русская философия1.ppt
- Количество слайдов: 55
Русская философия конец 19 в. - начало 20 в.
Истоки русской философии Православная мысль в средневековой России • Крещение Руси (988) • «Слово о законе и благодати» митр. Иллариона (1051) • «Повесть временных лет» (нач. XII в. ) • Максим Грек (1470 -1556) • Переписка Ивана Грозного с А. Курбским (1564 -1578)
Философская мысль 11 -13 веков • Это идеи об особом предназначении православия Руси для развития всей мировой цивилизации, которые раскрываются в учении игумена Филофея «Москва как третий Рим»
Русские философские идеи в 16 -18 в. • Идея самобытности и неповторимого своеобразия русской духовной жизни. • Идея о стремлении вписать Россию в процесс развития европейской культуры.
Два общественно-политических течения в 40 -60 г. 19 в. : • Западники • Славянофилы Соборность – «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви» . Общинность- сельская община, «мир» , специфическая социальная организация.
П. Я. Чаадаев (1794 -1856) Аномалии русской истории Основные сочинения • Философические письма (1829 -1830, опубл. 1836 -1991) • Апология сумасшедшего (1837)
Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила П. Я. Чаадаев Философические письма [Провидение] как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своём благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чём вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить. Опыт времён для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведён на нет.
Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила П. Я. Чаадаев Философические письма Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось.
Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций П. Я. Чаадаев Философические письма Мы живём лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя. <…> Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперёд, пережитое пропадает для нас безвозвратно. <…> У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда.
Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. П. Я. Чаадаев Философические письма
Аномалии русской истории Отсутствие естественного начала исторического развития П. Я. Чаадаев Философические письма У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. <…> Это пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей у народов. Они тогда неистовствуют без ясного повода, но не без пользы для грядущих поколений. <…> Это увлекательная эпоха в истории народов, это их юность; это время, когда всего сильнее развиваются их дарования, и память о нём составляет отраду и поучение их зрелого возраста.
Аномалии русской истории Отсутствие естественного начала исторического развития П. Я. Чаадаев Философические письма Мы, напротив, не имели ничего подобного. Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, – вот печальная история нашей юности. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была наполнена тусклым и мрачным существованием без силы, без энергии, одушевляемом только злодеяниями и смягчаемом только рабством.
Аномалии русской истории Отсутствие национального единства П. Я. Чаадаев Философические письма Народы – существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру.
Аномалии русской истории Отсутствие национального единства Если бы орды варваров, потрясших мир, не прошли прежде нашествия на Запад по нашей стране, мы едва были бы главой всемирной истории. Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера. П. Я. Чаадаев Философические письма
Аномалии русской истории Историческая неудача православия П. Я. Чаадаев Философические письма В то время, когда среди борьбы между исполненным силы варварством народов Севера и возвышенной мыслью религии воздвигалось здание современной цивилизации, что делали мы? По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов. <…> В Европе всё тогда было одушевлено животворным началом единства. Всё там из него происходило, всё к нему сходилось. <…> Чуждые этому чудотворному началу, мы стали жертвой завоевания.
Аномалии русской истории Историческая неудача православия Не знаю, но мне кажется, одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы кичимся. П. Я. Чаадаев Философические письма
Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству? Одним словом, мы жили и сейчас ещё живём для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдалённым потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в интеллектуальном порядке. П. Я. Чаадаев Философические письма
Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству? Конечно, не пройдёт без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретём себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб? П. Я. Чаадаев Философические письма
И именно «из нашей жизни» , из господствующих вопросов и интересов родной жизни, рождается в те годы русская философия. Рождается из историософического изумления, почти испуга, в болезненном процессе национально-исторического самонахождения и раздумья. Г. Флоровский. «Пути русского богословия» .
И рождается именно русская философия, не только – философия в России. Ибо рождается или пробуждается русское философское сознание, – некто новый начинает философствовать. Рождается или становится некий новый «субъект философии» . Г. Флоровский. «Пути русского богословия» .
Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология Западники Социальная онтология Политическая онтология Духовная ориентация Славянофилы Культура как сознательное творчество Культура как продукт стихийного развития Общественный договор Разум и наука Органическое развитие Вера и религия
Н. А. Бердяев (1874 -1948) Основные сочинения • Философия свободы (1911) • Смысл творчества: Опыт оправдания человека (1916) • О назначении человека: Опыт парадоксальной этики (1931) • Я и мир объектов: Философия и одиночества и общения (1934) • О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии (1940) • Русская идея: Основные проблемы русской мысли (1946) • Истоки и смысл русского коммунизма (1955)
Творчество и объективация Смысл творчества • Выход из антиномии величия и ничтожества человека – в обожении человека и очеловечивании Бога, в Богочеловечестве. • Человеческое творчество должно стать как бы продолжением миротворения, ибо, творя, человек уподобляется Богу-Творцу. • Традиционное богословие чересчур унижало человека, чересчур сосредоточивалось на учении о человеке как рабе Божием и мало замечало другую сторону христианского учения – богоподобие человека. • Спасение человека от греха есть только предварительная цель; конечная цель заключается не в спасении, а в творчестве.
Творчество и объективация Смысл творчества Не творчество должны мы оправдывать, а, наоборот, творчеством должны мы оправдывать жизнь. Творческий акт есть самоценность, не знающая над собой внешнего суда… Культ святости должен быть дополнен культом гениальности.
Творчество и объективация Дуализм духа и природы – «Порча бытия» • Дух – это активность, творчество, а природа – пассивность, предметность, материальность. • Мир объектов лишён глубины, присущей Духу: § Дух есть «ноумен» , «вещь в себе» , § природа же – лишь «феномен» , явление. • Изначально бытие было чисто духовной реальностью, но в этом первичном бытии произошла «порча» , падение: Дух стал отчуждённым от самого себя. • Ошибочно полагать, что объективация имеет место лишь в познавательной сфере; она происходит в самом бытии: объективация – это лишь гносеологическая категория для обозначения падшести бытия.
Творчество и объективация Познание духа и познание природы Царство духа может познаваться лишь интуитивно, мистическим опытом. Познание природы, «мира объектов» всегда носит внешний характер. В результате объективации мы отождествляем реальность с тем, что на самом деле вторично (объективировано). В реальности же первичного, необъективированного, нерационального мы, напротив, сомневаемся.
Свобода и детерминация Человек сотворён для свободы, но его изначальная свобода вступает в противоречие с природной детерминацией, с обществом, стремящимся подчинить личное, неповторимое общему стандарту, с Богом.
Свобода и Ничто Изначальная (иррациональная) свобода не сотворена Богом, она предвечно укоренена в Ничто. За дуализмом экзистенциального субъекта и мира объективации кроется более глубокий дуализм Бога-Творца и несотворённой свободы. Человек поэтому есть не только «дитя Божие» , но и дитя свободы (небытия, «меона» ). Этим объясняется непреодолимое влечение ко злу, иррациональные порывы к разрушению.
Свобода Бог и свобода (трагическая теодицея) • В сотворённом мире, и особенно в душе человека, происходит борьба между Богом и свободой. • Миф о грехопадении свидетельствует о бессилии Творца предотвратить зло, исходящее из свободы, которой Он не сотворил. • Бог вторично действует в отношении мира и человека, но он нисходит в мир уже не как Творец, а как Спаситель. Божественное самораспятие должно победить меоническую свободу просветлением её изнутри – без насилия над ней. • Эта трагическая теодицея не даёт никаких гарантий победы Бога над иррациональной свободой, но одушевляется верой в эту победу.
Этика закона • Этика закона – низшая, хотя и необходимая ступень морального сознания. • Это, по преимуществу, «отрицательная этика» , состоящая из кодексов запретов – заповедей, табу, вето. • Без этих запретов человек рискует вернуться в животное состояние. • Но этика закона как бы проходит мимо личности и создаёт фарисейскую психологию «законничества» , вырождающуюся нередко в лицемерие и ханжество и порождающую «фанатизм добра» с типичным для него садистским комплексом ( «кошмар злого добра» ).
Этика искупления • Этика искупления – благодатная этика всепрощения, любви и сострадания. • Но она легко вырождается в «трансцендентный эгоизм» – исключительную заботу о спасении собственной души, что может породить религиозный мазохизм и засушить корень любви к ближнему.
Этика творчества • Творчество стоит как бы вне этики закона и вне этики искупления и предполагает иную этику. • Творец оправдывается своим творчеством. • Страх наказания и страх вечных мук не может играть никакой роли в этике творчества. • Сублимация, или преображение страстей, означает освобождение страсти от похоти и утверждение в ней свободной творческой стихии. • Творец всегда бескорыстен: он забывает о себе и любит своё творение, как Бог любит мир. • В творчестве человек становится свободным соучастником миротворения – «меньшим братом Божиим» .
Этика Преодоление морализма Плохо, что возникло различие между добром и злом, но хорошо проводить это различие, раз оно возникло; плохо проходить через опыт зла, но хорошо распознавать добро и зло на основе этого опыта.
Этика Преодоление морализма Мир идёт от первоначального неразличения добра и зла через резкое различение добра и зла к окончательному неразличению добра и зла, обогащённому всем опытом различения.
Этика Всеобщее спасение Мораль высшего добра вовсе не означает безразличия к добру и злу, не означает терпимости ко злу. Она требует большего, а не меньшего: она стремится к просветлению и освобождению злых. Спасение невозможно, если хоть одна душа мучается в аду. Никто не может быть спасён в изолированности от других.
Этика Всеобщее спасение • Спасение может быть лишь соборным. • Ад есть именно изоляция от других. • Трагедия ада заключается не в том, что Бог не может простить грешнику его грехи, но в том, что сам грешник не может простить их себе. • Ад не есть внешняя сфера, где мучаются грешники, а есть именно абсолютное одиночество, где голос совести, заглушённый при жизни, жжёт грешника страшным неугасимым огнём самоосуждения.
Философия истории Кризис культуры • Первоистоки современного кризиса – в отпадении человечества от христианства и гуманизма. • Христианство дало человечеству благую весть о Царстве Божием, гуманизм впервые осознал свободу человека и ценность этой свободы. • Но современное человечество отвернулось и от Царствия Божия ради мечты о царстве человеческом, и от свободы, предпочитая ей мечту о сытом довольстве. • Вместо органической культуры человечество стало создавать механическую цивилизацию, самая устремлённость которой антирелигиозна и антиперсоналистична. Вместо образа и подобия Божия человек становится образом и подобием бездушной машины. • Цивилизация развила огромные технические силы, которые по замыслу должны были уготовить господство человека над природой, но эти силы властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу.
Философия истории «Новое средневековье» • Однако мания свободы в отрыве от Бога диалектически приводит к худшим формам рабства, а гуманизм, будучи оторван от его религиозного первоисточника, – к дегуманизации и бестиализации человека. • В условиях относительного благоденствия человеческий дух засыпает, самодовольная личность деперсонализируется, и в результате буржуазная культура, будучи не в состоянии выдержать натиска «нового варварства» , оказывается лишь переходной формой от чистого гуманизма к «новому средневековью» . • Это «новое средневековье» гораздо хуже прежнего, ибо тогда христианская идея предохраняла личность от разложения. Теперь же тип монаха и рыцаря уступает место типу торгаша и шофёра с тем, чтобы, в свою очередь, уступить место типу комиссара и чекиста, тиранящего народ во имя народной воли.
Философия истории Судьба России • Коммунизм есть Немезида капитализма и порождён материалистическим духом капитализма. • Большевизм силён своей критикой лжи буржуазной культуры, но не в силах создать своей положительной культуры, ибо он сам заражён материализмом, порождённым буржуазией; большевизм силён своим разрушением, а не творчеством.
Философия истории Судьба России Русский народ не может создать срединного гуманистического царства, он не хочет правового государства в европейском смысле этого слова <…> Он хочет или царства Божьего, братства во Христе, или товарищества в Антихристе, царства князя мира сего.
В. С. Соловьёв (1853 -1900) Основные сочинения • Философские начала цельного знания (1877) • Чтения о Богочеловечестве (1877 -1881) • Россия и Вселенская церковь (1889) • Оправдание добра (1895) • Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1899 -1900)
В. С. Соловьёв Философия всеединства q Софиология • Вечная женственность q Теория цельного знания • Недостаточность чувственного восприятия • Недостаточность рассудочного мышления • Вера как необходимая предпосылка познания q Онтология всеединства • • Понятие всеединства Понятие абсолютного Диалектика абсолютного и относительного Структура всеединства (дедукция категорий органической логики) (часть 2) • Софиология (часть 2)
Теория цельного знания Общая схема Существование внешней действительности утверждается верою. Содержание внешней действительности даётся опытом. Связь отдельных сведений в цельную систему даётся мышлением. Что есть действительность – мы верим. Что такое она есть – это мы испытываем и знаем. Как она устроена и почему – мы понимаем.
Онтология всеединства Понятие всеединства … Божественное начало <…> не есть только единое, но и всё, не есть только индивидуальное, но и всеобъемлющее существо, не только сущий, но и сущность. В. С. Соловьёв. «Философские начала цельного знания» .
Онтология всеединства Понятие всеединства Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого и для частей, следовательно, это не есть свобода от особенностей, а только от их исключительности. Полнота этой свободы требует, чтобы все частные элементы находили себя друг в друге и в целом, каждое полагало себя в другом и другое в себе, ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность, – одним словом, абсолютная солидарность всего существующего, Бог – всё во всех. В. С. Соловьёв. «Общий смысл искусства» .
Онтология всеединства Диалектика абсолютного и относительного Абсолютное есть ничто и всё: ничто, поскольку оно не есть что-нибудь; всё, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь. Если бы абсолютное утверждало себя только как абсолютное, то именно поэтому и не могло бы им быть, ибо тогда неабсолютное было бы вне его как его отрицание или граница. Для того чтобы быть чем оно есть, абсолютное должно быть противоположным себя самого или единством себя и своего противоположного.
Органическая логика Категории сущности Как содержание воли сущего идея есть благо. Как содержание представления сущего идея есть истина. Как содержание чувства сущего идея есть красота.
Органическая логика Категории сущего Дух есть сущее как субъект воли и носитель блага, а вследствие этого также субъект представления истины и чувства красоты. Ум есть сущее как субъект представления и носитель истины, а вследствие этого также субъект воли, блага и чувства красоты. Душа есть сущее как субъект чувства и носительница красоты и постольку подлежащее также воле блага и представлению истины.
Органическая логика Общая схема Сущее Бытие Сущность (Абсолютное) (Логос) (Идея) Абсолютное Дух Воля Логос Ум Представление Истина Чувство Красота Идея Душа Благо
Органическая логика Переход к софиологии Благо есть единство всего и всех (любовь) как желаемое – единство существенное. Истина есть любовь как объективно представляемая – единство идеальное. Красота есть любовь как проявленная и ощутимая – единство реальное.
Органическая логика Переход к софиологии Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.
Софиология Понятие Софии Во всяком организме (как множестве, сведённом к единству) необходимо содержатся два единства: с одной стороны, единство действующего начала, сводящего множественность элементов к себе как единому, – единство производящее или единство как начало, Логос с другой стороны, эта множественность как сведённая к единству, как определенный образ этого начала – единство произведённое или единство в явлении. София
Софиология Нетварная и тварная София (Мировая Душа) – центральный персонаж теокосмического процесса. Нетварная София – это материально-телесная осуществлённость самого абсолюта, отличная от него, но субстанциально от него неотделимая. Тварная София – это разумная благоустроенность Космоса, либо разумная благоустроенность в человечестве. София выступает, таким образом, посредником между Богом и миром и в этом качестве оказывается Церковью или человечеством.
Историософия Богочеловеческий процесс • В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. • «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий. • Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки: § мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине, § не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра, § не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте. • Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.
Богочеловеческий процесс Основные формы общечеловеческого организма Сфера творчества Сфера знания Абсолютная степень Мистика Теология Формальная степень Изящное художество Отвлечённая философия Материальная степень Техническое творчество Положительная наука Сфера практической деятельности Духовное общество (церковь) Политическое общество (государство) Экономическое общество (земство)