РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
План: 1. 2. • • Особенности русской философии Основные этапы развития русской философии: Древнерусская философия XI-XIIIвв. ХХ века Средневековая философия XIV-XVIIвв Университетская философия XVIII Философия XIX вв. Философия Владимира Соловьёва Философский ренессанс начала ХХ века Философия ХХ века
Особенности русской философии • • • Русская религиозная философия Онтологизм философии Аксиологизм (жизнь человека, тайны души, поиск правды, добра, справедливости), чувственность Тотальность (соборность) и индивидуализм Антропоцентризм Историософский характер
Религиозность и практический характер древнерусской философии «Слово о законе и благодати» – митрополит Иларион (современник и духовный наставник Ярослава Мудрого) «закон» – несвободное, формальное начало, действовал в эпоху Ветхого завета «благодать» - свободное общение человека с Богом
Каждый народ проходит стадии: - Эпоха рабства (закон) - Эпоха освобождения (благодать) Мировая история идёт по плану Бога, её смысл – приобщение людей к благодати. В «царстве благодати» все народы равны.
«Повесть временных лет» – Нестор Даёт нравственное объяснение истории. Осуждает усобицы, призывает князей к единству. Через историю красной нитью проходят идеи христианской морали.
«Поучение» Владимира Мономаха Наставление отца сыну, даётся образ идеального правителя. «Уклонися от зла, сотвори добро, взыщи мира… Старые чти яко отца, а молодыя яко братья… Лже блудися и пьянства и блуда… глаза держи к низу, а душу ввысь…»
Средневековая философия – политический характер После объединения Руси и освобождения от монголов (XVвек) Концепция «Москва – третий Рим» – инок Филофей (изложил в письмах в Василию III и Ивану IV) падение первого и второго Рима за прегрешения против веры наступление третьего Рима (Москва)
ответственность России за православный мир борьба за чистоту веры укрепление духовной и светской власти и их сотрудничества
нестяжатели Нил Сорский XV век иосифляне Иосиф Волоцкий
Нестяжатели Иосифляне Нил Сорский Иосиф Волоцкий Отношение к священным книгам Критическое Некритичес кое Вопрос о борьбе с ересью Убеждением Репрессиями Вопрос об индивидуальной свободе Признают Не признают Владение церковью имуществом Нет Да Глава
Университетская философия XVIII в. Михаил Васильевич Ломоносов выдающийся русский учёный, основатель Московского университета. Материалист (закон сохранения вещества, корпускулярная теория) Деист
2. Философия XIX вв. Вопрос о судьбах России Западники Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, И. С. Тургенев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Славянофилы А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, В. И. Даль,
Западники Россия и Европа Отношение к религии Славянофилы Россия европейская держава, но отсталая, надо догонять Россия не Европа, у неё свой особый путь Критикуют православие Подчёркивают важность православия для русской духовности
Западники Какое начало в обществе преобладает Славянофилы На западе преобладает индивидуалистическое начало, в России коллективное, общинное. Надо развивать Надо опираться на индивидуалистиче общинное начало. ское начало. Отношение к Положительное, реформам «прорубил» окно в Петра I Европу Отрицательное, нарушил естественное развитие России
Русский космизм Николай Фёдорович Фёдоров (1829 -1903) русский религиозный мыслитель и философфутуролог, деятель библиотековедения, педагог -новатор. Один из основоположников русского космизма.
Русский космизм смысл бытия жизнь Деятельность во имя жизни – высшая нравственность
Русский космизм Главное зло для человека – смерть. Идея победы над смертью. В т. ч. – воскрешение мёртвых!
Русский космизм Нравственный долг потомков – вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; это союз живущих для воскрешения мёртвых»
Русский космизм Для осуществления идеи нужно решить ряд задач: - единство человека и космоса, овладение космосом - братство всех живущих на Земле людей - сознательное управление эволюцией природы
Русский космизм «Нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание поприщем нашей деятельности» .
Русский космизм 1. 2. Вариант перемещения в космосе Освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит управлять перемещением Земли в космосе, превратит её в космический корабль ( «земноход» ). В перспективе человек объединит все миры. Это возможно только в рамках «соборности» .
«земноход»
Русский космизм На соборность претендует и социализм, но «социализм это только обман; родством, братством он называет товарищество людей, чуждых другу, связанных только внешними выгодами» .
Русский космизм Большие надежды возлагал на Россию, особенно на русскую сельскую общину, которая являлась примером родства и любви по его мнению.
Русский космизм Константин Эдуардович Циолковский (1857 -1935) Российский и советский учёныйсамоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики.
Русский космизм Вопросы которыми задается в своих философских трудах: о смысле космоса о месте человека в космосе о конечности или бесконечности человеческого существования о путях построения счастливого будущего
Русский космизм Во Вселенной есть вечные, неуничтожимые элементы материи – атомы. Атомы обладают чувствительностью и зачатками духовности. Атом-дух – бессмертен, попадая в высокоорганизованное существо он начинает мыслить. В неорганической сфере атомы «спят»
Русский космизм Идея всеобщей жизни - жизнь и разум на Земле не единственные во Вселенной - пространство населено разумными существами различного уровня развития, на других «старших» планетах жизнь более совершенна - со временем будет союз всех разумных высших существ космоса
Русский космизм Евгеническая концепция. Будущее человечества зависит от количества гениев. В каждом городе надо обустроить лучшие дома, где должны жить гениальные представители обоих полов, на брак которых и последующее деторождение нужно получать разрешение свыше. Т. о. , через несколько поколений доля гениев в каждом городе стремительно возрастёт.
Русский космизм Постепенно совершенствуясь человек превратится в «разумное лучевое существо» , питающееся солнечной энергией. Человечество сможет использовать всё околосолнечное пространство. Нравственная задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса.
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853— 1900) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик. Стоял у истоков русского «религиозного возрождения» . Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.
Владимир Сергеевич Соловьёв Основа философии – идеи Всеединства, Добра и Софии.
Владимир Сергеевич Соловьёв Всеединство – это преодоление множественности, хаоса, разобщенности всего сущего. «Мир отпал от Божества и распался сам в себе…» Теперь мир в процессе становления, воссоединения с Богом.
Владимир Сергеевич Соловьёв 5 ступеней восхождения мира к Богу: 4. человеческое царство 3. животное царство 2. растительное царство 1. минеральное царство 5. Божье царство
Владимир Сергеевич Соловьёв Идея Софии — Души Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире.
Владимир Сергеевич Соловьёв Бог – личность, но трансцендентная, не имеющая ни атома материи. Он выше нашего разумного понимания. Мы можем только верить в абсолютное единое начало бытия.
Владимир Сергеевич Соловьёв Познание Европейская наука и философия противопоставили мир и человека не могут дойти до цельного знания, они лишь соприкасаются с объектами не проникая в суть.
Владимир Сергеевич Соловьёв Чтобы раскрыть абсолютную истину нужно установить внутренний контакт с ВСЕЕДИНЫМ. Это можно сделать при помощи ВЕРЫ.
Владимир Сергеевич Соловьёв Человек связан с двумя мирами – 1. ПРИРОДНЫМ 2. БОЖЕСТВЕННЫМ Из 1 -го он вышел, ко 2 -му стремится. Смысл истории в духовном совершенствовании человечества, с помощью усвоения и осуществления христианских начал.
Владимир Сергеевич Соловьёв Материальная практика Трансцендентная деятельность Также необходимо единство людей, которое связало бы материальный мир с запредельным. Это свойственно всем религиям, но только христианство создает подлинное единство.
Владимир Сергеевич Соловьёв Единство выступает в формах: 1. человек-бог – Христос 2. Богочеловечество
Религиозная философия ХХ в. Дмитрий Сергеевич Мережковский -отрекаясь от Бога, человек отрекается от своей личности -победа революции – зло, против которого нужно бороться Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865 -1941)
Религиозная философия ХХ в. материализм мир тайн Главная тайна - Бог тайна духа – тайна плоти тайна Неба – тайна Земли тайна личности – тайна общественности Проникнуть в тайны можно с помощью веры. Вера в Бога обеспечит человека свободой.
Религиозная философия ХХ в. Христианство испорчено мещанством: о Боге думают, что это власть и насилие. Если это понять – всё изменится, человек станет свободным, Христос будет истинным Богом.
Религиозная философия ХХ в. Павел Александрович Флоренский Философия строится на основе религиозного опыта, ведущего к истине. Истина познается благодаря религиозному переживанию. Павел Александрович Флоренский (1882 -1937)
Религиозная философия ХХ в. Истина есть Бог. Абсолютная истина познается в любви. Только познавший истину может любить настоящей любовью. Истина Добро Красота Это одна и та же духовная жизнь, рассмотренная под разными углами.
Религиозная философия ХХ в. Николай Александрович Бердяев У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству ( «Философия свободы» и «Смысл творчества» ): Николай Александрович Бердяев (1874— 1948)
Религиозная философия ХХ в. В дальнейшем ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природноисторического бытия.
Религиозная философия ХХ в. Онтология Бог свобода Свобода угодна Богу, но она — не от Бога. Существует «первичная» , «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия» , порождает зло.
Религиозная философия ХХ в. Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри» , «без насилия над ней» , «не отвергая мира свободы» .
Религиозная философия ХХ в. Уделяет много внимания «русской идее» . Русская душа восточный элемент западный элемент
Религиозная философия ХХ в. В России преобладает женское начало, связанное с культом матери-земли и Богородицы.
Религиозная философия ХХ в. Николай Онуфриевич Лосский Мир создан Абсолютом. Бог сотворил совершенно иное бытие, чем он сам. Николай Онуфриевич Лосский (1870 -1965)
Религиозная философия ХХ в. Онтология Положение о том, что мир является органическим целым. Человек есть сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром.
Религиозная философия ХХ в. Интуитивизм Познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность, и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Выделяет три вида интуиции — 1. чувственную, 2. интеллектуальную, 3. мистическую.