Скачать презентацию Ручная художественная вышивка Выполнила студ гр ДПИ-41 Тян Скачать презентацию Ручная художественная вышивка Выполнила студ гр ДПИ-41 Тян

Ручная художественная вышивка.pptx

  • Количество слайдов: 33

Ручная художественная вышивка Выполнила студ. гр. ДПИ-41 Тян Екатерина Ручная художественная вышивка Выполнила студ. гр. ДПИ-41 Тян Екатерина

Искусство вышивки возникло давно и передавалось из поколения в поколение. Вышивка - распространенный вид Искусство вышивки возникло давно и передавалось из поколения в поколение. Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах. Для выполнения вышивки применяют: хлопчатобумажные нитки, катушечные или мерсеризованные (мулине); шелковые в мотках и на трубочках; шерстяные, льняные и металлические (мишура золотая и серебряная); канитель, бисер, стеклярус, жемчуг, блестки, искусственные и драгоценные камни и т. д. Изображения, выполняемые при помощи вышивки, самые разнообразные, это - узоры, сюжетные композиции, портреты.

Исторические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Возникновение вышивания связано с появлением первого Исторические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Возникновение вышивания связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Сначала появилось шитье, как необходимость. Усовершенствование техники вышивки обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т. д. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью.

В историческую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Археологические раскопки подтверждают В историческую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Археологические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древнем Киеве: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром. Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с XII в. ) связана с византийской иконописной традицией и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Но в своей основе вышивка оставалась самобытной. Народ творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней.

 • • Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё • • Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Для шитья XIV-XVII вв. характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур (нередко усиленная контурной линией из жемчуга) и чистота изысканных цветовых сочетаний. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова - Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона сохранилось до наших дней. Это шитье золотом, серебром и драгоценными камнями по бархату. Ранее вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. C XVII в. этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Приёмы древнерусского шитья золотом и жемчугом на церковных облачениях начинают с XVIII в. применяться в вышивке на праздничном наряде русских крестьянок.

 • • • В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования • • • В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой. На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ - весной и зимой. В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза. В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи. После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т. е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2 -й четверти XX века сохраняются древние символы.

 • • Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, • • Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Одежда была своеобразной характеристикой уменья девушки, ее трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Конечно, не все девушки в то время имели возможность приобретать одежду из тонкого полотна; бедные одевались в сорочки из грубого полотна, по украшению их одежда уступала одежде более богатых. Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским делом. С 8 -9 лет крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе приданое к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного, это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.

 • • • Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на • • • Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка разделилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Европеизация дворянского быта повлияла и на вышивку. Появились новые виды техники вышивки: бисером, стеклярусом, синелью, теневой гладью. Дворянский костюм особенно богато украшали золотом и серебром, драгоценными камнями, изящной белой гладью, бисером, стеклярусом. В дворянском быту вышивка тоже играла огромную роль, ее использовали для оформления интерьера - вышивали ковры, обивки мебели, панно, портьеры, постельные принадлежности. Часто вышивку употребляли для украшения небольших бытовых предметов и дополнений к костюмам - сумочек, накидок, бумажников, письменных и туалетных принадлежностей. Народная вышивка, в отличие от городской, была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. В процессе работы мастерицы отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни. В XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но частично шли и на продажу.

 • • Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских • • Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу. В XIX в. , создавая вышивку, еще помнили значение орнамента. Орнамент - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нити. "Писать" в древности означало "украшать" и "изображать". В языке народной вышивки, кроме орнамента, главная роль принадлежала цвету. Так, белый цвет воспринимался как символ света и неба, означал "светить", "сиять", "блестеть". Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и красивом(например, красный угол). В старину верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает Солнце. В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале 1 -2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту.

. Так, в большинстве районов России в народной вышивке XVIII-XIX вв. доминирует огненно -яркий . Так, в большинстве районов России в народной вышивке XVIII-XIX вв. доминирует огненно -яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской вышивке, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб - символ Солнца в вышивке центральных районов, 3 -частные геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посредине - в вышивке северных районов), уже в начале XIX в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые в симметричные 3 -частные композиции, а в центральных районах - в ряды 3 -полосных фризов. Повязка девичья. XIX век. Духовщинский уезд, Смоленская губерния.

Край полотенца. XIX век. Смоленская губерния. Рубаха женская. XIX век. Юхнов уезд, Смоленская губерния. Край полотенца. XIX век. Смоленская губерния. Рубаха женская. XIX век. Юхнов уезд, Смоленская губерния.

Фрагмент фартука. XIX век. д. Наречино, Смоленская губерния. Рукав женской рубахи. XIX век. д. Фрагмент фартука. XIX век. д. Наречино, Смоленская губерния. Рукав женской рубахи. XIX век. д. Лопино, Кардымовский район.

 • В вышивке ХХ в. сохраняются направления и особенности вышивального творчества, создававшегося веками. • В вышивке ХХ в. сохраняются направления и особенности вышивального творчества, создававшегося веками. На основе традиционных народных мотивов советские художники находили оптимальные варианты разработки произведений декоративно-прикладного искусства, отвечавшие требованиям того времени. Вместе с творческим использованием фольклорных основ создавались изделия, которые изображали приметы нового в жизни советского народа. В 1920 -1930 годах появились накидки, диванные подушки, скатерти с вышитыми на них самолетами, тракторами, парашютами, аэропланами и даже государственными символами - пятиконечной звездой, серпом и молотом. Эти изделия не имеют художественной ценности. Вместе с тем они, бесспорно, являются уникальными историческими экспонатами первых десятилетий советской власти. • В 30 -е гг. модным было использование народных элементов в городском костюме. Вышивальные мастерские создавали изделия, расшитые разнообразными узорами, но они стоили дорого. Но внедрение нового вышивального оборудования привело к тому, что к концу 30 -х г. многие артели резко сократили выпуск изделий с ручной вышивкой. Сложнейшие узоры были заменены простыми рисунками, выполняемыми машинным способом. • В истории 40 -50 -х годов отмечено, что инициатива в художественной вышивке переходит к художникам. Широкое распространение приобретает вышитый портрет известных поэтов, героев гражданской и Великой Отечественной войн и др. Начинают вышивать панно, посвященные знаменательным событиям, мемориальным датам. Архитектурные мотивы дополнялись растительными узорами с дубовыми и лавровыми ветвями, олицетворяющими могущество и славу Родины. Занавеси-панно демонстрируют технические и художественные достижения вышивального искусства тех лет и являются музейными экспонатами.

 • • • История декоративно-прикладное искусство 60 -х годов еще более, чем раньше, • • • История декоративно-прикладное искусство 60 -х годов еще более, чем раньше, использует традиции народного творчества. Художники, изучая народное творчество, пытаются понять его суть и закономерность развития, освоить эстетические принципы. Создаются наилучшие условия для развития художественной промышленности и народного искусства. Вышивальные промыслы совершенствовали приемы вышивания, использовали местные народные узоры и сумели сохранить ассортимент изделий, традиции и приемы вышивки. В 1960 году на Всероссийской выставке изделий художественных промыслов экспонировалось более 1500 вышитых изделий. Среди них было немало настоящих произведений декоративно-прикладного искусства. В 70 -е гг. интерес к вышивке ослабевает, но фольклорный стиль остается модным. Вышивка была уместна даже на джинсовых моделях хиппи. Ручная вышивка, выполненная по различным технологиям и с использованием современных отделочных материалов, придает шарм современному костюму, подчеркивает индивидуальность. Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Орнаментированный рушник - неотъемлемый атрибут многих народных обрядов и обычаев. Он используется на свадьбах, при встречах дорогих гостей хлебом-солью и т. д. Украшение рушников - неисчерпаемая сокровищница народной фантазии.

 • • Ручная вышивка производится на пяльцах (прямоугольных с подставкой или круглых). Для • • Ручная вышивка производится на пяльцах (прямоугольных с подставкой или круглых). Для вышивания используют иглы, ножницы, проколки, наперсток, крючок и шило, а для шитья металлическими нитками - еще специальную катушку (витейку), на которую навивается металлическая нитка во избежание ее потемнения. Ручная вышивка выполняется разнообразными приемами швами, которые делятся на две основные группы: 1) сквозные (ажурные) строчка, при которой видоизменяется структура ткани; 2) собственно вышивка по целой ткани, без нарушения ее строения. Вышивки делятся на свободные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами, без счета) и счетные (вышиваются по счету нитей ткани). К свободным вышивкам принадлежат "тамбур", "ришелье", белая гладь. Счетные вышивки включают большое количество разных швов; некоторые из них (строчевые) требуют предварительного разрежения ткани и своими легкими, прозрачными узорами напоминают кружево, а другие - типа ковровых украшают поверхность ткани. Для выполнения строчки из ткани выдергиваются нити в одном или двух направлениях по утку и основе, Строчка имеет несколько разновидностей: мережка, строчка-перевить, цветная перевить, строчка-вырезы, гипюры, стяги и другие более сложные швы. Белая сквозная строчка - один из исконных видов народной русской вышивки

 • • Вышивки по поверхности ткани выполняются крестом, полукрестом (эта вышивка иначе называется • • Вышивки по поверхности ткани выполняются крестом, полукрестом (эта вышивка иначе называется "росписью"), различными видами глади простой счетной, со стежками в один центр и др. Конечно, это деление условно. Во многих вышивках различные виды швов соединены. Есть даже специальные швы, соединяющие свободный, рисуемый от руки контур и счетные швы. Это "спис", "владимирский шов", "олонецкий шов по письму" и др. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок "свободной" вышивка (по нанесённому заранее контуру). Мережка - один из видов строчки, для которого выдергивание производится в одном направлении. Оставшиеся не выдернутыми нити ткани забираются иголкой по счету и перевиваются рабочей ниткой согласно выбранному узору. Особенным разнообразием узоров, изяществом выполнения отличается мережка.

 • • • Мережка применяется при подрубке изделий, а также как способ соединения • • • Мережка применяется при подрубке изделий, а также как способ соединения отдельных частей композиции вышивки и как маскировка соединительных швов. Для строчки других видов ткань выдергивается в двух направлениях. Образовавшаяся клетчатая сетка перевивается нитками: белыми (строчка-перевить), цветными (цветная перевить), по этой сетке наносится узор. Цветная перевить выполняется по выдернутой сетке. Затем цветными нитками плотно обвивают столбики сетки, и за счет смены цветных нитей вырисовываются очертания ромбов, квадратов, птиц с пышными хвостами, растительных мотивов, коней и многих других мотивов. В цветной перевити главные цвета красный и белый с дополнениями желтого, зеленого, синего. Вышивка по целой, ненарушенной поверхности ткани имеет следующие разновидности: роспись, крест, набор, гладь, владимирский шов, тамбур, аппликация и др. Эти разновидности вышивки образуются на многочисленных элементарных швах: стебельчатом, гладьевом, тамбурном, в елочку и т. д.

 • • • Гладь выполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу и сплошь • • • Гладь выполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу и сплошь застилающими узор. Основные приемы - счетная гладь и свободная гладь - двусторонний шов по направлению нитей ткани. Применяется в основном для вышивания столового белья, мужских рубашек, женских блузок и платьев. Распространена почти повсеместно. Свободная гладь разделяется на несколько видов: бельевая гладь - выпуклая с настилом (стежки кладутся по площадке из ниток), сопровождается узелками, стебельчатым швом, обшитыми дырочками, сетками, мережками, стягами. Растительные орнаменты, преобладающие в вышивке бельевой гладью, выполняются с большим изяществом; плоская гладь - без настила (стежки прокладываются рядом друг с другом соответственно форме цветка или листика); подкладной или подстильный шов, применяется вместе с первым или вторым видом глади на тонких тканях - нитки идут по изнанке, перекрещиваясь восьмеркой, с лицевой стороны намечается лишь контур рисунка, узор производит впечатление подложенного под ткань или аппликативного;

 • • атласная гладь - заполнение фигур узора небольшими стежками, заходящими концами один • • атласная гладь - заполнение фигур узора небольшими стежками, заходящими концами один за другой; односторонняя гладь или верхошов - нитки идут по лицу ткани, на изнанке образуется только контур мотива. Разновидностью односторонней глади является "владимирский шов". Владимирский шов - верхошов, выполняется цветными нитками. Широкий контур избранной формы цветка вышивается по поверхности ткани плотно прикрепляющимися друг к другу стежками, оставшаяся свободной середина заполняется различными сетками, также идущими по поверхности ткани. Стебли и другие мелкие детали шьются стебельчатым швом. Иногда в растительный орнамент вводятся сказочные звери и птицы. Владимирским швом выполняются изделия бытового назначения. Художественная гладь довольно точно передает живопись с тонкими цветовыми нюансами, что привело шитье к повторению пейзажей, портретов, бытовых сцен. Шитье тонкими шелковыми нитями, придающими атласность поверхности, поражает тонкой светотеневой игрой, создаваемой положением нитей разной длины и в разных направлениях.

 • • • Существуют другие разновидности вышивки гладью. Ковровым швом очень плотного настила, • • • Существуют другие разновидности вышивки гладью. Ковровым швом очень плотного настила, напоминающим гобеленовое ткачество, вышиваются настенные коврики, панно и другие предметы декоративного убранства жилища. К типу ковровых швов относится вышивка специальным челноком по натянутой на пяльцах редкой ткани. Благодаря движениям этого челнока в вертикальном направлении на лицевой поверхности ткани образуются петли, которые при окончательной отделке подстригаются, и вышивка приобретает вид ворсового ковра. Атласной гладью вышиваются портреты. Стежки заходят один за другой, создавая ровную, совершенно плоскую поверхность наподобие атласной ткани. Этот шов известен еще с XVI-XVII веков. Выпуклой гладью создаются рельефные узоры, формы узора предварительно зашиваются стежками, и по ним прокладывается простым настилом гладьевой шов. Ажурная вышивка ришелье - повсеместно распространенный вид шитья. Выполняется по тонким тканям на белье различного назначения, а также по шерстяным и плотным шелковым для отделки платьев. Выполняется ручным и машинным способом. В этой вышивке преобладают растительные орнаменты. Контур узора обшивается петельным швом или гладьевым валиком. Отдельные части узора соединяются между собой перемычками (бридами), фон под которыми вырезается. Вручную выполняется иглой или крючком, чаще всего нитками мулине в цвет ткани. Есть вид ришелье без брид.

 • • • Тамбур имеет вид цепочки из удлиненных петелек. Тамбурная вышивка распространена • • • Тамбур имеет вид цепочки из удлиненных петелек. Тамбурная вышивка распространена преимущественно в среднеазиатских республиках, на Кавказе, в Татарстане и Башкирии. Применяется для украшения покрывал, скатертей, диванных подушек. Роспись или полукрест - двусторонний шов по счету нитей ткани. Стежки одинаковой величины располагаются в любом направлении, составляя легкие линейные узоры. Применяется в соединении с другими видами вышивки и как самостоятельный прием выполнения узора. Крест - один из наиболее распространенных видов вышивки. Состоит из двух перекрещивающихся стежков, положенных в косом направлении. Шьется по счету нитей или по канве. При правильном выполнении креста с изнанки проходят две прямые параллельные полоски стежков. Ею вышиваются мужские рубашки "украинки"

 • • • Золотое шитье Одним из ценных видов художественной вышивки является так • • • Золотое шитье Одним из ценных видов художественной вышивки является так называемое "золотое шитье". Золотошвейные художественные изделия - это вышитые золотой и серебряной нитью предметы бытового и декоративного назначения. Центром золотошвейного промысла является г. Торжок Калининской области. Золотошвейные изделия производят в настоящее время также в Казани. Золотошвейные художественные изделия - это вышитые золотой и серебряной нитью предметы бытового и декоративного назначения: дамские сумки, туфли, варежки, пояса, тюбетейки, отделка для платьев, диванные подушки, бювары, подарочные папки, галуны, знаки различия, знамена и др. Сочетание орнамента, выполненного из золотых нитей, с материалом фона и его расцветкой создает разнообразные декоративные эффекты, использование которых лежит в основе художественного стиля. Золотое шитье давно существует в нашей стране и занимает видное место в художественных промыслах народов. С глубокой древности оно известно в Индии, Иране и других странах Азии. Народы Средней Азии издавна применяли золотое шитье для украшения головных уборов, поясов, покрывал и др. Русский национальный костюм и головные уборы богато украшались золотым шитьем; сохранились украшенные золотым шитьем предметы культового назначения, относящиеся к XIV- XVIII векам.

 • Техника вышивки металлической нитью имеет специфические особенности: нити не пропускаются сквозь ткань, • Техника вышивки металлической нитью имеет специфические особенности: нити не пропускаются сквозь ткань, а накладываются по ее поверхности. Вышивку проводят по картону (бересте, коже), по настилу, по веревочке и другими приемами. Из картона вырезают отдельные части выбранного узора и прикрепляют их к фону (к ткани или коже). По вырезанным формам прокладывают металлическую нить и закрепляют ее рабочей хлопчатобумажной нитью или шелковой нитью в определенном порядке, создающем узорный шов - ромбы, квадраты, зигзаги, "денежки", шов "гусем" и др. При вышивании по настилу формы узора настилаются по фону мягкой толстой хлопчатобумажной ниткой, и по ним прокладывается металлическая нить. Шов по веревочке состоит в том, что контур узора выкладывается тонкой веревочкой и обшивается золотой нитью. Специальной "знаменной гладью" вышиваются знамена: это выпуклый, очень плотный шов. При вышивании применяется специальная шпулька, на которую наматывается золотая нить, и направляется по узору. Проколы для иголки с рабочей ниткой делаются тонким шилом. Узоры золотошвейных изделий состоят из растительных и геометрических мотивов: звезд, розеток, гирлянд, цветочков, листьев. Вышивка производится преимущественно по бархату, коже, тканям темных цветов.