невской Лавры с предстоятелями» , 1747; предстоятели — по рис. И. Э. Гриммеля, вид — по рис. М. И. Махаева). С учреждением Академии Художеств (1757) начала складываться академическая школа русской гравюры, был открыт гравировальный класс (1759), возглавленный приглашенным художником прусского двора Г. Ф. Шмидтом, а впоследствии существовавший под рук. его рус. учеников. В академической гравюре (у граверов петровского времени, в школе Соколова и Качалова) религиозные сюжеты имели иное значение и художественный образ, чем в Др. Руси. В становлении академической гравюры на религиозные сюжеты большую роль сыграли рисунки А. П. Лосенко, их копирование и деятельность Г. И. Скородумова (1755– 1792), обучившегося гравированию пунктиром в Англии и способствовавшего распространению этой техники, а также развитию репродукционной гравюры в России. В 1772 г. за воспроизведение рис. Лосенко «Каин» (обнаженный натурщик) и картины Л. Ж. Ф. Лагрене «Лот с его дочерьми» гравер получил золотую медаль. К числу лучших академических работ того времени относится гравюра И. А. Берсенева «Ап. Андрей» (1784, по рис. Лосенко). Развитие репродукционной техники привело к тому, что религиозная гравюра приобрела то же направление, что и академическая живопись, ее иконографическую основу составили рисунки с натуры и антиков, передававшие христианские сюжеты.

В XVIII в. наравне с академической развивалась полупрофессиональная гравюра. В 1759 г. в Москве В XVIII в. наравне с академической развивалась полупрофессиональная гравюра. В 1759 г. в Москве М. Артемьев основал фабрику по изготовлению изображений святых и Божией Матери в технике меццотинто. Профессиональные граверы работали и для лубочных издателей династии Ахметьевых. Их произведения выполнялись по офортной подготовке резцом с доработкой пунктиром. Эта техника была характерна для т. н. бекетовской школы. Моление о чаше. Гравюры М. Н. Нехорошевского. 1741 г.

Ап. Андрей. Гравюра И. А. Берсенева. 1784 г. Ап. Андрей. Гравюра И. А. Берсенева. 1784 г.

Зубов Алексей Фёдорович (1682 -1750 гг. ) Зубов Алексей Фёдорович (1682 -1750 гг. )

Зимний Дворец в Петербурге при Петре I, 1711 г. Зимний Дворец в Петербурге при Петре I, 1711 г.

Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 года, 1711 Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 года, 1711

Новогодние торжества 1 января 1712 года Новогодние торжества 1 января 1712 года

Свадьба Петра I и Катерины Алексеевны в 1712 году Свадьба Петра I и Катерины Алексеевны в 1712 году

Пленные шведские корабли, введённые в Санкт-Петербург после Гангутского сражения, 1715 Пленные шведские корабли, введённые в Санкт-Петербург после Гангутского сражения, 1715

А. Ф. Зубов и П. Панкарт «Полтавская баталия» , 1715 А. Ф. Зубов и П. Панкарт «Полтавская баталия» , 1715

Летний Дворец Петра I и Летний сад в Санкт-Петербурге, 1716 Летний Дворец Петра I и Летний сад в Санкт-Петербурге, 1716

Панорама Санкт-Петербурга, 1716 Панорама Санкт-Петербурга, 1716

Петровские ворота Петропавловской крепости, 1716 Петровские ворота Петропавловской крепости, 1716

4 пленных шведских фрегата, введённые в Неву после победы в битве при Гренгаме, . 4 пленных шведских фрегата, введённые в Неву после победы в битве при Гренгаме, . Конец 1720 -х гг.

Пётр I на коне, 1721 Пётр I на коне, 1721

Портрет Стефана Яворского, 1729 Портрет Стефана Яворского, 1729

Адриан Шхонебек (1661 -1705) Адриан Шхонебек (1661 -1705)

 «Предестинация» . Вид с кормы, 1701 «Предестинация» . Вид с кормы, 1701

Вид осады крепости Шлиссельбург (Нотебург) 11 октября 1702 Вид осады крепости Шлиссельбург (Нотебург) 11 октября 1702

Усадьба Ф. А. Головина в Москве, 1705 Усадьба Ф. А. Головина в Москве, 1705

Взятие шведских судов «Астрильд» и «Гедан» на невском взморье в ночь с 6 на Взятие шведских судов «Астрильд» и «Гедан» на невском взморье в ночь с 6 на 7 мая 1703 г

Осада Азова в 1696 г. Осада Азова в 1696 г.

Девитт Хендрик Девитт Хендрик

Вид и план осады Риги 14 июля 1710 года, 1713 Вид и план осады Риги 14 июля 1710 года, 1713

Врата триумфальные именитого человека Строганова, 1710 Врата триумфальные именитого человека Строганова, 1710

Антипьев Фёдор Антипьевич Антипьев Фёдор Антипьевич

Портрет Б. П. Шереметева, после 1768 г Портрет Б. П. Шереметева, после 1768 г

Портрет И. Л. голенищева. Кутузова. Конец 1760 -х Портрет И. Л. голенищева. Кутузова. Конец 1760 -х

Виноградов Ефим Григорьевич Виноградов Ефим Григорьевич

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны, 1761 Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны, 1761

Портрет А. Д. Кантемира, 1762 Портрет А. Д. Кантемира, 1762

Греков Алексей Ангильевич Греков Алексей Ангильевич

Портрет грузинского царя Теймураза II, 1761 Портрет грузинского царя Теймураза II, 1761

Портрет А. К. Воронцовой, 1769 Портрет А. К. Воронцовой, 1769

Вортман Христиан-Альберт Вортман Христиан-Альберт

Портрет Алексея Петровича, 1729 Портрет Алексея Петровича, 1729

Портрет Петра II, 1729 Портрет Петра II, 1729

Портрет Анны Иоанновны, 1740 Портрет Анны Иоанновны, 1740

Соколов Иван Алексеевич Соколов Иван Алексеевич

Портрет великого князя Петра Фёдоровича, 1748 Портрет великого князя Петра Фёдоровича, 1748

Благодарю за внимание. Благодарю за внимание.