Приложение Б. Русская философия.pptx
- Количество слайдов: 36
Русская философия
План : 1. Философия А. Н. Радищева 8. Философия Н. Г. Чернышевского 2. Философия М. В. Ломоносова 9. Философия П. Л. Лаврова 3. Философия П. Я. Чаадаева 10. Философия Ф. М. Достоевского 4. Философия А. И. Герцена 11. Философия Л. Н. Толстого 5. Философия Н. А. Бердяева 12. Философия К. Н. Леонтьева 6. Философия М. А. Бакунина 13. Философия Л. И. Шестова 7. Философия В. Г. Белинского 14. Философия И. В. Киреевского 15. Философия В. С. Соловьева
1. Философия А. Н. Радищева
Радищев А. Н. (1749 – 1802). Его основное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» и философский трактат «О человеке, о ее смерти и бессмертии» . В этой работе он сопоставил различные точки зрения о существовании души после смерти. Он считает, что в земной жизни человека нет ничего свидетельствующего о том, что душа существуют после смерти. Поэтому главная задача человека оставить после себя след в земной жизни.
2. Философия М. В. Ломоносова
Он выступил с опровержением так называемой “нормандской” (варяжской) концепции происхождения древнерусской государственности. Сопоставляя данные разных источников, Ломоносов пришел к выводу, что славяне были среди народов, населяющих равнины юговосточной Европы, по крайней мере на протяжении тысячелетий до появления варягов. Считал что главная задача интелегенции это просвещение и очищение нравов. Основное произведение «Древняя Российская история»
3. Философия П. Я. Чаадаева
Религиозный философ. В своих работах говорит о существовании общества будущего, а также о решающей роли божественного откровения в развитии общества. Главным средством осуществления «Царства Божия» на Земле является религиозное восприятие человечества. Грядущее «Царство Божие» Чаадаев понимает, как гражданское общество, в котором господствует равенство свободы и демократии.
4. Философия А. И. Герцена
Революционер – демократ. Предлагал свою теорию «русского крестьянского социализма» . Он считал, что в крестьянской общине лежит зародыш будущего социализма. Дальнейший ход русской истории мыслил, как освобождение крестьян от всех феодально – самодержавных пут и соединения быта крестьянства с теорией социализма. Предлагал миновать капиталистическую фазу развития
5. Философия Н. А. Бердяева
Христианский экзистенциалист Он называет капитализм бесчеловечным строем, а старое христианство орудием эксплуатации. Но говоря о марксизме он не считает его идеальным и считает, что он заслоняет человека классом и не способен решить проблему активности и свободы личности. Её может решить христианский экзистенциализм. Главная его задача рождение Бога в человеке и человека в Боге.
6. Философия М. А. Бакунина
Анархист. История по Бакунину - это движение человечества из царства животности в царство свободы. Главный угнетатель человечества это государство, опирающееся на фикцию Бога. Религия – это коллективное сумасшествие уродливый продукт сознания угнетенных масс. Церковь – это род небесного кабака, в котором народ старается забыть о своей ежедневной беде. Чтобы привести человечество к царству свободы необходимо взорвать государство и исключить принцип власти из жизни народа. На его месте должна появится свободная федерация земледельческих и фабрично - ремесленных ассоциаций. Бакунин говорил, что прийти к этому обществу можно с помощью стихийной революции и анархии.
7. Философия В. Г. Белинского
Религиозный философ. Революционер – демократ, критик. Его философской работой и духовным завещанием являлось «Письмо Гоголю» , в котором он говорит, что главная задача русских революционеров – просвещение. Он поддерживал идею социалистического общества, но полагал, что оно вряд ли установится без насильственных переворотов и без крови. Основа будущего строя – это христианство.
8. Философия Н. Г. Чернышевского
Русский революционер, экзистенциалист. По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности» , а также «общественные привычки и обстоятельства» . Удовлетворение потребностей с его точки зрения устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика» . Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе.
Его основное произведение «Что делать? » . Наиболее важным и молодежным путем решений философских проблем считал народную революцию, которая повлечет за собой ряд преобразований : a)ограничение частной собственности b)ликвидация наемного труда c)развитие коллективного владения землей и промышленностью.
9. Философия П. Л. Лаврова
Народник. Русский революционер. Цель общественного развития это усиление солидарности людей. Стремясь к солидарности люди должны выработать идеал будущего. Движущей силой общества являются критически мыслящие личности, которые должны нести просвещение в массы.
Движущим мотивом прогресса являются 3 группы человеческих потребностей : 1. Основные – зоологические или социологические: это v потребности питания, v безопасности и v нервного возбуждения. 1. Временные – форма государства, собственности и религии. 2. Потребности развития – историческая жизнь.
10. Философия Ф. М. Достоевского
Экзистенциалист. В центре всей философии Достоевского стоит проблема свободы. Свобода – это тяжелое бремя для человека, но без свободы нет человека, т. к. без нее он терпит способность познавать истину, теряет своего Бога. Человек стремится к счастью и добру, но их невозможно получить путём отказа от свободы. Свобода неотделима от свободы между добром и злом. Сложный путь к свободе – это путь страданий и искуплений через свободу греха и зла, через суровое испытание свободой выбора.
11. Философия Л. Н. Толстого
Экзистенциалист и религиозный Философ. Искусство, наука и философия должны учить тому, как человеку самому быть лучше, и как ему жить лучше. Всё зло в человеке от праздности, т. е. от безделья. Отлучение человека от труда ведёт к деградации личности. Возвращение к природе, покорность к природному течению жизни, данному от Бога, может вернуть человечеству утерянные ценности добра.
12. Философия К. Н. Леонтьева
Религиозный философ, монархист. Призывал укреплять государство и царскую власть. В творчестве Леонтьева намечается окончательное разрушение славянофильства. Сам он может быть признан первым теоретиком русского национализма, основателем русофильства. Чтобы сохранить Россию от влияний Запада, он призывал держать народ в повиновении, в безграмотности и православной вере.
Любое развитие разделил на 3 цикла: 1. полная дифференциация – неравенство видов в природе, людей, классов. За счет чего происходит пышное развитие и цветение. 2. начинающееся смешение - уравнивание всего. 3. наступление полного равенствапоявление застойного болота, когда все цвета застывают и краски смешиваются в единый фон
13. Философия Л. И. Шестова
Религиозный экзистенциалист. По мнению Шестова есть 2 гипотезы происхождения человека: v библейская v дарвиновская. Библейская более правдоподобна. Наука сводит бытие человека лишь к его природному существованию и дает смехотворное и беспомощное объяснение по поводу его происхождения. Человек не сможет развиться из того, что ему чуждо. Он возникает совсем из другого источника. Можно сказать, что он не возникает, а в определенном смысле есть всегда.
14. Философия И. В. Киреевского
Религиозный экзистенциалист. Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений» , и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире.
Русская философия это синтез восточной и западной философии. Подверг критике восточную и западную философию. Главное в человеке – это сердце и чувства. Русский человек всегда чувствует свои недостатки и чем выше он подымается по лестнице нравственного развития
15. Философия В. С. Соловьева
Религиозный философ. Человечество превратится в сотворца Бога и выполнит грандиозную работу перевоплощения универсума: создание мира, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия. Главное в его учении это идея о смысле жизни. Идея преобразования тела и духа. Поскольку целью человечества является «Царство Божие» , то важное значение приобретает задача выяснения путей, ведущих в это царство.