Искусство 1 пол 20 в.pptx
- Количество слайдов: 58
Российское искусство в первой половине XX века. 1. План: Особенности развития искусства. 2. Развитие литературы. 3. Изобразительное искусство и архитектура. 4. Музыка, театр и кино.
1. Особенности культурного развития Начало века – расцвет искусства – «серебряный век» Революции 1905 – 1907 ; 1917 гг. , гражданская война, ВОВ – воздействие на искусство Рост образованности общества, но снижение образовательного уровня Эмиграция представителей искусства - вынужденный характер , репрессии Партийногосударственный контроль - «культурная революция»
О росте образования и науки – строительство высших учебных заведений: 1931 г (педагогический), 1929 г. (тракторный ) СТАЛИНГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СТАЛИНГРАДСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ИНСТИТУТ
Развитие образования и сельскохозяйственный (1944) МЕДИЦИНСКИЙ науки – медицинский (1935), СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
2. Развитие литературы Направления Критический реализм (М. Горький, А. Куприн) Акмеизм ( А. Ахматова, Н. Гумилев) Символизм (А. Блок, А. Белый) Футуризм (В. Маяковский, В. Хлебников)
Представители критического реализма М. ГОРЬКИЙ А. КУПРИН
Представители акмеизма А. АХМАТОВА Н. ГУМИЛЕВ
Представители символизма А. БЛОК А. БЕЛЫЙ
Представители футуризма В. МАЯКОВСКИЙ В. ХЛЕБНИКОВ
Революция 1917 г. Гражданская война «Красные» – за большевиков, советскую власть С. Есенин, В. Маяковский «Белые» антибольшевистски е силы И. Бунин, А. Толстой
Сотрудничали с большевиками С. ЕСЕНИН В. МАЯКОВСКИЙ
Сочувствовали белому движению И. БУНИН А. ТОЛСТОЙ
Сложные отношения с советской властью – у М. Булгакова Художественные произведения «Собачье сердце» , «Мастер и Маргарита» имели ярко выраженную антисоветскую направленность
Советская классификация писателей и поэтов Литераторы Пролетарские Д. Бедный Крестьянские С. Есенин Попутчики И. Эренбург
Литераторы Д. БЕДНЫЙ - ПРОЛЕТАРСКИЙ С. ЕСЕНИН - КРЕСТЬЯНСКИЙ
Попутчики И. Эренбург
А. Платонов Большой общественный резонанс в 20 – 30 ые гг. вызвали произведения А. Платонова
О. Мандельштам В 30 -ые года подверглись репрессиям около 1000 литераторов. Среди них – О. Мандельштам
М. Шолохов Господствующее направление в советской литературе – социалистический реализм. Видный его представитель - Шолохов
А. Солженицын Считает, что М. Шолохов не является автором «Тихого Дона»
Шолоховские места – станица Вешенская ДОМ-МУЗЕЙ ШОЛОХОВА
Экскурсия по Вешенской НА БЕРЕГУ ДОНА. МЕЛИХОВ. АВТОПАРК ШОЛОХОВА
Экскурсия по шолоховским местам СТАНИЦА КАРГИНСКАЯ СТАНИЦА КРУЖИЛИНСКАЯ
В годы ВОВ – главными мотивами стали патриотизм, историческая память К. СИМОНОВ И. ЭРЕНБУРГ
3. Изобразительное искусство Направления Реализм: И. Репин, А и В. Васнецовы Модернизм: А. Бенуа, Б. Кустодиев Абстракциониз м: К. Малевич, В. Кандинский
Реализм И. РЕПИН А. ВАСНЕЦОВ
Репин «Бурлаки»
А. Васнецов «Три богатыря»
Модернизм А. БЕНУА Б. КУСТОДИЕВ
Бенуа «Карнавал на Фонтанке»
Кустодиев «Купание»
Абстракционизм К. МАЛЕВИЧ В. КАНДИНСКИЙ
Малевич «Черный квадрат»
Кандинский картина «Заостренная красная форма»
В годы гражданской войны – «плакатное» изобразительное искусство Д. БЕДНЫЙ В. МАЯКОВСКИЙ
«Плакатное» искусство
В годы ВОВ – патриотическая тематика – на первый план: плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»
В архитектуре – стремление к комплексной застройке города, использование новых материалов (бетон, стекло), возведение многоэтажных зданий ФОМИН И. А. ЩУСЕВ А. В.
Фомин Дом-дворец Половцева
Щусев Казанский вокзал
Щусев Мавзолей Ленина
В 1917 – 1920 -х гг. архитекторы были в основном заняты проектированием пропагандистских монументальных сооружений. Выдающейся работой – памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде (архитектор Руднев)
4. Музыка. В начале века успешно работали композиторы Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ С. В. РАХМАНИНОВ
В 1920 -1930 -ых гг. создают музыкальные произведения С. Прокофьев и Д. Шостакович
Исполнение симфонии Д. Шостаковича, 1942 год В годы ВОВ, в период блокады Ленинграда, популярностью пользовалась его «Седьмая симфония»
Песня А. В. Александрова и В. И. Лебедева. Кумача «Священная война» – гимн ВОВ
4. Театр. Огромное событие в истории русского театра – создание в 1898 г. К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Художественнообщедоступного театра (позднее – МХАТ)
Здание Художественно. Общедоступного театра
С. Дягилев – известный антрепренер Начало века – русский балет покорил Париж – «дягилевские сезоны»
Дягилевские сезоны в Париже
Ряд режиссеров (Н. Петров, Н. Охлопков) были увлечены в 1917 – 1920 -ых гг. постановкой праздничных театрализованных действий с участием тысяч людей Н. ПЕТРОВ Н. ОХЛОПКОВ
М. Чехов Некоторые актеры, например, М. Чехов вынуждены были покинуть Россию после прихода большевиков к власти
Уехали из Советской России певцы А. ВЕРТИНСКИЙ Ф. ШАЛЯПИН
Крупными событиями театральной жизни 1920 -30 -ых гг. стали рождение театра Е. Вахтангова, постановки В. Мейерхольда (расстрелян в 1940 г. )
Театр Вахтангова (зрительный зал)
Многие фильмы того времени – классикой советского кинематографа. Например, фильм «Чапаев» – режиссеры братья Васильевы.
Огромной популярностью в годы ВОВ – выступления таких артистов как Л. Утесов, К. Шульженко
Вывод Развитие искусства – противоречивый характер Положительные моменты: 1) Художественный плюрализм и взлет в начале двадцатого века – «серебряный век» ; 2) Видные представители реализма обогатили культуру Отрицательные моменты: 1) Вынужденная эмиграция (Бунин, Чехов, Шаляпин); 2) Репрессии (Гумилев); 3) Преследования (Есенин)