Скачать презентацию Русская философия Появление философии в России связано Скачать презентацию Русская философия Появление философии в России связано

Русская философия.ppt

  • Количество слайдов: 48

Русская философия Русская философия

Появление философии в России связано с: 1. крещением Руси в 988 году, 2. последующим Появление философии в России связано с: 1. крещением Руси в 988 году, 2. последующим распространением христианства в России в 11 -12 веках. Россия получает доступ к христианской мысли и философскому наследию, начинает их переводить и осваивать.

Начало изучения философии У истоков изучения философии в России стоит Славяно-греко-латинская академия, основанная братьями Начало изучения философии У истоков изучения философии в России стоит Славяно-греко-латинская академия, основанная братьями – греческими богословами Иоанникием и Софронием Лихудами в 1687 г. в Москве. Это первое в Р. высшее учебное заведение, занятое подготовкой образованных людей для государственной и церковной службы.

 В СГЛА изучали фундаментальные предметы: греческий язык, латынь, философию, логику, грамматику, физику, риторику, В СГЛА изучали фундаментальные предметы: греческий язык, латынь, философию, логику, грамматику, физику, риторику, современные европейские языки. К известным ученикам СГЛА относятся: Антиох Кантемир, Ломоносов, Победоносцев и многие другие. СГЛА была закрыта в 1814 г.

16 век Монах Филофей формулирует очень важную для всей русской философии идею: «Москва – 16 век Монах Филофей формулирует очень важную для всей русской философии идею: «Москва – третий Рим» . Россия как христианская империя будет существовать вечно и нести христианство другим народам.

18 век – век Просвещения. 1. 1755 – создание МГУ. 2. Деятельность Екатерины II. 18 век – век Просвещения. 1. 1755 – создание МГУ. 2. Деятельность Екатерины II. 3. Александр Радищев: русский философпросветитель, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» , за которую он попал в ссылку. конфликт философов и власти

19 век – расцвет русской философии Формируется то, что принято считать самобытной русской философией, 19 век – расцвет русской философии Формируется то, что принято считать самобытной русской философией, такие направления как: • Славянофильство и западничество, • Космизм, • Русская религиозная философия, • Философские идеи писателей (Толстой и Достоевский).

Славянофилы и западники Спор между славянофилами и западниками касается вопроса об историческом пути России: Славянофилы и западники Спор между славянофилами и западниками касается вопроса об историческом пути России: должна ли она развиваться по своему особому пути или ей стоит следовать за Европой?

Формированию западничества и славянофильства как отдельных направлений мысли положили начало споры после печати Формированию западничества и славянофильства как отдельных направлений мысли положили начало споры после печати "Философического письма" П. Чаадаева в 1836 , где он негодует по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода» и духовного застоя. Журнал был закрыт, издатель сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим. Но началась дискуссия, в которой сторонники Чаадаева стали называть себя «западниками» , а противники – «славянофилами» . К 1839 сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 — взгляды западников.

Славянофильство – течение русской философской мысли, ориентированное на выявление самобытности России, её отличий от Славянофильство – течение русской философской мысли, ориентированное на выявление самобытности России, её отличий от Запада. Славянофилы выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов.

Представители славянофильства: А. С. Хомяков - основоположник, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. Представители славянофильства: А. С. Хомяков - основоположник, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, Ф. И. Тютчев и другие.

Противопоставление западной Европы и России: индивидуализм, господство духовных вещизм, ценностей, стремление к коллективизм. материальной Противопоставление западной Европы и России: индивидуализм, господство духовных вещизм, ценностей, стремление к коллективизм. материальной выгоде.

Основания русской самобытности: 1. Православие: с точки зрения славянофилов, православие очень сильно отличается от Основания русской самобытности: 1. Православие: с точки зрения славянофилов, православие очень сильно отличается от католичества и протестантизма. Хомяков: православие сохраняет в чистоте христианское вероучение.

2. Соборность Это понятие, введённое Хомяковым, описывает уклад жизни в русской деревенской общине. Соборность 2. Соборность Это понятие, введённое Хомяковым, описывает уклад жизни в русской деревенской общине. Соборность предполагает: • отсутствие индивидуализма, • осуждение стремления отдельного человека противопоставить себя общине, • совместное принятие решений, • отсутствие к-л. авторитета и необходимости подчинения ему или ей. Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье» , утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно» .

 Т. о. , соборность – это представления об идеальном коллективе, в котором люди Т. о. , соборность – это представления об идеальном коллективе, в котором люди объединены силой христианской любви. Этот коллектив становится свободным и органическим единством людей. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную духовную самостоятельность. Соборность = единение людей + их свобода.

 Влияние соборности и православия: 1)именно они делают историю России самобытной, 2)это то, что Влияние соборности и православия: 1)именно они делают историю России самобытной, 2)это то, что Россия может принести в Европу, то, что может усовершенствовать европейский уклад жизни и моральные нормы. Отрицательное отношение к Петру I, который пытался последовательно разрушить русскую самобытность и навязать России европейские привычки.

Западничество – философское направление, требующее отмены крепостного права и признававшие необходимость развития России по Западничество – философское направление, требующее отмены крепостного права и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути.

Представители: П. Чаадаев, И. Тургенев, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин Представители: П. Чаадаев, И. Тургенев, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и многие другие. Идеи западников во многом разделяли писатели и публицисты: И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Отношение к самобытности России С т. зр. западников, самобытность России порождается исключительно её отсталостью Отношение к самобытности России С т. зр. западников, самобытность России порождается исключительно её отсталостью в историческом развитии по сравнению в Европой. Эту так наз. «самобытность» можно и нужно преодолеть с помощью реформ и просвещения.

Взгляды на историю Западники придерживались мнения, что человечество развивается одним путем и все страны Взгляды на историю Западники придерживались мнения, что человечество развивается одним путем и все страны проходят одни и те же исторические этапы. Следовательно, и Россия неизбежно должна пройти тот же исторический путь, что и ушедшие вперед западноевропейские народы. А разговоры о самобытности только держат Россию позади. Получается, что чем скорее Россия перестроится на западный путь, тем для нее лучше.

Программа западников: 1. Отмена крепостного права, 2. Против абсолютизма, за конституционную монархию, 3. Свободное Программа западников: 1. Отмена крепостного права, 2. Против абсолютизма, за конституционную монархию, 3. Свободное развитие промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего, железных дорог. Этих целей они хотели добиться мирным путем, распространяя свои взгляды и воздействуя на власть.

Судьба деревенской общины Западники видели в общине пережиток прошлого, и полагали, что общину (и Судьба деревенской общины Западники видели в общине пережиток прошлого, и полагали, что общину (и общинное землевладение) должно ждать исчезновение, подобно тому как это произошло с крестьянскими общинами стран западной Европы. Община – это, что тянет Россию назад, не дает ей развиваться. Они ратовали за переход к подворному землевладению, при которой крестьянин распоряжается имеющейся у него землей единолично.

П. Я. Чаадаев (1894 -1856) П. Я. Чаадаев (1894 -1856)

 «Философические письма» главное произведение Чаадаева, за которое он был объявлен сумасшедшим. Текст «Писем» «Философические письма» главное произведение Чаадаева, за которое он был объявлен сумасшедшим. Текст «Писем» было запрещено издавать в царской России за критический взгляд Чаадаева на Россию.

 Чаадаев – христианин, он считает, что основная идея хр-ва заключается в «водворении царства Чаадаев – христианин, он считает, что основная идея хр-ва заключается в «водворении царства божьего на Земле» , причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе. Еcли Россия хочет построить справедливое общество, она должна пойти по пути развития западной Европы.

Русский космизм направление мысли, к которому относятся философы и ученые, изучающие связь человека и Русский космизм направление мысли, к которому относятся философы и ученые, изучающие связь человека и космоса и разделяющие идею о том, что всё со всем органически связано.

2 типа космизма религиозно- естественнонаучный философский Космос сравнивается рассмотрение всего с богом, устанавливается что 2 типа космизма религиозно- естественнонаучный философский Космос сравнивается рассмотрение всего с богом, устанавливается что сущ. на Земле связь всего с этим в связи с физическим божественным космосом. Космосом. (Фёдоров) (Циолковский, Вернадский)

Н. Ф. Фёдоров (1829 -1903) Н. Ф. Фёдоров (1829 -1903)

 «Философия общего дела» - главный текст и проект Федорова. «Философия общего дела» - главный текст и проект Федорова.

Основные идеи: 1. Воскрешение мертвых и бессмертие всех живых (это и есть общее дело). Основные идеи: 1. Воскрешение мертвых и бессмертие всех живых (это и есть общее дело). 2. Регуляция природы, управление ей для того, чтобы она служила человеку (будем изучать природу и научимся управлять климатом, движением Земли, потом другими планетами). 3. Расселение людей на другие планеты.

Связь с космонавтикой Именно Фёдоров впервые заявил о том, что перед человечеством лежит путь Связь с космонавтикой Именно Фёдоров впервые заявил о том, что перед человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства. Идеи Фёдорова вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные посмертно, читал Королёв. Когда в 1961 году в космос полетел Гагарин, одна статья в газете называлась «Два Гагарина» , в напоминание о том, что Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина.

В. И. Вернадский (1867 -1945) В. И. Вернадский (1867 -1945)

Учение о биосфере и ноосфере Биосфера - это сфера жизни, плёнка жизни, которая окружает Учение о биосфере и ноосфере Биосфера - это сфера жизни, плёнка жизни, которая окружает земную поверхность. Через нее Земля связана с космосом, через неё осуществляется обмен веществом, энергией и информацией. Постепенно, наука будет все больше развиваться, научная мысль охватит всю планету и человечество перейдёт в новое качество, а биосфера при этом перейдёт в ноосферу ("сфера разума").

 Ноосфера - высшая стадия развития биосферы. Она будет возможна тогда, когда человечество научно Ноосфера - высшая стадия развития биосферы. Она будет возможна тогда, когда человечество научно организует свою деятельность с целью гармонизации отношений между обществом и природой. (Т. е. это не сфера мирового разума, не информационная сфера, не сфера какого-то знания, которое окружает Землю, что ошибочно приписывают Вернадскому)

Русская религиозная философия: 1) конец 19 века: Вл. Соловьев. 2) начало 20 века ( Русская религиозная философия: 1) конец 19 века: Вл. Соловьев. 2) начало 20 века ( «русский культурный ренессанс» ): Н. Бердяев, В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов, С. Булгаков, С. Франк, Н. Лосский, П. Флоренский, В. Эрн и др. 3) После революции большинство из них эмигрировали или были высланы из СССР, где они тем не менее продолжали свою философскую и публицистическую работу.

Вл. Соловьев (1853 -1900) Вл. Соловьев (1853 -1900)

Сочинения: «Чтения о богочеловечестве» «Духовные основы жизни» «Смысл любви» «Оправдание добра» Сочинения: «Чтения о богочеловечестве» «Духовные основы жизни» «Смысл любви» «Оправдание добра»

3 основных момента: 1. Учение о Всеединстве, 2. Учение о Софии (Софиология), 3. Концепция 3 основных момента: 1. Учение о Всеединстве, 2. Учение о Софии (Софиология), 3. Концепция богочеловечества. Эти 3 темы в дальнейшем станут одними из основных для всей русской религиозной философии.

Учение о Всеединстве Его суть: целое существует не за счет частей или вопреки им, Учение о Всеединстве Его суть: целое существует не за счет частей или вопреки им, а в пользу всех. Ложное всеединство появляется тогда, когда целое подавляет входящие в него элементы или поглощает их. Всё в мире взаимосвязано, все взаимопроникает друг в друга, сохраняя при этом индивидуальность.

4 аспекта всеединства: 1. гносеологический: единство 3 -х видов знания: эмпирического (наука), рационального (философия), 4 аспекта всеединства: 1. гносеологический: единство 3 -х видов знания: эмпирического (наука), рационального (философия), мистического (религиозное созерцание), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой; 2. социальный: единство государства, общества, церкви;

 3. Ценностный: единство трех абсолютных ценностей (добра, истины и красоты); 4. Онтологический: как 3. Ценностный: единство трех абсолютных ценностей (добра, истины и красоты); 4. Онтологический: как единство творца и твари, т. е. бога и сотворенного им мира. Это единство мира трансформировалось в образ Софии.

Учение о Софии София – это душа Мира. Речь идет о мистическом космическом существе, Учение о Софии София – это душа Мира. Речь идет о мистическом космическом существе, объединяющем бога с земным миром; София – это посредник между богом и миром. Благодаря Софии, мир, человек и Бог должны преодолеть обособленность друг от друга, преобразиться, стать единым целым. Богочеловечество

Концепция богочеловечества Богочеловечество имеет 2 стороны: 1. Это идеальное нравственное состояние всего человечества, благодаря Концепция богочеловечества Богочеловечество имеет 2 стороны: 1. Это идеальное нравственное состояние всего человечества, благодаря которому оно будет спасено. 2. Уподобление каждого отдельного человека богу, соединение с ним, предел личного совершенства. «Истина человека состоит в том, чтобы не отделять себя от всего, а чтобы быть вместе со всеми» .

Николай Бердяев (1874 -1948) Николай Бердяев (1874 -1948)

Философия свободы В основании мира, с его т. зр. , лежит свобода, которая существовала Философия свободы В основании мира, с его т. зр. , лежит свобода, которая существовала еще до бога и мира. Свобода – это мощь творить из ничего, мощь духа создавать, это - то основание, из которого происходят и бог, и мир. Потом появляется бог, творит мир (опять же свободно) и происходит разделение на мир божественный и мир природы.

 Особенность человека Человек одновременно принадлежит двум мирам: природному божественному мы можем соединяться с Особенность человека Человек одновременно принадлежит двум мирам: природному божественному мы можем соединяться с божественным миром через акт творчества. Наша способность к творчеству (основанная на свободе) свидетельствует о нашей богочеловечности.

Творчество это возможность достичь божественного мира, т. к. когда мы творим, мы уподобляемся богу, Творчество это возможность достичь божественного мира, т. к. когда мы творим, мы уподобляемся богу, который тоже сотворил наш мир из ничего. Творчество основано на свободе, оно неотрывно от нее.

Русская идея Размышления о русской самобытности. С т. зр. Бердяева, русская идея – это Русская идея Размышления о русской самобытности. С т. зр. Бердяева, русская идея – это религиозная идея. Это идея общности, соборности, «коммюнотарности» (от франц. commun — община, коммуна): «все ответственны за всех» . Более того, это “идея братства людей и народов”, проявляющаяся через стремление ко всеобщему, а не индивидуальному спасению.