Русская философия 1.pptx
- Количество слайдов: 45
Русская философия УЧЕБНАЯ ЛЕКЦИЯ
ПЛАН Введение. Феномен отечественной философии, ее место в истории мировой философии. 1. Особенности русской философии, периодизация ее истории. Философская мысль Древней Руси и русская философия 18 века. 2. Развитие русской философии в 19 -м начале 20 -го века. Философия всеединства В. Соловьева. Экзистенциализм и персонализм в России. 3. Русский космизм, его основные течения и представители. 4. Особенности советской философии и философии постсоветского периода.
Рекомендуемая дополнительная литература: 1. Евлампиев И. И. История русской философии. СПб, 2002. 2. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 тт. – М. , 2004. 3. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. – М. , 1996. 4. Лосский Н. О. История русской философии. – М. , 1991. 5. Новиков А. И. История русской философии Х-ХХ веков: Учебное пособие для вузов. – СПБ, 1998.
Феномен отечественной философии, ее место в мировой истории Отечественная философия – сложное, разнородное явление. Возникнув сравнительно поздно, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии. Вместе с тем в России сложилась оригинальная русская философия, преимущественно религиозно-мистическая. А. Ф. Лосев: «Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловечесим Логосом» .
Особое место в истории отечественной философии занимает советская философия, возникшая на основе марксизма. С этими формами отечественной философии связан наиболее значительный вклад отечественных философов в мировую философию.
Особенности русской философии, периодизация ее истории. Философская мысль Древней Руси и русская философия 18 века Особенности русской философии: 1) отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством; 2) отечественная философия не занимается специально разработкой проблем теории познания, познание изучается в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии; 3) отечественная мысль антропоцентрична: особое внимание уделяется проблеме бытия человека; 4) русская философская мысль этически ориентирована; 5) русская философия историософична: важное место занимают социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории.
В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: 1 -й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв. ; 2 -й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века); 3 -й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века); 4 -й – советская философия (большая часть XX века); 5 -й – философия постсоветской эпохи
Философская мысль Древней Руси Зарождение философии на Руси связано с принятием христианства (988 год), философская мысль носит религиозный характер. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика (учения представителей Каппадокийской школы: В. Великого, Г. Нисского, Г. Назианзина). Важную роль сыграли работы византийских и болгарских мыслителей: «Источник знания» Иоанна Дамаскина (675 -750), «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского.
ХРАМ СОФИИ В КИЕВЕ
В развитии философской мысли Древней Руси в XI веке заметную роль играют «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха. В XV-XVII веках на Руси распространяется исихазм (от греч. исихия – безмолвие) — религиозномистическое учение, культивировавшее безмолвную молитву, духовное сосредоточение. Крупнейший представитель – Григорий Палама, византийский мистик XIV века. Влияние исихазма прослеживается в последующем развитии русской философии, в ее склонности к мистикоинтуитивному познанию. В XVI–XVII веках получила развитие общественно-политическая мысль: концепция старца Филофея «Москва – третий Рим» (первая половина XVI века), учение хорвата Ю. Крижанича (XVII век).
Русская философия 18 века С реформами Петра I начинается новый период в истории отечественной философии. Развивается светская, прежде всего политическая мысль. Представители «ученой дружины» Петра (Феофан Прокопович, В. Татищев и др. ) теоретически обосновывали реформы государства и церкви, предвосхищая идеи будущих «западников» . К середине XVIII века складываются либеральное (Д. И. Фонвизин) и консервативное (М. М. Щербатов) направления социально-политической мысли.
М. В. Ломоносов (1711 -1765) Основоположник светской натурфилософии в России. Основой природных явлений ученый считал материю, которая понимается как элементы и группы элементов – корпускулы. Все заполнено материей, пустоты нет. Изменения вещей – суть движение материи. Ломоносов выделяет три вида движения: поступательное, вращательное и колебательное. Считая материю вечной, Ломоносов формулирует закон сохранения материи. Природа, таким образом, не нуждается в божественном вмешательстве. Хотя Ломоносов высоко ценит достоинство разума, он отделяет мир разума от мира веры, хотя они и находятся в согласии.
Г. С. Сковорода (1722 -1794) Религиозный философ. В центре философии – человек как микрокосмос. Сковорода выделяет три мира: макрокосмос, микрокосмос (человек) и мир символов (Библия), связывающий большой и малый мир, идеально выражающий их в себе. Веря в безграничную возможность познания мира, он убежден в том, что источником мысли является сердце. Учение Сковороды характеризуют как «мистический символизм» , оно предваряет философию славянофилов XIX века.
А. Н. Радищев (1749 -1802) В центре внимания – проблема человека. Основываясь на идеях французских просветителей: теории общественного договора, естественного права, приоритета закона, Радищев критикует самодержавие и крепостное право. В сибирской ссылке пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792), в котором, с одной стороны, исследует проблему природного происхождения и смертности человека, опираясь на современные ему философские и научные представления, с другой, признает бессмертие души, не сумев материалистически объяснить происхождение «мыслительной способности» . В связи с этим Радищев дополняет материалистическое учение традиционным религиозно-философским.
2. Развитие русской философии в 19 -м - начале 20 -го века. Философия всеединства В. Соловьева Экзистенциализм и персонализм в России В начале XIX века в России происходит становление оригинальной русской философии. Заметное влияние на этот процесс оказала немецкая классическая философия, прежде всего учение Шеллинга, позднее – Гегеля. Философия Шеллинга явилась одной из составных частей творческого синтеза, в результате которого возникает оригинальная русская философия. У истоков этой философии стоял П. Я. Чаадаев (1793 -1856) – религиозный философ, поставивший вопрос о месте России в истории.
В 1830 -40 -е годы оформляются первые философские течения в России: западники и Славянофилы: славянофилы. И. В. Киреевский (1806 – 1856) и А. С. Хомяков (1804 – 1860) Творчески синтезировали идеи патристики и западной философии Нового времени (Шеллинга). Критиковали цивилизацию Запада, основанную на господстве «одностороннего» рассудочного познания, подчеркивали важность «знания живого» , основанного на Вере и Любви, как начала православной культуры.
Западники: ориентировались преимущественно на западную модель исторического развития, основанную на приоритете научного разума Выделяются два направления западничества: либеральное (В. Д. Кавелин) и революционно-демократическое (В. Г. Белинский, А. И. Герцен ). Второе направление более значительно, с ним связано развитие материализма и атеизма в России.
Развитие революционного движения, распространение материализма и позитивизма в России во второй половине ХIХ века (Н. Г. Чернышевский, П. Л. Лавров и другие) дало толчок к появлению различных форм религиозной философии. Среди крупнейших мыслителей этого периода Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский , Л. Н. Толстой
Философия всеединства С именем В. С. Соловьева связано появление одной из первых и наиболее значительных философских систем в России Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – крупнейший русский философ. Основные работы – «Чтения о богочеловечестве» (1878 -1881), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Оправдание добра» (1897) Активный сторонник объединения церквей и автор проекта объединения церквей и создания всемирной теократии
Соловьев возрождает философию всеединства, которая уходит своими корнями в философию досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной философии, в центре которой учение об Абсолюте как “всеединстве”. Абсолют порождает ”другое” - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир – это несовершенное бытие. Реальный мир возникает в результате утраты каждым отдельным существом непосредственной связи с Богом. Изначальное единство нарушается. Оно проявляется только через человечество, в котором сохраняется «вечная душа мира» . Человечество, таким образом, это богочеловечество. Учение о богочеловечестве, об особой роли человека – важная составная часть философии «всеединства» .
В философии Соловьева важную роль играет понятие “душа мира”, берущее начало в неоплатонизме. Мир, отпав от Бога, распался на множество враждующих элементов. Его спасает от разрушения “мировая душа”, она “сущий субъект тварного бытия”. Эта “душа”, в силу своей связи с Богом, стремится восстановить утраченное единство. Вся эволюция мира – это стремление “души” преодолеть хаос и воссоединить мир, несовершенный и совершенный. Философ в ряде работ отождествляет “мировую душу” и “Софию”, которая у него то “небесное существо” , то “ душа мира”. Но понимание Софии у Соловьева мистично. Вместе с тем его учение о Софии открывает традицию софиологии в русской религиозной философии.
Соловьев развивает предложенную славянофилами концепцию “цельного знания”, предполагающую единство знания и веры. Вера “соединяет нас внутренне с предметом познания, проникает в него”. “Всеединство” не постижимо только средствами научного познания. Философия – это целостное размышление о мире, соединяющее теоретическое познание и практику нравственной жизни. Основу “истинной философии” Соловьев видит в мистицизме. Учение о познании В. Соловьева предполагает интеграцию различных видов познания в единое целое. Философ утверждает положительный идеал единства истины, добра и красоты.
Среди основных представителей философии всеединства в России: братья Сергей и Евгений Трубецкие, С. Н. Булгаков (1871 -1944). , Л. П. Карсавин (1882 -1952), П. А. Флоренский (1882 -1937). Для отечественной философии всеединства характерны: сближение Бога и Мира и тяготение к пантеизму, стремление соединить религию, науку и мораль в учении о Софии (софиология). В целом философия всеединства подчиняет личность решению богочеловеческих задач.
Экзистенциализм в России В начале ХХ века в духовной культуре России происходит мировоззренческий поворот – «религиозно-философское возрождение» . От материализма к религиозным идеям обращается ряд крупных философов: Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. В этот период в России появляются новые философские течения, среди которых – религиозный экзистенциализм, представленный Н. Бердяевым и Л. Шестовым.
Николай Александрович Бердяев (1874 -1948) Выдающийся русский философ Основные работы – «Философия свободы» , «Смысл творчества» , “Философия свободного духа” (1927), “О назначении человека ” (1931), “Русская идея” (1947)
Н. Бердяев известен как представитель религиозного персонализма и экзистенциализма. В центре его учения находится человек, которого философ отчасти обожествляет. “Бесконечный дух человека претендует на абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он создает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетарной системы, а всего бытия, всех миров ”.
Основные темы философии Н. Бердяева: свобода, творчество, личность. Свобода рассматривается как основа бытия. Главная свобода - первичная, иррациональная свобода, укорененная в Ничто. Эта свобода существует предвечно, она не сотворена Богом. Учение о вездеприсутствии несотворенной свободы – одна из особенностей философии Бердяева. Творчество – важнейшая религиозная задача человека, его долг. Подлинное творчество свободно, в нем проявляется личность. Но при осуществлении творческого акта в мире происходит объективация духа, подавляющая свободную личность.
Н. Бердяев подчеркивает приоритет личности. Она - первооснова всего. “Личность вообще первичнее бытия ”. В то же время бытие личности – тайна. “О личности не может быть построено никаких метафизических учений”, дух личности постигается лишь мистическим опытом. Субъективизм и индивидуализм преодолеваются через любовь в Божественном начале. В внимание Бердяева к проблеме личности, свободы и нравственного выбора позволяет рассматривать его как одного из первых представителей экзистенциальной философии как в России, так и на Западе.
С традицией экзистенциальной философии связано творчество Л. Шестова Л. И. Шестов (1866 -1938), – религиозный философ-мистик. Обратил особое внимание на трагизм человеческого бытия. Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для познания бытия человека, склоняется к иррационализму. Шестов выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя “ненавистником разума”. Не отрицая значения науки, подчеркивал ее ограниченный характер, резко разделял разум и веру (их символы для него – “Афины” и “Иерусалим”). Познание подлинного бытия возможно лишь сверхъестественным способом, через Откровение.
3. . Русский космизм, его основные течения и представители Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. Основные черты: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом; 2) активноэволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, предполагающая преображение человека; 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса; 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства ( «соборности» ) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют: 1) религиознофилософский космизм (В. Соловьев и философия всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и 2) естественнонаучный (К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).
Н. Ф. Федоров (1829 -1903) Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме. В работе “Философия общего дела ” представил оригинальную религиозную утопию , согласно которой “человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков. . Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.
Учение К. Э. Циолковского (1857 -1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты. Ученик Циолковского А. Л. Чижевский (18971964) – создатель гелиобиологии. Разработал теорию влияния солнечной активности на поведение человеческих масс в истории
Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В. И Вернадский (1863 -1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Понятие живого вещества дало естественнонаучную основу для изучения жизни, понимаемой как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, как эволюционно преобразующий фактор. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн.
4. Советская философия и философия постсоветского периода С конца XIX века в Росси начинается распространение марксизма. Заметную роль в этом процессе сыграл Г. Плеханов. Г. В. Плеханов (1856 - 1918), один из крупнейших философов-марксистов. Плеханов занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории.
С середины 90 -х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В. Ленин. В. И Ленин (1870 -1924). Занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы “Материализм и эмпириокритицизм ” (1911). В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективноидеалистическую философию, дает новое определение материи: “Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении”. В “Философских тетрадях ” (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики.
После революции 1917 года начинается новый этап в истории отечественной философии. Философия марксизма стала составной частью официальной идеологии. Представители других направлений либо эмигрировали (С. Л. Франк, И. Лосский и другие), либо были репрессированы и погибли (П. А. Флоренский, Г. Шпет). В 1922 году из России был отправлен “философский пароход”, на котором были высланы десятки ведущих философов и деятелей культуры. Начинается формирование советской философии на марксистской основе. На ее формирование сильное влияние оказали философские работы Ленина. По своему характеру советская философия была материалистической и атеистической.
В истории советской философии выделяют несколько этапов развития: 1) 20 -е – начало 30 -х годов – становление советской философии; 2) с начала 30 -х гг. до дискуссии 1947 г. и далее до смерти Сталина – «сталинский» этап, этап догматизма и подавления философии в СССР; 3) середина 1950 -х – середина 1980 -х гг. – расцвет советской философии; 4) середина 1980 -х - начало 1990 -х гг. – философия эпохи перестройки. С начала 1990 х годов начинается постсоветский этап в развитии отечественной философии.
В истории советской философии важное место занимает дискуссия 1926 - 1930 гг. механистов и диалектиков. Спор шел вокруг выбора модели становления советской философии. «Механисты» (А. К. Тимирязев, Л. Аксельрод) ориентировались на классическое естествознание, ДЕБОРИН (Иоффе) Абрам «диалектики» (А. М. Деборин) - Моисеевич (1881 -1963) на диалектическую философию советский философ. В 1908 Гегеля. окончил философский факультет Берлинского Борьба закончилась победой университета. В 1907 -1917 - «диалектиков» , но в ходе меньшевик. После Октября дискуссии 1930 - 1931 гг. их 1917 порвал с течение было объявлено меньшевиками. Преподавал “меньшевиствующим уклоном ”, в Коммунистическом его участники были университете. репрессированы.
Б. М. Кедров В 1947 году под контролем Коммунистической партии прошла новая дискуссия, посвященная обсуждению книги Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии» . Дискуссия примечательна тем, что дала толчок пробуждению советской философии после долгих лет подавления. Одним из результатов дискуссии стал выпуск основного философского журнала в СССР – «Вопросы философии» , первым редактором которого был выдающийся советский философ и логик Б. М. Кедров.
Э. В. Ильенков М. К. Мамардашвили Оживление философской мысли начинается с середины 1950 -х годов, после разоблачения культа личности И. Сталина. В истории советской философии достойное место занимают яркие исследователи старшего поколения: А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмус. Наряду с ними начинают свою деятельность наиболее заметные представители советской философии второй половины ХХ века: Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили, Г. С. Батищев.
Философия постсоветской эпохи С. С. Хоружий С конца 1980 -х - начала 1990 -х годов начинается процесс возвращения на родину эмигрантской части отечественной философии ХХ века, открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры. Появляются новые, нетрадиционные подходы в отечественной философии. В 1990 -х гг. С. С. Хоружий предложил оригинальный проект «энергийной антропологии» - мистической версии развития новейшей русской философии.
Начинается интенсивное освоение западных философских учений ХХ века, ранее закрытых для широкого изучения: феноменологии, аналитической философии, герменевтики и других. В 1990 -е годы получают распространение постмодернистские подходы в философии и культуре. Отечественные философы разрабатывают проблемы диалога культур (В. С. Библер), нетрадиционной эпистемологии (В. С. Лекторский).
Н. Н. Моисеев Вместе с тем сохраняют свое значение и традиционные для русской философии темы и подходы. Традиции русского космизма представлены в концепции универсального эволюционизма и коэволюции человека и природы Н. Н. Моисеева.
Основные дидактические единицы Философская мысль Древней Руси, отечественная философия, русская религиозная философия, , славянофилы и западники, философия всеединства, экзистенциальная философия, русский космизм, советская философия, постсоветская философия. Основные понятия Онтологизм, антропологизм, историософия, мистицизм, исихазм, интуитивизм, славянофильство, западничество, всеединство, софиология, богочеловечество, цельное знание, соборность, всемирная теократия, «русская идея» , религиозный экзистенциализм и персонализм, теургия, символизм, космизм, ноосфера, эмпириомонизм, богоискательство, воинствующий материализм, механисты и диалектики, коэволюция, универсальный эволюционизм, «энергийная антропология»
Русская философия 1.pptx