15_1_РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ_1ч..ppt
- Количество слайдов: 14
Русская философия_1 ч.
• Русская философия развивалась в значительной степени автономно. Она практически не испытала влияния многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, позитивизма и др.
Характерные черты русской философии • Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию; • Специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литература, искусство, «эзопов язык» (часто объясняется политической несвободной и цензурой); • Целостность, стремление занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
Главные вопросы русской философии: 1. Проблема человека; 2. Проблемы морали и нравственности; 3. Проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом; 4. Проблема власти и государства; 5. Проблема будущего
Основные этапы русской философии: 1) Период зарождения (IX – XII вв. ); 2) Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения и становления и централизованного русского государства (Московской Руси и России) (XII-XVII вв); 3) Философия XVIII в. ; 4) Философия XIX в. ; 5) Русская и советская философия XХ в.
Период зарождения древнерусской философии • Относится к IX – XIII вв. (от возникновения Киевской Руси до монголо-татарского завоевания). • С 11 в. идейным центром православия на Руси становится Киево-Печерский монастырь (Феодосий Печерский, Нестор Летописец).
Русская философия XII – XVII вв. (Период борьбы за освобождение от монголотатарского ига) Серьезное влияние на русскую религиозную мысль 15– 17 вв. оказал исихазм. • Исиха зм (от др. -греч. «спокойствие, тишина, уединение» ) — мистическая практика православных монахов, в которой применяется безмолвная молитва с целью созерцания Божественного (фаворского) света. В основе исихазма лежит умное делание (то есть в уме), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего, «Иисусовой молитвы» .
• В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Из Византии исихазм распространился и на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др. ). Повлиял на духовный подъём Руси XIV-XV веков.
Среди видных философов данного периода: • Философий (XVI в. ) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства ( «Москва – Третий Рим» ) по линии Рим – Константинополь – Москва; • Нил Сорский – выступал за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, за приближение Церкви к народу. Был идеологом так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» сторонников сохранения прежних церковных устоев и владений);
Основные направления русской философии XIX в. • Декабристская философия; • Философия западников и славянофилов; • Философия Чаадаева; • Консервативная религиозная и монархическая философия; • Философия Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого; • Революционно-демократическая философия
Философия западников и славянофилов • Занимались проблемами истории, выбора исторического пути для России. • Видными представителями западников являлись А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский. • Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. • По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. • Благо для России – освоить западные ценности и стать «нормальной» цивилизованной страной.
• Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы. • Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). • По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции всегда оканчивались для России трагически.
Ортодоксально-монархическая философия • Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность» . • Его видным представителем был К. Н. Леонтьев.
К. Н. Леонтьев (1831 – 1891). • По мнению Леонтьева, капитализм – царство «хамства и подлости» , путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для Росси – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии).