Русская философия.pptx
- Количество слайдов: 13
Русская философия
Русская философия Средневековь Сергий е Радонежский Нил Сорский Максим Грек Просвещени е 18 в. Исихия Как должна строится внутренняя жизнь духа? Как устроена М. В. Ломоносов, Монадыприрода? Н. И. Новиков, В. Н. атомы Татищев, Воля, Неволя Каковы причин А. Н. Радищев неволи? Классически Славянофил А. С. Хомяков И. В. Киреевский, й период ы Ю. Ф. Самарин, нач. -сер. К. С. Аксаков 19 в. Византизм К. Н. Леонтьев Западники соборность Культурноисторически Н. Я. Данилевский й тип (КИТ) П. Я. Чаадаев В. Г. Белинский Т. Н. Грановский А. И. Герцен В чем предпочтения «соборной» и суверенной личности? В чем уникальность культурноисторического пути России?
Классический Философия В. С. Соловьев Всеединое В чем Схема развития С. Л. Франк период 19 -20 Всеединства античной (древнегреческой и Абсолют всеединство в. в. П. А. Флоренск София сущего? древнеримской) философии ий Богочеловечес Что есть добро С. Н. Булгаков тво , красота, Трубецкие любовь? Космизм «Философия общего дела» Н. Ф. Федоров К. Н. Циолковск ий В. И. Вернадски й А. Л. Чижевский Н. С. Гумилев Н. К. Рерих Общее дело Саморегуляци я природы Патрофикация Теургия Позитивизм и материализм Н. Г. Чернышевс Материя, кий система П. Л. Лавров Н. А. Умов А. Богданов В. И. Ленин Как должна строится жизнь человека как космического существа? Как философский материализм служит науке?
19 -нач. 20 в. (Серебряны й век) Интуитивизм Н. О. Лосский Философия пола В. В. Розанов Персонализм Н. А. Бердяев Экзистенциали Л. Шестов зм Философия русского зарубежья 20 в. Интуиция Теономная этика Каковы любовь философские основания быт полом? Личность, свобода, творчество Русская идея И. А. Ильин П. И. Новгородцев П. Сорокин Б. П. Вышеславцев Г. П. Федотов А. И. Введенский Евразийство П. Л. Карсавин местобытие Как проявляет первичность свободы? В чем особенность русской культуры как
Философия История А. Лосев Мыслелогос Схема развития античной (древнегреческой и устроен Советского философии и М. М. Бахтин Карнавальная Как периода культуры культура механизм древнеримской) философии Эстетика М. Лотман Структурализ культуры? м Семиосфера Марксизм – ленинизм 20 в. Онтология Логика Методология науки Постсоветски История философии и й период Философский науки плюрализм Постмодерниз м Э. В. Ильенков Идеальное М. Мамардашв Сознание или А. Зиновьев Человейник Г. П. Щедровицкий Какова природа идеального? Каковы перспективы Системотехник современного а общества? П. П. Гайденко Э. Ю. Соловьев В. С. Степин Постнеклассич еская наука В. Подорога Субъектность телесности Каковы этапы научного мировоззрени я? Что есть тело как знаковая система?
Особенности русской философской мысли • Русская философия –результат русской культурной истории и европейского философского процесса (Популярен Шеллинг, позитивизм воспринимается критически). • Антропоцентризм. Тема человека, смысла его существования, нравственного совершенствования. Человек –высшая точка духовного развития, через которое Бог осознает себя в природе. Идеал богочеловечества, а не человекобожества. • Тесная связь с православной религией. Преобладает религиозно-идеалистическая метафизика. Стремится к синтезу религии, нравственности, философии, искусства, права, науки как различных способов познания единой реальности, имеющей духовный характер. • Близость общественным проблемам. Сквозная тема: место России, роль русского народа в мировом историческом процессе. Радикализм, нигилизм, анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин) в социально-философской мысли реализуют идеал справедливого общества. • Критика западной цивилизации и культуры. • Литературоцентризм. Образность, философского языка, полисемантизм понятий.
«Философия общего дела» Н. Ф. Федорова (1829 - 1903) • Основатель философии космизма, учения о космической экспансии человечества, вселенском братстве. • Самосознание как способность к самоуправлению есть свойство общей космической эволюции. Разум –ступень самосознания космоса. • Развитие разумности на почве науки делает возможным регуляцию природных процессов и целенаправленное преобразование космоса, это «общее дело» разумных существ. • Человек должен практически реализовать возможности, заложенные в нем Богом. Он должен уметь управлять всем в природе и человеческим организмом. Человек может достичь бессмертия. • Патрофикация – воскрешение всех, живущих когда-либо людей, путем соединения атомов и молекул, из которых состояли их тела. Спастись может только все человечество и если только оно реализует себя как субъект космической жизни. • «Жить следует не для себя и не для других, а со всеми и для
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 -1900) • Онтология Всеединства – система религиозного объективного идеализма Начало всего сущего всеедино. Оно имеет духовный характер. Сущее выше бытия. В человеке прежде его чувства, мышления и воли лежит ощущение абсолютной действительности. Действительность безусловного начала- действительность Бога (Абсолюта). Абсолют проявляет себя через идеальную деятельность в виде Логоса, Софии и Идеи. Логос – высший смысл, смыслодействие. София –Душа мира, Премудрость Божия, энергия, которая движет и направляет мир. Идея – формы знания (метафизика, наука, теология). Природа –антисофия, несовершенное бытие, в котором утрачивается единство с Богом. Возобновляется через человека в его восхождении к богочеловечеству.
• • • Работы «Чтение о богочеловечестве» , «Оправдание добра» , «Философские начала цельного знания» Историософия. История – движение к торжеству добра. Конец истории –царство Божие. История человечества проходит три стадии: теософии, теократии, теургии. Богочеловечество – единый духовный организм, в этом слиянии смысл истории. Идеальное сообщество – всемирная свободная, основанная на единстве права и морали теократия. Этика независима от религии и метафизики. Три столпа морали: стыд, жалость(сострадание), благоговение (ценность Абсолютного Добра). Зло также полагается Богом, но это часть природы, а не вина человека. Нравственный смысл жизни открывается через совесть и разум. Право закрепляет лишь минимум нравственного и основано на принуждении к добру. Оно также необходимо для общества.
Гносеология. Концепция «цельного знания» . • Цельное знание- форма, которую принимает Всеединство в синтезе религии, философии и науки. Способности Уровень человека познания Форма знания Вид знания Ценности чувство интуитивно- творчество мистический искусство, мистика красота мышление Рациональн знание ый (теоретическ ий) теология, философия наука истина воля эмпирически практика й экономика, политика благо
Семен Людвигович Франк (1877 -1950) • Онтология. Всеединство –абсолютная реальность, субстанциальная основа бытия. Уровни бытия: • -Эмпирический или материальный(вещи, материальные объекты, человеческие тела) • - Ментальный (чувства, желания, иллюзии, предпочтения) • -идеальный (общие понятия, числа, геометрические формы) • - Безусловное бытие (Бог) • Гносеология. Субъект в познании трансцендирует –сливается с объектом в феноменологическом акте- данности опыта в сознании. Предметная сторона мира – не все бытие. Человек –прозрачность бытия самому себе. Душа-зеркало Вселенной и способна отразить бытие во всей полноте. Человек не вырван из мира, а существует в нем как абсолютное измерение бытия, придающее ему смысл. Смысл жизни человека- служение абсолютному благу. • Внутренний мир человека совпадает с абсолютной реальностью(всеединством).
Николай Александрович Бердяев (18741948) • В философии персонализма главные понятия: свобода, творчество, личность. • Свобода первичнее бытия, она определяет путь человеческого бытия -жизни. Бог захотел свободы и из этого произошла трагедия мира. Бог присутствует лишь в свободе и действует через нее. Личность переживает расколотость бытия. • Личность- не индивидуум, не общее в единичном, это понятие духовное. Личность-уникальность, единственность человека. Главное ее понятие-свобода. Личности свобода не дана, она сама есть свобода, потому обречена на свободу. Это не субстанция, творческий, по сути иррациональный акт, сопротивление внешней объективности, борьба. Человек творец мира и творец самого себя из свободной воли. Творчество – акт теургический , созидательный. «Тайна творчества и есть тайна свободы2. Объективация – корень зла, то, что всегда противостоит человеку, например в форме государства.
«Конкретная метафизика» П. Флоренского (1882 -1937) • Отличался разносторонними дарованиями в философии, науке, искусстве. Создал труды по философии ( «Столп и утверждение Истины» , «Имена» ), математике, физике, искусству, богословию. • Развивает идеи философии Всеединства. Принцип тождества части и общего. • «Бытие есть Космос и Символ» . Мир сущего имеет зеркальное отражение в символическом мире. Например, икона имеет обратную перспективу, воплощающую вечность, в отличие от прямой перспективы предметного мира, где есть место пространству и времени. • Символическая реальность есть божественный замысел. Он не дан нам непосредственно, его следует реконструировать. • История человечества есть чередование Возрожденческого и Средневекового типа культуры. Первый воплощает раздробленность, хаос, индивидуализм, пассивность, аналитичность, отвлеченность, поверхность. Второй целостность, упорядоченность, соборность, активность, синтетичность, конкретность, глубину.