Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко-культур ная
kopiya_ist-lit_proc.pptx
- Размер: 11.5 Мб
- Автор: Анна Биянова
- Количество слайдов: 33
Описание презентации Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко-культур ная по слайдам
Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко-культур ная ситуация.
Цель : проследить взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19 века — начала 20 века и исторических процессов в стране и мире. Задание : записать основные положения лекции.
Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?
Россия пережила три революции: — революция 1905 года, — Февральская революция 1917 года, — Октябрьская революция Русско-японская война 1904 -1905 г. г. Первая мировая война 1914 -1918 Гражданская война
Основные политические силы России в начале 20 века: — защитники монархизма, — сторонники буржуазных реформ, — идеологи пролетарской революции.
Два пути переустройства России: переустройство «сверху» переустройство «снизу» .
средствами исключительных законов, «приводящих, как говорил Петр Аркадьевич Столыпин , к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого еще не видела история» . Переустройство «сверху» — Средства переустройства «сверху» Манифест 11 октября 1905 года Государственная Дума
Путем ожесточенной кипучей войны классов, которая называется «революцией» , как говорил В. И. Ленин. Переустройство «снизу» — Средства переустройства «снизу» Теоретическая подготовка революции Террор
Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания. Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?
— открытие рентгеновских лучей, — определение массы электрона. — исследования радиации, — создание квантовой теории, — создание теории относительности, — изобретение беспроволочной связи.
Как говорил философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом.
В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний» .
Л. Н. Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей» .
«Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и – в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человечества» (Горький в письме к Пятницкому ( 1901)
Фридрих Ницше , обличая христианство, упадок связывал с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек» , для которого не существует старой морали : «а нищих надо бы совсем уничтожить» , «укоры совести учат кусать других» , «падающего – толкни» .
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» ( Н. Бердяев)
Н. Бердяев писал: «Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе и у нас Розанова, возрождение Диониса в нашем современной искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освещению плоти – все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и Бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви» .
Русская литература на рубеже XIX и XX веков. Цели : Дать представление о тенденциях русской литературы конца 19 начала 20 века. Дать толкование понятий «Cеребряный век» , «модернизм» , «декаданс» .
19 Традици и литературы 18 -19 веков в литературе рубежа веков Великие гуманисты 19 века – Пушкин, Достоевский – дорожили Россией, исповедовали идеи соборности, согласия, гармонии всех классов и сословий, национальной целостности.
Куприн, Бунин, Короленко, Шмелев продолжали традиции Пушкина и Достоевского, привнося в литературу свою эстетическую новизну и уникальность. Воспитанные на духовной христианской культуре, они стали свидетелями внедрения в сознание русского общества различных философских идей и направлений, как русских, так и заимствованных.
Понятие «серебряный век» Серебряный век — период в истории русской культуры , хронологически связываемый с началом 20 века , совпавший с эпохой модернизма. Выражение было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцупом , русским поэтом и переводчиком , известным также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции.
22 Серебряный век Первоначально определение «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической культуры — творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся поэтов. Определение « серебряный век» относится и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков» .
23 Серебряный век Новокрестьянская поэзия Футуризм Акмеизм Символизм
24 Направления в литературе на рубеже веков Неореализм Пролетарская поэзия Модернистские течения Авторские раздумья о судьбах человека и мира предполагали сотворчество с читателями, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. В связи с развитием марксизма в России возникло направление в литературе, связанные с конкретным и задачами социальной борьбы. Модернизм ( от фр. «новейший» , «современный» ) подразумевал новые явления в литературе и в искусстве по сравнению с искусством прошлого. Его цель : создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
25 Пролетарские поэты — своими произведениями привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения, — их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, способствовать идеологической подготовке к классовым боям.
Пролетарские поэты Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнув в борьбе, В царство свободы дорогу Грудью проложим себе! Л. Радин Мы кузнецы, и дух наш молод, Куем мы к счастию ключи!. . Вздымайся выше, тяжкий молот, В стальную грудь сильней стучи! Ф. Шкулев
27 Течения модернизма Символизм Акмеизм Футуризм
28 Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа.
29 В статье «Партийная организация и партийная литература» ( 1905 г. ) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму» : «литература не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела» . Литература должна была стать, по словам Ленина, придатком политики, орудием борьбы, «управляемым винтиком одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»
30 Ленин о свободе творчества О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания» .
31 В. Брюсов писал : « … поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, — вы враги прогресса. Вы наши враги» . Д. Философов увидел в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью» , «непоправимое умаление человеческой личности»
Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов 32 — все герои ищут духовную гармонию, но никак не могут ее найти, — жизнь по какому-либо идеологическому шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе ценностей, осмысливаются как пошлость, — отсутствие острых сюжетов, — героев на главных и второстепенных разделить можно весьма условно, — субъективная рефлексия ( самоанализ, размышления героев, осмысление ими своих поступков), — тонкая лирическая ирония.
33 Темы реалистической литературы Летопись народного разорения ( Короленко, Бунин, Лесков, Чехов) Политическая повесть ( Вересаев) Социалистический реализм ( Куприн, Мамин-Сибиряк, Серафимович) Изображение русского быта ( Бунин, Андреев, Куприн, Сологуб, Гиляровский) Отражение событий русской революции 1905 -07 года ( Ремизов, Зайцев) Реалистическая проза ( Шишков, Горький, Пришвин, Шмелев, Зайцев)