Svet_na_kartinakh_i_ikonakh_Rozhdestva.pptx
- Количество слайдов: 43
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума…
Свет в пророчествах «Не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. Народ, ходящий во тьме, увидит Свет великий; на живущих в стране тени смертной Свет воссияет…» Книга пророка Исайи (Ис 8: 22) Пророк Исайя Мозаика. Сан-Витале Равенна. 547 г.
Свет в двух категориях: Свет как явление духовной энергии. Свет нетварный Рождество. Миниат. Киликийское царство. Матенадаран. Освящение с реальным источником (Младенец, звезда, свеча, ) Геррит ван Хонтхорст Поклонение пастухов. 1622 г.
Традиции изображения Рождества Христова: раннехристианская Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Тропарь Рождества Христова , IV век Поклонение волхвов. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме, 431 г.
Традиции изображения Рождества Христова: символическая Универсальный подход православной иконы: символическое представление в одном изобразительном поле нескольких событий; отражает не только текст Евангелия, но и рождественскую гимнографию; в младенце Христе подчеркивается его человеческая природа; Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. источник света – звезда, свет разлит во всей природе
Традиции изображения Рождества Христова: символическая Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родиси Отроча младо, превечный Бог. Рождество. Мозаика. Капелла Марторана в Палермо, 1143 -1151 гг. . Кондак Рождества святой Роман Сладкопевец 20 -е годы VI века
Монастырь Дафнии, XI век
Традиции изображения Рождества Христова: символическая Санта-Мария-ин-Трастевере Пьетро Каваллини, XIII век
Традиции изображения Рождества Христова: символическая событие встречи человека и Бога, времени и Вечности; не «однажды» , а «навсегда» ; иконописное пространство Рождества Христова включает три зрительных яруса: верх - «небо» , центр - «соединение неба и земли» , низ - «землю» . Икона Рождества Христова. Андрей Рублев (школа? ) 1
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Лука, Гл. 2: 8 -14 С момента Рождества небо стало открытым для человека, он может, если захочет, двигаться к Богу. Путь на небо открыт. Только пройти его человек должен сам, поднимаясь вверх.
Традиции изображения Рождества Христова: иллюстративноповествовательная основные события Рождественского цикла самодостаточны и каждое из них становится сюжетом отдельно взятого изображения; произведение как иллюстрация к тексту Евангелия, акцентирует внимание на фигуре Марии, возле которой располагается в яслях обвитая пеленами фигурка Младенца Иисуса. зрители – участники Чуда Боговоплощения Рембрандт ван Рейн Поклонение волхвов 1646
Источники: Евангелие от Луки В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Лука, Гл. 2: 1 -7
Основные источники: Евангелие псевдо-Матфея VIII в. “На третий день Мария оставила пещеру и вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осёл поклонились Ему” Giotto. The Nativity and Adoration of the Shepherds. Details. 1304 -1306. Fresco. Capella degli Scrovegni, Padua «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. , 1: 3). вол символ евреев, рожденных в законе, а осел – язычников.
иллюстративно-повествовательная традиция изображения Рождества Христова Giotto. Flight into Egypt. 1304 -1306. Fresco. Capella degli Scrovegni, Padua Giotto. The Adoration of the Magi. Detail. 1304 -1306. Fresco. Capella degli Scrovegni, Padua
Источники: Евангелие от Луки В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Лука, Гл. 2: 8 -14 Эль Греко. Поклонение пастухов. Ок. 1600 г.
Источники: Евангелие от Луки Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме. 1566 г.
Источники: Евангелие от Луки Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме. 1566 г.
Основные источники: апокрифическое Евангелие от Иакова “И нашел там пещеру и привел Ее… И облако сияющее появилось в пещере…И облако тогда отдвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой Свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя Свет исчез и явился Младенец, вышел и взял грудь Матери Своей Марии”
Первое изображение ночи в Рождественской традиции Гертген тот Синт Янс Поклонение Младенцу 1485
Первое изображение ночи в Рождественской традиции Гертген тот Синт Янс Поклонение Младенцу 1485
Лукас Кранах Старший Рождество 1520
Основные источники: Откровений св. Бригитты Шведской (1370) “Когда пришло время Ей родить, сняла Она свою обувь и белый плащ, сняла свое покрывало, и ее золотистые волосы упали Ей на плечи. Тогда Она приготовила пеленки и положила их рядом с Собой. Когда все было готово, Она опустилась на колени и стала молиться. Пока Она так молилась, воздев руки, Младенец неожиданно родился в таком ярком сиянии, что оно полностью поглотило слабый свет свечи Иосифа”. . Поклонение младенцу
Литургический источник: Адорация Тело Христово в специальной Дарохранительнице выставляется на алтарь для молчаливой адорации. Фра Филиппо Липпи. Капелла волхвов. Адорация
Литургический источник: традиция Поклонения Святым Дарам Начиная с 1200 года в Евхаристическом каноне появляется обряд Вознесения хлеба, становящегося Телом Христовым, чтобы молящиеся могли несколько секунд созерцать Его в молчании. Рогир Ван дер Вейден Поклонение младенцу
Антонио Корреджо Святая ночь 1522 -1530
Микеланджело Меризи де Караваджо. Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском. 1609 г
William Blake (1757– 1827) Nativity (c. 1790 -1800)
Поклонение волхвов, Паоло Веронезе, написано для церкви Сан-Сильвестро в Венеции, 1573
«Свете тихий» «Я вижу некий свет» , — сказал я наконец. «Иди ж, — он продолжал, — держись сего ты света; Пусть будет он тебе единственная мета, Пока ты тесных врат спасенья не достиг… Пушкин А. С. «Странник» 1835 г. Григорий Гагарин. Рождество Христово
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло
Ночь тиха. По тверди зыбкой Звёзды южные дрожат; Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних. Вот пропели петухи, И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарён Марии лик. . . Звёздный хор к иному хору Слухом трепетным приник. И над Ним горит высоко Та звезда далёких стран: С ней несут цари востока Злато, смирну и ливан. Афанасий Фет Боровиковский Владимир Лукич. Рождественская ночь. 1790 г.
Лебедев Клавдий Васильевич Рождество
Васнецов В. М. Рождество Христово. Росписи Владимирского собора в Киеве 1880 -е гг.
Николай Богданов-Бельский. Святая ночь в церкви
Маковский Святочные гадания. 1890 -ые
Никифор Крылов (1802 -1831) Святки. Утро.
А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне. Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой вселенной, Встревоженной этою новой звездой. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочета Спешили на зов небывалых огней. Михаил Нестеров. Всадники.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. Нестеров Михаил Васильевич. Рождество Христово. 1890 -91 гг. эскиз стены южного придела на хорах Влад. собора 1890 -91
Николай АНОХИН Русская зима
Svet_na_kartinakh_i_ikonakh_Rozhdestva.pptx