Скачать презентацию РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVII ВЕКА На развитие русской Скачать презентацию РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVII ВЕКА На развитие русской

Русская архитектура XVII века.ppt

  • Количество слайдов: 22

РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVII ВЕКА РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVII ВЕКА

На развитие русской архитектуры XVII века оказали влияние следующие факторы (перечисляю эти факторы в На развитие русской архитектуры XVII века оказали влияние следующие факторы (перечисляю эти факторы в той хронологической последовательности, в которой они постепенно начинали воздействовать на уклад русской культуры того времени): 1. Выход Русского государства из тяжелого Смутного времени, постепенная стабилизация политической, социальной и экономической жизни в стране. Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Москвы в 1612 году. 2. Необходимость восстановления значительной части жилых и культовых сооружений после разорения в годы внутренних войн и интервенции. 3. Становление новой царской династии, которая стремилась, во-первых, связать себя с прежней традицией, во-вторых, должна была придать этой традиции несколько новое звучание, нечто вроде «авторского почерка» .

4. Резкий рост значимости Москвы как эпицентра политических процессов периода Смуты, превращение Москвы в 4. Резкий рост значимости Москвы как эпицентра политических процессов периода Смуты, превращение Москвы в результате победы Второго ополчения в патриотический символ, а следовательно, воспроизведение московских образцов в архитектуре и декорировке на всем пространстве Московского государства (обращаю внимание и на то, что в XVII веке именно так обычно звучит наименование нашей страны в зарубежных источниках).

Ансамбль Ильиной улицы в Великом Новгороде. Церковь Спаса (середина XIV века) и Знаменский собор Ансамбль Ильиной улицы в Великом Новгороде. Церковь Спаса (середина XIV века) и Знаменский собор (конец XVII века). 5. Постепенная секуляризация русской жизни, снижения значимости чистой религиозной идеи в русском быту, постепенная замена традиционной духовности на формальную. В архитектуре это выражается в отказе от целостности и лаконичности замысла в пользу богатого оформления. Для примера можно сравнить находящиеся рядом друг с другом в Великом Новгороде лаконичную церковь Спаса, расписанную Феофаном Греком, и пышный Знаменский собор «бунташного столетия» .

Церковь Иоанна Непомука в Мюнхене (так называемая Asamkirche). 1730 -е годы. Декорирована крупнейшими мастерами Церковь Иоанна Непомука в Мюнхене (так называемая Asamkirche). 1730 -е годы. Декорирована крупнейшими мастерами немецкого позднего барокко – братьями Эгидом Квирином и Космой Дамианом Азамами. 6. Влияние аналогичного процесса, имеющего место в Европе, на культурный фон Московского государства, инстинктивное заимствование барочных достижений в зарубежной культуре. 7. Политическая централизация Московского государства под властью Романовых во второй половине века, возникновение единого экономического и политического пространства, организованного Москвой.

Аполлинарий Васнецов. Кремль в конце XVII века. Всехсвятский мост. 8. Превращение Москвы в патриарший Аполлинарий Васнецов. Кремль в конце XVII века. Всехсвятский мост. 8. Превращение Москвы в патриарший период русской истории не только в политический и духовный центр страны, но и в духовный центр всей восточно-православной Европы и Ближнего Востока, расцвет идеи Третьего Рима в практической плоскости.

Освобожденный народным ополчением Минина и Пожарского Кремль становится символом величия Русского государства. Стены и Освобожденный народным ополчением Минина и Пожарского Кремль становится символом величия Русского государства. Стены и башни Кремля при новой династии не только восстанавливаются, но получают дополнительное декоративное убранство. Спасская, Арсенальная Угловая, Троицкая, Боровицкая и другие башни надстраиваются уже в 1620 -х годах, увенчиваясь каменными шатрами с государственным гербом. «Кремль красовался посреди Москвы как победитель -герой, отмеченный народной признательностью и любовью» (Зотов, стр. 103). Однако нельзя не заметить того, что при надстройке строители XVII столетия обнаруживали исключительный такт – уважение к своим предшественникам, стараясь сохранить органическое единство памятников архитектуры. Особенное впечатление это производит в случае со Спасской башней, которую надстраивала группа мастеров с участием англичанина Христофора Галовэя, соорудившего знаменитый часовой ансамбль башни, и одного из наиболее уважаемых тогда русских архитекторов – Бажена Огурцова. Шатровая форма башни – порождение чисто русской традиции – соединена здесь с готическими элементами зодчества.

Аполлинарий Васнецов. Утро в Московском Кремле начала XVII века. Обширное строительство хором, жилых домов Аполлинарий Васнецов. Утро в Московском Кремле начала XVII века. Обширное строительство хором, жилых домов и церквей в ходе восстановления Москвы после 1613 года заметно изменило облик города. Застройка становится чрезвычайно живописной и пестрой, улочки – как это прекрасно показал в своих живописных работах, запечатлевших старую Москву, Аполлинарий Васнецов – извилистыми и узкими. Потеряв четкость и стройность архитектурной застройки, «Московский Кремль приобрел в XVII веке причудливую, сказочную красоту в духе древнерусского барокко» (Зотов, стр. 103).

Джакомо Кваренги. Теремной дворец и соборы – Верхоспасский и Спаса на Бору в Москве. Джакомо Кваренги. Теремной дворец и соборы – Верхоспасский и Спаса на Бору в Москве. Рисунок 1797 года. Эрмитаж. В середине 1630 -х годов тот же Бажен Огурцов и Трефил Шарутин возводят в Кремле Теремной дворец. Трехэтажное здание имело ярусный характер и было увенчано теремком. Богатое убранство дворца составляли расписные наличники окон, особенно наличник тронной палаты, золоченые крыши, всевозможные карнизы – все это подчас могло не иметь никакого иного предназначения, кроме декоративного.

Этим русская архитектура несомненно сближается со своей европейской современницей – архитектурой католического барокко. Однако Этим русская архитектура несомненно сближается со своей европейской современницей – архитектурой католического барокко. Однако сама уже праздничность, иногда доходящая до мощного психологического воздействия на зрителя, имела глубокое общественное значение – и в этом отношении также наблюдается параллель между деятельностью мастеров русского декоративного барокко того времени и, например, Джанлоренцо Бернини в Риме, а позднее – братьев Азамов в Мюнхене и других городах Южной Германии. Александр Михайлович Куркин. Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. 1950 -е годы. Палехская школа.

Вторым по значимости центром русского государства должен был стать Троицкий монастырь. Сергиева обитель в Вторым по значимости центром русского государства должен был стать Троицкий монастырь. Сергиева обитель в годы Смуты выдержала 16 месячную осаду польскими отрядами Сапеги и Лисовского, и нуждалась не только в восстановлении, но и в прославлении в качестве еще одного патриотического центра, тем более, что связь Троицы с Москвой была очевидна. В стиле древнерусского барокко перестраиваются стены и башни монастыря, возводятся и некоторые новые сооружения. Наиболее примечательным памятником XVII века в комплексе Троице-Сергиева монастыря можно назвать Успенский кладезь с часовней, возведенный уже в конце XVII века и представляющий собой типично барочное сооружение. Троице-Сергиева лавра. Успенский кладезь с часовней. Конец XVII века.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Сооружен в честь избавления Москвы от иноземного вторжения. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Сооружен в честь избавления Москвы от иноземного вторжения. Художник В. Юшков. Русские храмы XVII века так или иначе были ориентированы на прототипы величественных соборов Кремля, воздвигнутых в XV – XVI столетиях. Они нередко имеют пять глав, увенчанных – и в этом проявляется новшество – уже не массивными куполами наподобие древних воинских шлемов, но именно привычными нам «луковками» , на гораздо более утонченном и длинном барабане, нежели это было типично для прежней эпохи. Шатровые храмы стремятся подражать храму Василия Блаженного, а столпообразные звонницы – легендарной колокольне Ивана Великого, не случайно ставшей исторической доминантой для московской архитектуры. Яркие образцы храмовой архитектуры первой половины века – храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1619 -26) и Дивная церковь в Угличе (1628).

Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве. В середине века построена церковь Рождества Богородицы Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве. В середине века построена церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (164952). Храмовое помещение венчают три сплошных легких шатра, стоящих на кокошниках, - целую груду кокошников в основании имеет меньший из двух шатров, украшающий трапезную. Шатровый характер имеют и колокольня храма, и его надвратная часовенка. Вообще шатровые мотивы русской архитектуры стали одним из важнейших элементов зрительного восприятия русского прошлого в нашем сознании. Не случайно и в иллюстрациях русских и советских художников к сказкам, в оформлении мультфильмов эта деталь используется постоянно.

Татьяна Алексеевна Маврина (1900 -96). Остров Буян. Эскиз к мультфильму «Сказка о царе Салтане» Татьяна Алексеевна Маврина (1900 -96). Остров Буян. Эскиз к мультфильму «Сказка о царе Салтане» . 1950. Из собрания ГПМ, Москва.

Комплекс Патриаршего дворца и церкви Двенадцати Апостолов в Кремле. В середине века, когда Московское Комплекс Патриаршего дворца и церкви Двенадцати Апостолов в Кремле. В середине века, когда Московское государство готовится обновить свою позицию в структуре всей восточноевропейской православной общины, строится обширный Патриарший дворец, дополняемый в архитектурном отношении церковью Двенадцати Апостолов (1643 -55). Огромная по тому времени Крестовая палата этого сооружения была перекрыта сомкнутым сводом и не имела опорных столбов. Такие – иногда рискованные – решения – также были неотъемлемой частью художественного стиля барокко, как на Руси, так и за ее пределами.

Храм Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре, 1650 -60 -е годы. Детище Никона, Новоиерусалимский собор Храм Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре, 1650 -60 -е годы. Детище Никона, Новоиерусалимский собор в Истре, недалеко от Москвы, представлял собой целый городок из каменных построек, составивших единый причудливый ансамбль. Если планировка его и близка к комплексу Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, то сам внешний облик остается в чистом виде порождением русской традиции.

Изразцы «павлинье око» собора Воскресения в Новом Иерусалиме (Истра). Собор Воскресения в этом монастыре Изразцы «павлинье око» собора Воскресения в Новом Иерусалиме (Истра). Собор Воскресения в этом монастыре наиболее обильно украшен изразцами, вошедшими в моду в XVII столетии. Крупнейшим мастером таких изразцов был Степан Полубес. Русские изразцы того времени содержат множество фантастических мотивов – это всевозможные сказочные животные и растения, своим разнообразием напоминающие аналоги из романской Европы. Но особенным великолепием блистало внутреннее убранство храма.

Изразцы храма Георгия Неокесарийского в Москве. Мастерская Степана Полубеса. Изразцы храма Георгия Неокесарийского в Москве. Мастерская Степана Полубеса.

Иос. Кармине (Франция, XVIII век). Деревянный дворец в Коломенском. Впрочем, это можно отнести отнюдь Иос. Кармине (Франция, XVIII век). Деревянный дворец в Коломенском. Впрочем, это можно отнести отнюдь не только к культовым сооружениям патриаршего периода, тем более, что в XVII столетии повседневность русской церкви заметно сближается с повседневностью политической элиты государства. Сказочный, фантастический характер русской архитектуры проявляется в равной степени как в духовных, так и в светских по заказу комплексах. Яркие примеры этому - деревянный царский дворец в Коломенском (1667 -81), к сожалению, не сохранившийся до наших дней, а также Крутицкое патриаршее подворье с замечательным Теремком на вратах (1680).

Крутицкое патриаршее подворье в Москве. Крутицкое патриаршее подворье в Москве.

Итак, русская архитектура XVII века – это своеобразный феномен, демонстрирующей влияние самых различных общественных Итак, русская архитектура XVII века – это своеобразный феномен, демонстрирующей влияние самых различных общественных и культурных процессов. Борис Зворыкин. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне» . Печь украшена изразцами.

Источники информации. Зотов Алексей Иванович. Русское искусство с древнейших времен до начала XX века. Источники информации. Зотов Алексей Иванович. Русское искусство с древнейших времен до начала XX века. М. , 1979. История Русского искусства. Под редакцией Раковой М. М. и Рязанцева И. В. Том 1. М. , 1978. Художественная энциклопедия http: //dic. academic. ru Куркин Александр Михайлович. Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. 1961.