
2_8_Русская философия.ppt
- Количество слайдов: 14
Русская философия
1. 2. 3. 4. Особенности русской философии и ее периодизация. Дискуссия славянофилов и западников. Основные направления русской философии конца XIX – первой половины XX веков. Отечественная философия конца XX века: основные проблемы.
Особенности русской философии: – влияние европейской философской традиции; – критика классической европейской философии и европейского рационализма; – предвосхищение антирационализма и антисциентизма в философии ХХ века; – стремление к объединению онтологии и гносеологии с этическими, эстетическими и антропологическими измерениями бытия; – второстепенность систематики и методологии; – преобладание религиозных философских учений.
Особенности русской религиозной философии: – антропологизм – акцент на экзистенциальноперсоналистической проблематике; – интуитивизм и субъективизм в интерпретации общефилософских проблем; – нравственно-этическая ориентированность философских учений; – идеи соборности и всеединства; – влияние эллинистической философии через византизм.
Основные проблемы русской философии: – проблема смысла человеческого бытия; – проблема смысла и цели истории; – проблема истины и соотношения религиозного и рационального в познании; – проблема нравственных ценностей; – проблема реализации религиозно этического идеала в социальной практике.
Периодизация русской философии: 1. 9 -13 вв. – формирование национальной предфилософии в рамках теоретического осмысления православия – Илларион «Слово о законе и благодати» ; – 13 -18 вв. – формирование светской философии под влиянием европейской философской традиции – Ломоносов, Сковорода, Радищев; – 19 -20 вв. – выделение собственно национальной философской традиции; – вторая половина 20 в. – советская философия.
Дискуссия славянофилов и западников: Предмет дискуссии – проблема исторической роли России и уникальности ее культуры и исторического предназначения. Поставлена Чаадаевым в «Философических письмах» . Славянофилы – Самарин, Киреевский, Хомяков, Аксаков. Западники – Белинский, Чернышевский, Писарев, Герцен.
Славянофилы: – самобытность истории России как залог общечеловеческого призвания в условиях упадка западной цивилизации; – критика западной культуры; – критика цивилизации и идеи исторического прогресса; – идеи почвенничества, общинности и соборности; – идея богоизбранности и религиозно-этического предназначения русского народа.
Западники: – влияние немецкой классической философии и идей Просвещения; – идея необходимости синтеза русской и западной философских и мировоззренческих традиций; – критика идеи избранности и исторического призвания России; – критика идей народности и общинности.
Направления русской философии конца XIX – первой половины XX веков: – персонализм и предэкзистенциализм – Бердяев, Шестов, Розанов; – антропологический материализм – Чернышевский; – интуитивизм – Лосский, Франк; – софиология – Флоренский, Булгаков; – философия всеединства – Вл. Соловьев; – космизм – Федоров, Вернадский, Циолковский.
Бердяев Н. А. (1874 -1948) – мировоззренческая эволюция от легального марксизма к религиозно-экзистенциальному персонализму; – критика позитивизма и теории социальной среды, обусловивших индивидуализм и субъективизм европейской культуры; – критика марксизма как натуралистического антропологизма; – смысл человеческой жизни – реализация порыва к творчеству в свободном творческом акте; – человек как предпосылка любой философии и центральная проблема познания.
Соловьев Вл. С. (1853 -1900) – критика рационализма и позитивизма; – принцип всеединства как методологическая и теоретическая основа познания; – учение о богочеловечестве – богочеловечество как цель истории; – эсхатологическая концепция истории; – религиозно-мировоззренческая эволюция от православия к католицизму с последующим возвращением к православию.
Космизм: – человеческий разум как этап эволюции космоса и источник дальнейшего развития Вселенной; – человечество как космический объект; – учение о ноосфере – исключительно человеческой, разумной среды существования, необходимо распространяющейся во Вселенной; – идея активной эволюции; – объективность, закономерность и необходимость эволюции человечества и Вселенной.
Федоров Н. Ф. (1828 -1903) «Философия общего дела» – общее дело – патрофикация или воскрешение предков; – проблема метафизической, познавательной, практической и нравственной свободы человека; – воскрешение предков как предельный долг человечества и его космическое предназначение.
2_8_Русская философия.ppt