Скачать презентацию Русская философия 1 Зарождение русской философии и Скачать презентацию Русская философия 1 Зарождение русской философии и

vi.pptx

  • Количество слайдов: 17

Русская философия Русская философия

1. Зарождение русской философии и ее особенности Русская философская мысль зародилась в эпоху расцвета 1. Зарождение русской философии и ее особенности Русская философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси. Большую роль здесь сыграло 1. принятие Русью христианства в 988 г. и укоренение православной веры 2. противоречивый характер русской истории: это и татаромонгольское нашествие, и крепостное право, и гражданские конфликты, и революции 3. особенности культурно-географического расположения страны Все это способствовало появлению огромногообразия философских течений и школ, а также тому, что отечественная философия имеет насыщенное проблемное поле

 «Ранний» , период в истории русской философской мысли (XI — XVI вв) 1. «Ранний» , период в истории русской философской мысли (XI — XVI вв) 1. В «Повести временных лет» , составленной монахом Нестором, был поставлен вопрос о происхождении русской земли, об ответе человека, наделенного бессмертной душой и свободой, за свои поступки перед Богом 2. Первым же собственно философским произведением принято считать трактат «Слово о законе и благодати» , написанный киевским митрополитом Илларионом в XI веке. В основе философско-исторической концепции Иллариона лежит идея равенства всех народов перед «благодатью» .

3. В философском плане наибольший интерес представляет влияние исихазма на русскую культуру и мышление. 3. В философском плане наибольший интерес представляет влияние исихазма на русскую культуру и мышление. Исихазм — от греческого слова, означающего покой, безмолвие. Это течение наиболее глубоко проявилось в древнерусском искусстве, в частности, в творчестве Андрея Рублева. Сторонники данного движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается человеку через созерцание природы, с помощью молитв. Человек же — это богопознающее существо, микрокосм, соединяющий душу и плоть, способность ощущать и общаться.

4. Мыслителем, который применил теорию исихазма, был Нил Сорский (1433 -1508). Он считал, что 4. Мыслителем, который применил теорию исихазма, был Нил Сорский (1433 -1508). Он считал, что монахи должны жить своим трудом. Главное их занятие — духовное самосовершенствование. Самое крупное творение Нила Сорского — Устав. Это ценнейший источник философской, этической и психологической мысли. 5. Большой вклад в теоретическое обоснование нестяжательства внес также Максим Грек (1475 -1556). Он развивал учение о том, что каждый человек обладает свободой воли и обязан трудиться. 6. У нестяжателей были противники — иосифляне, во главе с Иосифом Волоцким (1439 -1515) — игуменом Волоцкого монастыря. Иосифляне считали, что монастыри должны приобретать собственность, чтобы быть могущественными, т. к. без этого невозможно творить богоугодные дела.

7. В XIV —XVI вв. на Руси появились ереси, направленные против официальной религии. Следует 7. В XIV —XVI вв. на Руси появились ереси, направленные против официальной религии. Следует отметить ересь стригольников. Их нападки на православную церковь велись по двум направлениям: • во- первых, по линии ее организационных основ • во-вторых, по вопросам богословской догматики Стригольники считали, что духовенство должно подбираться сообразно общественным заслугам, способностям и высоким моральным качествам. Острие критики направляли против «сребролюбия» и «стяжания» имений. Слепому подчинению Священному писанию они противопоставляли критическое мышление, допускающее личную интерпретацию догматов веры.

8. В конце XV века появляется еще одна крупная ересь, получившая название ереси «жидовствующих» 8. В конце XV века появляется еще одна крупная ересь, получившая название ереси «жидовствующих» . Они отвергали церковную иерархию, замещение должностей «по мзде» , выступали против строительства храмов, не признавали святых таинств, скептически относились к иконам. Самым существенным ядром еретического переосмысления христианства было противопоставление Евангелия и Ветхого Завета. Созванный в 1490 г. церковный собор осудил ересь.

9. Проблемы общественного устройства и путей развития России стоят в центре внимания и в 9. Проблемы общественного устройства и путей развития России стоят в центре внимания и в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иван Грозный выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Бежавший в пределы Речи Посполитой опальный князь Андрей Курбский отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, признания прав знати, координации действий царя земским собором. Спор был разрешен историей: в России установилась самодержавная форма правления

9. Одним из крупнейших общественных событий XVII века, отразившихся в развитии русской философии и 9. Одним из крупнейших общественных событий XVII века, отразившихся в развитии русской философии и общественной мысли, был церковный раскол. Возникшее первоначально из-за чисто формального признака новой и старой обрядности различие очень быстро стало символом борьбы двух течений — официальной идеологии, которая поддерживалась государством, и оппозиционно настроенного старообрядчества.

В рамках раннего периода русской философии сформировались три основных направления философской мысли, которые получили В рамках раннего периода русской философии сформировались три основных направления философской мысли, которые получили свое развитие в последующие периоды: • религиозное • нравственное • историософское

2. Философская мысль русского Просвещения 1. XVIII век — век быстрого развития наук, ремесел, 2. Философская мысль русского Просвещения 1. XVIII век — век быстрого развития наук, ремесел, культуры. Во многом это было связано с реформаторской деятельностью Петра I. В это время начинается интенсивное взаимодействие русской и европейских культур. Философия обретает светский характер. Наибольшее влияние на развитие русской философии этого периода оказало французское и немецкое Просвещение.

Среди сподвижников Петра I было немало образованных и просвещенных людей. Особенно часто в делах, Среди сподвижников Петра I было немало образованных и просвещенных людей. Особенно часто в делах, касающихся развития просвещения, науки, идейного обоснования проводимых реформ, Петр советовался с Феофаном Прокоповичем. Постепенно вокруг него сплотились единомышленники. Их объединяла общая позитивная оценка и практическая поддержка петровских преобразований. Это содружество Феофан Прокопович назвал «ученой дружиной» . К нему принадлежали Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев, Г. Бужинский, А. Волынский и др.

2. Просветительскую традицию продолжил выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов (17111765) — русский ученыйэнциклопедист, 2. Просветительскую традицию продолжил выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов (17111765) — русский ученыйэнциклопедист, мыслитель, поэт, общественный деятель. Он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма.

 • Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи • Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты • Ломоносов уделял внимание и гуманитарным вопросам. Он стал одним из основных реформаторов российской словесности. В его поэзии и прозе даны образцы стилей, которые необходимы для полнокровного существования литературного языка • Как историк России Ломоносов руководствовался идеей равноценности народов Творчество М. В. Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки, образования и философии, в частности, на общие гуманистические ориентации таких мыслителей, как Радищев, Щербатов, Десницкий

3. Главное философское произведение А. Н. Радищева (1749 -1802) — сочинение «О человеке, о 3. Главное философское произведение А. Н. Радищева (1749 -1802) — сочинение «О человеке, о его смертности и бессмертии» . Проблема человека является центральной темой трактата, под углом зрения которой получают рассмотрение вопросы о соотношении души и тела, мысленного и материального, о путях человеческого познания, о предмете философии и ее роли в жизни людей. Согласно Радищеву, философия призвана раскрывать человеку глаза на природу, самого себя. Движущей силой общественного развития, по мнению Радищева, является человеческий разум в различных его проявлениях