Русская философия.pptx
- Количество слайдов: 43
Русская философия
План: 1. Особенности русской философии. 2. Философия П. Я Чаадаева. 3. Философия славянофилов. 4. Философия западников. 5. Философия Вл. С. Соловьева.
Историк русской философской мысли В. В. Зеньковский: • Философия в России нашла свои пути – «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…» . • Русская философия «больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях, о смысле и целях истории» .
Что повлияло на особенности развития русской философии? • 1. Условия ее существования. - «Польза философии не доказана, а вред возможен» . • 2. Культурно-исторический фон: переплетение различных типов культур. • 3. Ведущие темы: - тема России, постижение смысла ее существования в истории; -Тема человека, его судьбы и смысла жизни. • 4. Связь с религиозным миросозерцанием.
2. Философия Петра Яковлевича Чаадаева (1794 – 1856) Основные труды: • «Философические письма» , • «Апология сумасшедшего» .
Какая задача стоит перед философией? • Отыскать «нравственный смысл великих исторических эпох» : - Развитием народов руководит «божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в духовном мире» . - Европоцентризм.
«Мы никогда не шли вместе с другими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человечества, ни к Западу, ни к Востоку… Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас» .
«Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не сходят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы со временем преподать какой-нибудь великий урок миру»
Будущее России – развивать идеи, добытые народами историческими: • «Мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия… Мы призваны решить большую часть идей, возникающих в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество» .
Философская антропология • Человек – совокупность сверхэмпирического (сверхличное «я» ) и эмпирическое (пагубное). • Сверхэмпирическое (высшее начало) – это разум и нравственность; • Пагубное «я» – склонность к индивидуализму, эгоизму, разобщенность. • Разум и нравственность – от социальности.
Свобода человека – это «образ Божий, его подобие – это наша свобода» . • Свобода – сфера не закона, а благодати. • Свобода – не в подчинении необходимости, а следование высшему началу – началу любви, справедливости и блага. • Необходимость понимания добра и зла: «Отнимите у человека это понятие, и он не будет ни размышлять, ни судить, он не будет существом разумным» .
Философия истории (историософия) • Идея провиденциализма (божественной воли): • - это не мировой разум (Гегель), а целостный дух, обретающий единство через нравственное начало. • Социальная роль христианства – с его ценностями связаны успехи народов Запада.
3. Философия славянофилов 30 -е – 40 -е гг. XIX в. Оформилось славянофильство и западничество. • Главная проблема: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит другому типу?
Славянофилы в трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России. • ЗАПАДНИКИ основывались на идеях европейского просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же пути, которыми прошла Западная Европа.
Лидеры славянофильства • • Алексей Степанович Хомяков (1804 -1860), Иван Васильевич Киреевский (1806 -1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817 -1860), Юрий Федорович Самарин (1819 -1876).
Основа исторического бытия народов России составляет вера. • Но: «Христианство при всей его чистоте, при его возвышенности над всякою человеческой личностью принимает разные виды у славянина, у романца или тевтонца» . (А. С. Хомяков)
Принцип соборности • Выражает свободную общность людей; • Свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению; • Сущность соборности как явления русского духа – единство в свободе на основе любви. • Православие – духовная основа всей русской жизни.
Община как принцип организации русской на родной жизни: • Самоуправление; • Общая ответственность; • Выработка совместных решений в соответствии с голосом совести, чувством справедливости, народными обычаями.
Христианский гуманизм А. С. Хомякова • Принцип универсализма: • обязательность ко всем людям, приложения равной мерки ко всем людям, независимо от их расовой, национальной, классовой, и иной принадлежности; • Отрицание двойного стандарта; • Гуманизм – ценностное отношение к человеку как таковому.
Историософия. Как развивалась цивилизация? Исторический процесс есть борьба двух принципов (идей) – иранского и кушитского (идеи свободы и идеи необходимости). • Иранство – духовное поклонение «свободно творящему духу» . • Кушитство – подчинение материальному, «органической необходимости» . Их борьба в истории – это борьба между свободой воли и необходимостью подчиняться законам.
Философская антропология • Человек – органическое существо наделенное рациональной волей и нравственной свободой. • Не приоритет разума над волей, а их единство. (Человек как «волящий разум» или «разумеющая воля» )
4. Философия западников • • • Идеологи западничества: Станкевич Николай Владимирович, Грановский Тимофей Николаевич, Герцен Александр Иванович, Белинский Виссарион Григорьевич, Чернышевский Николай Григорьевич
Что их всех объединяло? • Неприятие крепостного права, деспотизма, отсталости русской жизни; • Требование демократизации общественной жизни; • Вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.
Расхождение в понимании того, что в Европе выступает вершиной прогресса: • Буржуазная парламентская республика, (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин – либералы), или • Идеи социализма (В. Г. Белинский, А. И. Герцен – революционные демократы).
А. И. Герцен (1812 -1870), Н. П. Огарев (1813 -1877) Рассматривали философию как средство • для обновления своих политических идеалов, • для преобразования российской действительности не только на основе просвещения и развития науки, но и революционными методами.
Идея социализма • В. Г. Белинский: переустройство общества можно совершить только силой народного движения, народной революцией. «Смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови» .
А. И. Герцен. Концепция «русского (крестьянского) социализма» • Для России не обязателен капиталистический путь развития (как уродливая форма общественной жизни); • Россия может прямо перейти к социализму. Как? • Через крестьянскую общину, как зародыш будущего социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда и мирского управления. • Резко отвергает террор, насилие как самоцель.
Воззрения на природу и историю • Оценил гегелевскую диалектику как «алгебру революции» , как философское обоснование необходимости революционного преобразования жизни. • Критиковал идеализм Гегеля. • Склоняется к материализму Л. Фейербаха. • Философия как гармонизирующее начало жизни в опоре на естествознание.
Н. Г. Чернышевский (1828 -1889) Материализм. • Необходимость переработки гегелевской диалектики в материалистическом духе: • Природа никем не сотворена и находится в состоянии непрерывного движения и развития; • Материя неуничтожима, она только переходит из одной формы в другую. • Человек – материальное существо. Сознание – это свойство, развившееся из материи.
Социально-политические воззрения • Влияние антропологического материализма Л. Фейербаха; • Наилучшая форма общественного устройства – социализм, к которому Россия перейдет, минуя капитализм, через общину.
Этика как «разумный эгоизм» • Человек стремится прежде всего к своему личному счастью, но будучи существом разумным, он понимает, что при этом необходимо учитывать интересы других людей ( «одинокого счастья нет» ). Поэтому его поступки должны идти на пользу не только себе, но и обществу.
Эстетика • Предназначение искусства – в служении обществу. • Критикует теорию «искусство для искусства» • Задача художника – правильно отображать жизнь , побудить у зрителя, читателя, слушателя стремление переустроить жизнь на разумных, справедливых и гуманных началах.
5. Философия Вл. С. Соловьева (1853 - 1900) • Основные труды: «Кризис западной философии (против позитивистов)» , «Чтения о Богочеловечестве» , «Смысл любви» , «Оправдание добра» . • Эволюция взглядов: от славянофильства – через фундаментальный европеизм – к универсализму. Фундамент его – «философия всеединства» .
Что главное в учении В. С. Соловьева? - Идея «всеединства» . • «Всё существует во всём» – самая общая формулировка принципа «всеединства» . • Всеединство – это гармония и согласованность всех частей Вселенной. • Абсолютное всеединство – это Бог, а мир – всеединство в состоянии становления. • Сущее и бытие. Сущее, Бог или Абсолют – исходное первоначало бытия. Оно вне бытия. Бытие – проявление Сущего.
Понятие положительного всеединства • Это есть такое состояние, «в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех» . • Это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т. е. реальной множественности мира. • Олицетворение положительного всеединства – Бог как личность всеблагая, любящая, милостивая, волевая.
«Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте» • В сущем и причастных к нему вещах заключены в единстве - благо (как реализующаяся воля), - истина (как реализующееся размышление), - красота (как реализующееся чувство). Смыслом этих трех абсолютных ценностей является любовь, как сила, подрывающая корни всякого эгоизма, отдельности.
Всеединство в теории познания гносеологии Три способа познания: • Эмпирическое – познание опытное; • Рациональное познание - осуществляется разумом; • Мистическое познание – внутреннее, осуществляемое с помощью веры (интуиция, как непосредственное познание, не требующее логических шагов).
Учение о Софии (мастерство, знание, мудрость; смыслонаполненность вещей) • 1. Ненаучное понятие, имеющее чувственноэмоциональный, религиозно-поэтический характер; • 2. София как первообраз мира, идеальный план, реализованный в материи; • 3. Одушевленность мира; • 4. Душа мира в конкретно-наглядном виде; • 5. Символ и наглядный образ любви.
Философская антропология • «Связующее звено между божественным и природным миром есть человек» . В силу этого он призван завершить эволюцию природы. • Достижение гармонии человеческого духа, общества и природы будет достижением положительного всеединства (Путь к Богочеловечеству) • Но: «Человек есть вместе и божество и ничтожество» – это главная преграда.
Человек есть существо нравственное В основе нравственности лежат три свойства человека: • чувство стыда ( «Я стыжусь, следовательно, существую» ). Совесть проявление стыда в обобщенной форме. • жалость, (сострадание, солидарность) • чувство благоговения (пиетет) есть чувство преклонения перед высшим.
«Русская идея» Вл. Соловьева Состоит из трех идей: • «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), • «Великой Руси» (Реформы Петра I), • «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина). «Русская идея» в понимании Вл. Соловьева - это миссия России в составе мирового сообщества. – Усиление роли христианства и христианских ценностей в противовес варварству.
Отношение к философии Вл. С. Соловьева в наши дни • Атеисты порицают его за теизм, • Ортодоксальные богословы – за элементы пантеизма, • Государственники – за теократизм (предпочтение церкви государству), • Его философия слишком возвышена. Но может быть высокий нравственнодуховный потенциал философии Соловьева не есть недостаток, а преимущество?
Выводы Русская философия представлена различными направлениями , ориентациями, школами. Но доминируют в них • Творчески деятельностный характер, • Ярко выраженная моральная установка, • Постоянная обращенность к историческим судьбам России.
Русская философия.pptx