Русская философия.ppt
- Количество слайдов: 36
Русская философия ХIII –ХХ вв.
Первые представления о философии • Русский народ принял христианство в 988 г. • На церковнославянский язык стали переводиться богословские и философские труды византийцев. • Некоторые представители русского духовенства стали писать работы в рамках христианской ортодоксальной традиции. • В XVII в. митрополит Петр Могила • В начале XVIII в. епископ Феофан Прокопович
Идейные искания русских мыслителей (ХVIIIв. ) • Два духовных фактора оказали решающее воздействие на судьбу русской философской мысли: православие и западная философия. • Широко распространились идеи пантеизма, • идеи французских просветителейэнциклопедистов, • возникает идеология масонства как поиск «истинного христианства» : развитие духовной жизни, нравственное самоусовершенствование и проявление действенной любви к ближним.
Григорий Сковорода «русский Сократ» • Пантеистические взгляды Г. Сковороды: мироздание состоит из трех миров: макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и «символической» реальности (священных текстов Библии), связующей Вселенную и Человека
Михаил Ломоносов – основатель светского философского образования • В Московском университете (1755) был образован философский ф-т, где преподавали философию (логику, метафизику и нравоучение), физику, ораторию (красноречие), поэзию и историю
Николай Новиков • В центре масонского учения всегда стоял человек – "цель всего мира", "владыка мира", "божество, для которого солнце сияет, звезды блистают, звери служат, растения зеленеют". Идеальный человек – это "разумный и добродетельный господин; он делает добро всем, кому только может. Разум ему дан, чтобы служить государству, богатство – чтобы помогать бедным, и что для того родился он человеком, чтобы быть полезным всем людям"
Петр Чаадаев • Мировая история – это последовательная смена форм религии: иудаизма, платонизма и христианства • Лидер цивилизационного развития – Запад, где, благодаря католичеству, сложилась единая европейская культура, во многом осуществившая христианские идеалы.
П. Чаадаев о России • Россия, отторгнутая от западного христианства в результате разделения церквей, оказалась вне основного цивилизационного процесса. • Церковь в России духовно и социально-политически была намного пассивнее, чем в Европе. • Христианская духовность затронула российское общество лишь поверхностно, в своей основе оно осталось языческим. • НО в отсталости есть свое преимущество – она чревата возможностями развития. • Россия в силу своих традиций, а также в силу принадлежности к христианской культуре, способна, не проходя все культурные эпохи, «…ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество» .
Славянофильство • Основоположниками славянофильского направления в российском общественном сознании были Иван Киреевский и Алексей Хомяков. • Их философия была попыткой опровергнуть рационалистический западный тип философствования • Они стремились создать русское толкование христианства, как результат национальной самобытности русской духовной жизни.
Иван Киреевский • Идея цельности духовной жизни. • Необходим общий поворот в общественном сознании, «воспитание общества» , что должно выразиться в отказе от культа телесности и культа материального производства • Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: осознанным отношением человеческой личности к личности Божества.
Алексей Хомяков Соборность — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствует древнерусскому понятию “лад” и неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. • Основной принцип Православной Церкви состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. Только православие гармонически сочетает свободу с необходимостью, индивидуальную религиозность с церковной организацией
Философия славянофилов • Таким образом, славянофилы делали упор • на самобытное развитие России, • ее религиозно-историческое и культурнонациональное своеобразие и • стремились доказать, что православная культура оплодотворит собой западный мир. • Они рассматривали церковь и веру как основу общественного устройства и • сильной стороной православного общества считали «соборность» , • то есть объединение людей на основе их преданности православным идеалам.
Антропологический подход 60– 70 -е гг. ХIХ века • Опираясь на достижения химии, биологии, медицины, а также на идеи немецкого философа Л. Фейербаха, философы-материалисты Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. А. Антонович, Д. И. Писарев разрабатывают антропологический принцип.
Философский материализм • Человек - существо природное, поэтому ему свойственны материальные интересы и коллективный образ жизни. • Из этого принципа выводились и основные положения этики «разумного эгоизма» и право на революционное преобразование общества (призыв к народу «взять топор» ). • Н. Чернышевский отрицал наличие у человека двойственной природой – материальной и духовной. Он считал, что мир един и все функции организма есть проявление всеобщих законов природы. • Сознание – это результат приспособления человека к миру, основанного на физиологических процессах организма.
Владимир Соловьев • Исходным принципом его мировидения является принцип всеединства, который утверждает целостность реальности, заключающей в себе Абсолют (Бога) и материальный мир
Философия В. Соловьева • Существенной характеристикой всеединства является полноправное существование всех элементов мира, которые объединены любовью Бога. • Благодаря этому, мировой процесс есть процесс возвращения мира к абсолютному всеединству, последним этапом которого становится преобразование человеческого в богочеловеческое. • Цель человечества состоит в формировании «цельной жизни» : • в гармоничном устройстве самого общества, • его отношения к природе, а также • в гармонии внутреннего мира отдельного человека, его духа, мысли и воли.
Постижение истины Гармония духа, мысли и воли достигается в процессе познания: Эмпирическое познание (наука), Рациональное (философия) и Мистическое (религия). • Истина рациональна по форме и наполнена жизненностью, которая идет от чувств и интуиции. • Заблуждение же возникает в результате абсолютизации одного из видов познания.
Понятие «София» • Понятие «София» является фундаментальным определением идеального плана мира, его одухотворенности. • София – это символ и образ любви, она объединяет человечество – всех людей живших и живущих. • София обеспечивает развитие человечества настолько, насколько оно следует христианскому пути. • София – это христианская церковь, являющаяся посредником между Богом и человеком, дающая возможность духовного существования благодаря «соборности» .
Если возможна русская философия, то только как философия веры (Павел Флоренский) • Вслед за В. Соловьевым во второй половине ХIХ века появляется целая плеяда религиозных философов: С. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, С. Франк и др.
Семен Франк Человеческие сознания, человеческие «я» не отрезаны друг от друга. Реальное познание, реальное бытие возможны лишь тогда, когда между людьми возникает контакт, возникает единство. Мы живем не на изолированных островах, а на едином материке. И вот этот-то материк, который объединяет всех нас, и есть последний и подлинный предмет познания. Человек познает не только отражение своих собственных чувств, а познает некий субстрат, глубину.
Федор Достоевский Его религиозная этика основывалась на признании человека духовно свободным существом. • Абсолютная свобода обрекает человека на необходимость постоянного выбора между добром и злом. • Ф. Достоевский считал ложным учение утилитаризма, где человек рассматривается существом рассудочным и благоразумным, действующим во имя собственной пользы.
Философские идеи • Поведение человека должно основываться на ощущении Бога, полагая тем самым мистический характер этического в человеке. Этическое, как и эстетическое, понимается Достоевским как ощущение и искание Бога, но между добром и красотой не обнаруживается внутренняя связь, поэтому «не красота спасет мир, но красоту в мире нужно спасать» ( «христову красоту» ). • Каждый народ движется силой этического и эстетического, занят «исканием Бога» . История должна быть свободным движением народов к «оцерковлению» , духовному объединению всего человечества на основе христианских ценностей.
Лев Толстой • Целью его философствования было обнаружение того, что является абсолютным добром. • Жизнь вне абсолютного измерения не имеет смысла: таково мировоззренческое кредо мыслителя. Большое влияние на него оказали философские взгляды И. Канта, Ж. -Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, а также многие идеи христианства, буддизма, конфуцианства и даосизма.
Философские идеи • Принцип «непротивления злу насилием» . Он диктуется человеку его «высшей разумностью» и требует отречения от мира. • Принцип имперсонализма, то есть принцип отрицания значимости индивидуального существования человека. Л. Толстой развивает эти принципы в учении об опрощении человека. Следуя Ж-Ж. Руссо, он критикует культуру общества как ненужное и искусственное создание человека, а науку как ложное знание, не открывающее смысл жизни. Поэтому идеальное общественное устройство крестьянский патриархальный быт.
Николай Бердяев • Абсолютная свобода есть предельная и основная характеристика человека, она не находится даже в подчинении у Бога. Свобода не связана ни с бытием, ни с необходимостью, свобода не связана ни с добром, ни со злом, она есть некоторое потенциальное первоначало, из которого разворачивается Бог, мир и человек.
Познание человека и его свободы • Дух человека не есть бытие: он – свобода и творческий акт. • Н. Бердяев отделяет человека от Бога и уравнивает их в происхождении, тем самым оправдывая его существование. • На философском языке это называется антроподицеей, т. е. человек призван к соучастию в божественном творчестве • Человеческая история понимается как продолжение миротворения: Бог и человек вместе преодолевают «иррациональную тьму свободы» .
Экзистенциализм Н. Бердяева • Не существует предустановленной гармонии бытия, единства целого как истины, добра, справедливости, • Бытие универсально-общего есть конструкция субъекта. • Бытие есть лишь внутренняя составная часть единичного • Истина есть конкретная личность, ее путь и жизнь.
Мы призваны творить свое и по-своему, русское по-русски (Иван Ильин) • Основной характерной особенностью исторического развития России он считает трагизм ее истории. Всякий, изучающий историю России, видит картину предельного драматического напряжения, как внешнеполитического, так и внутреннего - социального, духовнонравственного и религиозного. Образ "осажденной крепости" наиболее соответствует историческому бытию России.
Культурные архетипы • Если национальный духовный акт, которым народ творит свою культуру, и свойства национального характера со временем обретают качество архетипов, то они, наряду с бессознательными, эмоциональными процессами, могут быть и социально воспитуемы, целенаправленно формируемы. • Воспитание детей - это "пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту".
Русский космизм • Крупнейшими представителями философии космизма были К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский, Н. Федоров и др. • Космисты противопоставили принципу антропогеоцентризма принцип антропокосмизма. • Человека является не только следствием земных условий и причин, но и результатом динамики и структуры Вселенной. • Предназначение человека – освоение внутреннего и внешнего космоса, поскольку и «душа» - космическое явление.
Важнейшие принципы русского космизма • Признание существования множественности разумных миров • Признание существования «разума космоса» , который превосходит в своей деятельности тот мир, который определяется человеческим познанием как мир причин и следствий в их бесконечной последовательности. • Научное мировоззрение не дает картины мира в ее действительном состоянии, потому что ученый противопоставляет себя миру, но существует только одна природа – благодаря чему человек и может познавать. • Проявление этой природы в человеке определяется в космизме как «естественный свет разума» . Утрата этого «света» и привела человека к риску экологических катастроф. Чтобы избежать их, человек должен вновь ощутить себя и стать космическим существом, то есть стать духовным существом с ясным восприятием мира.
Николай Федоров • Исходный принцип– утверждение единства человека и космоса. Человек может и должен организовать космос и свою жизнь в нем на основе познания и нравственного отношения ко всем явлениям реальности.
Необходимость преодоления смерти • Преодоление смерти связывается с необходимостью воскрешения всех живших когда-либо людей на Земле. • Это и должно стать «общим делом» , в котором большое место отводилось науке, поскольку центральной задачей при этом оказывалась необходимость выявления и собирания всех атомов и молекул, входивших некогда в организмы умерших.
Проблема гармонизации Науки должны раскрыть законы сохранения и трансформации информации на атомарном и молекулярном уровне. Восстановление души или сознания философ связывал с восстановлением организма. • Преодоление смерти открывает возможность освоения человеком космоса и, тем самым, решения глобальных проблем. • Поэтому решение всех основных задач человечества требует познания природы и гармонизации его отношений с природой, что позволит полностью управлять природными процессами на Земле, в солнечной системе и, в перспективе, во Вселенной.
Заключение • Основные темы русской философии – судьба России и мировой цивилизации и проблема человека. • Большой вклад русские мыслители сделали в изучение нравственного и эстетического начал человека, развили религиозную философию • Ярким явлением мировой философии стали учения русских философов о космосе и о месте человека в нем ( «русский космизм» ). • Кроме понятий, сформировавшихся в западной философии, русские мыслители использовали собственные категории, такие как «всеединство» , «цельное знание» , «живознание» , «соборность» , «софиология» , «синергизм» , «богочеловечество» , «живая этика» , «метафизика сердца» , «стыд» и др.