Скачать презентацию Российский новый университет ОРГАНИЗАЦИЯ КАК КУЛЬТУРА Орманова Жанар Скачать презентацию Российский новый университет ОРГАНИЗАЦИЯ КАК КУЛЬТУРА Орманова Жанар

Теория организации КУЛЬТУРА.ppt

  • Количество слайдов: 20

Российский новый университет ОРГАНИЗАЦИЯ КАК КУЛЬТУРА Орманова Жанар Борисовна доцент, к. э. н. email: Российский новый университет ОРГАНИЗАЦИЯ КАК КУЛЬТУРА Орманова Жанар Борисовна доцент, к. э. н. email: ckrmethod@gmail. com Москва, 2013 г.

Почему и зачем мы рассматриваем организацию как культуру? СОБЫТИЯ ЖИЗНИ субъекта ИНТЕРПРЕТИРУЮТСЯ из контекста Почему и зачем мы рассматриваем организацию как культуру? СОБЫТИЯ ЖИЗНИ субъекта ИНТЕРПРЕТИРУЮТСЯ из контекста ситуации отраженной в его памяти С формальной точки зрения контекст представляет собой СИСТЕМУ ОТСЧЕТА когда говорим об организации как о культуре мы говорим О СОЗДАНИИ РЕАЛЬНОСТИ эта созданная реальность позволяет нам ПОНИМАТЬ СОБЫТИЯ, действия, предметы, высказывания или ситуации достигнутое понимание помогает нам СПРАВИТЬСЯ с возникающими ТРУДНОСТЯМИ, НАЙТИ смысл и ЛОГИКУ своих действий Г. Морган

Gareth Morgan. Гэрет Морган — автор семи книг. Он консультирует и проводит семинары во Gareth Morgan. Гэрет Морган — автор семи книг. Он консультирует и проводит семинары во многих организациях в Европе и Северной Америке, а также является почетным профессором Йоркского университета в Торонто. Морган обладает учеными степенями Лондонской школы экономики и политологии, Техасского университета в Остине и университета Ланкастера. Избран пожизненным членом Международной академии менеджмента.

Какую реальность мы видим когда рассматриваем организацию как культуру? Во-первых, РЕАЛЬНОСТЬ как мир человеческих Какую реальность мы видим когда рассматриваем организацию как культуру? Во-первых, РЕАЛЬНОСТЬ как мир человеческих ДОСТИЖЕНИЙ Во-вторых, РЕАЛЬНОСТЬ как СОСТОЯНИЕ жизни общества Достижения и состояние мы описываем как СМЫСЛ деятельности, понимание, УБЕЖДЕНИЯ и общие ценности Организация - это культурный феномен Фундаментальная природа организации определяется культурой в той же мере, в какой и более формальный устав организации и кодекс поведения ее членов

Какие явления лежат в основе систем координат (норм существования), дающим возможность создания организации? Закон Какие явления лежат в основе систем координат (норм существования), дающим возможность создания организации? Закон всеобщей реальности Культура имеет голографическую природу – свойства целого должны содержаться во всех ее частях. В противном случае они не смогут выражать характер целого. Формирование группы или процесс становления лидера зиждется на способности создавать ЧУВСТВО РЕАЛЬНОСТИ, РАЗДЕЛЯЕМОЕ ВСЕМИ. Общие ценности представляют собой альтернативу контролю с помощью внешних процедур и правил.

Какой инструмент мы пользуем для строительства реальности? n n n УСТАНОВКА– процесс, посредством которого Какой инструмент мы пользуем для строительства реальности? n n n УСТАНОВКА– процесс, посредством которого мы формируем и выстраиваем свою реальность Мы неосознанно играем упреждающую роль в формировании своего мира Реальность претворяется в жизнь с помощью различных СХЕМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ действительности ОБУСТРОЙСТВО своей повседневной реальности К. Вайк

Каково происхождение системы координат (норм существования), в соответствии с которой создается культура организации? n Каково происхождение системы координат (норм существования), в соответствии с которой создается культура организации? n n n ПОВСЕДНЕВНОСТЬ Социальная основа культуры – это повседневная практика организации – как будет работать организация когда за ней НИКТО НЕ НАБЛЮДАЕТ Повседневный язык, символы, ритуалы, менталитет – военные сохраняют агрессию организации Корпоративная культура – это не только изобретение новых лозунгов или приглашение нового лидера, это образ жизни. Язык и кодекс поведения Организации – это то о чем ДУМАЮТ и что ГОВОРЯТ ее члены

Почему повседневность порождает систему координат? Культура организации – это установка правил существования или следование Почему повседневность порождает систему координат? Культура организации – это установка правил существования или следование этим правилам? Даже самые рутинные и воспринимаемые как сами собой разумеющиеся аспекты социальной реальности – на самом деле профессиональные достижения. Привычные навыки. Характер культуры заложен в социальных нормах и обычаях, и, если подчиняться этим нормам, можно успешно выстраивать подобающую социальную реальность. Однако культура – это нечто большее, чем просто следование правилам. Поэтому и существуют переговоры и дипломатия – создание новых прецедентов норм и правил. Смысл в том, что нормы, действующие в разных ситуациях, должны привлекаться и определяться в свете нашего понимания контекста. Внутренне мы принимаем множество решений и делаем много выводов, прежде, чем применить правило. Многие из этих решений и суждений неосознанны и являются результатом предыдущего общения и знаний, поэтому действие кажется спонтанным. И в большинстве случаев осмысление или оправдание действия произойдет, если только появятся сомнения Г. Гарфинкель.

Как системы координат (правила существования) культуры организации, передаются другим и сохраняются? n n n Как системы координат (правила существования) культуры организации, передаются другим и сохраняются? n n n Надо раскрыть будничные аспекты конструирования реальности: смысл, одинаково понимаемый всеми людьми Надо учесть ИНТЕРПРЕТИРУЩУЮ функцию структуры, правил, политики, цели, миссии, должностных инструкций, стандартных организационных процедур. Они действуют как первоочередные ориентиры для осмысления людьми КОНТЕКСТОВ, в которых они работают. Финансовые интересы – работа системы финансовой информации – создают центры прибыли.

Какое явление лежит в основе возможности (механизма) сохранения и передачи норм существования культуры организации? Какое явление лежит в основе возможности (механизма) сохранения и передачи норм существования культуры организации? n n РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК МИФ В формальных организациях – рациональность, количественный анализ – это магия и обожествление в племенных сообществах – система верований. Система верований укрепляется способностью демонстрировать рациональность и объективность на деле. Антропологи обращаются к рациональности как к мифу современного общества, поскольку, подобно мифу, она предоставляет нам всеобъемлющую систему координат, или систему верований, посредством которой можно классифицировать повседневный опыт и сделать его доступным для понимания. Миф о рациональности способствует тому, что мы считаем определенные механизмы действий правомерными, надежными и нормальными. Он помогает избегать споров, которые возникли бы, если бы мы признали, что в основе ценностей и ситуаций, с которыми нам приходится иметь дело, заложены неопределенность и неоднозначность

Почему 70% организаций терпят фиаско пытаясь построить заданную или изменить существующую культуру? Потому что, Почему 70% организаций терпят фиаско пытаясь построить заданную или изменить существующую культуру? Потому что, не учитывают или не понимают, поэтому не учитывают, понимают, но не учитывают (времени не хватает, финансовых ресурсов, рациональности, нет привычки, установки), понимают и учитывают, но не так … понимают и учитывают, но… просто не везет (потому, что не глубоко копают) и события меняются быстрее…просто не успевают ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ существования внутри ОДНОЙ организации: отношений между культурами разных организаций отношений между субкультурами

Какой способ лежит в основе техник понимания отношений? Простейший способ понять природу организационной культуры Какой способ лежит в основе техник понимания отношений? Простейший способ понять природу организационной культуры (т. е. социального взаимодействия миниобщества) – НАБЛЮДАТЬ за ежедневной деятельностью группы или организации, к которой Вы принадлежите, так как если бы Вы были ПОСТОРОННИМ Понять: n Как взаимодействуют отдельные люди n Каким пользуются языком n Каковы повседневные ритуала

Фрагментация организации Фрагментация порождает множественные реальности и различия между публичным и частным «лицами» компании. Фрагментация организации Фрагментация порождает множественные реальности и различия между публичным и частным «лицами» компании. n n n Например, после смены руководителя пришли новые профессионалы публичное – вежливые, но безучастный обмен репликами, редкие споры и мало интереса к том, о чем говорится, частное – недовольство другом и организацией в целом Причина – развитие двух субкультур «свои» (первоначальный состав) и «чужие» (новые профессионалы, представители другой культуры) Были задействованы: политика подавления и переступания через различия субкультур (вместо обсуждения и разрешения противоречий) Введение новых ритуалов (имитация индейского племени) Спокойное и вежливое совместное обсуждение Введение лозунгов командной работы «мы становимся друзьями» , «крутим колесо вместе» Результат: поверхностное ощущение гармонии и неспособность организации справляться с реальными проблемами, поскольку идентификация проблем часто вызывала разногласия, которые организация не хотела улаживать, сотрудники обсуждали эти вопросы только в частном порядке Сформировалась традиция «давайте спрячем наши разногласия и сохраним мир» . «представители другой культуры вынуждены были уйти» Исторический конфликт между своими и чужими сформировал настоящее – раскол

Культурная сила: гендерные различия «Мужские» ценности и взгляды на жизнь. Упор на логические, линейные Культурная сила: гендерные различия «Мужские» ценности и взгляды на жизнь. Упор на логические, линейные схемы мышления и действия и стремление к результатам за счет построения сети и общины. «Женские» ценности поощрение интуиции и органичность. Новые плоские, сетевые формы организации, возникающие для того, чтобы бороться с нестабильностью современной внешней среды, нуждаются в управленческих качествах, имеющих. Иерархия уступает место «сетям включения» . Организации подобны мозгу

Каковы причины субкультурных войн ? n n n Поле субкультурной войны – взаимодействие группы Каковы причины субкультурных войн ? n n n Поле субкультурной войны – взаимодействие группы с высоким статусом с группой с низким статусом, ситуации взаимной зависимости групп разного рода занятий В любой организации могут присутствовать разные, противоречащие другу системы ценностей, создающие мозаику организационной реальности, а не единую корпоративную культуру Статус и социальные различия порождают – субкультурные войны У членов организации разная степень лояльности к организации – не все одинаково ей преданы – стремятся обрести дополнительный смысл в жизни или установить нормы и ценности, согласно которым на первом месте оказываются личные, а не организационные цели Преследование своих целей приводит к образованию коалиций, поддерживаемых определенным набором ценностей. Коалиции развиваются иногда в контркультуры, противостоящие ценностям организации

Когда в организации появляется идеология? n n n Контркультура - формальное разделение мнений внутри Когда в организации появляется идеология? n n n Контркультура - формальное разделение мнений внутри руководящей группы, иногда всей организации Это приводит к борьбе за власть – право формировать корпоративную культуру Такая борьба как и в политике связана с идеологией

n n Отношения между организацией и внешней средой выстраиваются социально. Организации выбирают и структурируют n n Отношения между организацией и внешней средой выстраиваются социально. Организации выбирают и структурируют свою среду посредством массы поясняющих решений, являющихся продолжением корпоративной культуры Грегори Бейтсон – наше понимание природы всегда окультурено. Наше окружение продолжение нас самих Выбор языка описания рынка и отношений с другими рынками и сегментами, технологий, типичных опасностей и возможностей Традиционно процесс изменений осмысляется применительно к технологиям, структурам, способностям и мотивации сотрудников. Изменение образов и ценностей

Корпоративная культура зиждиться на определенных способностях и НЕСПОСОБНОСТЯХ, заложенных в установках и подходах членов Корпоративная культура зиждиться на определенных способностях и НЕСПОСОБНОСТЯХ, заложенных в установках и подходах членов организации

n n Внимание привлекают странные вещи, а не фундаментальные аспекты культуры. шумиха, украшающая внешнюю n n Внимание привлекают странные вещи, а не фундаментальные аспекты культуры. шумиха, украшающая внешнюю сторону жизни организации. Этот видимый аспект поддерживается более глубокими и фундаментальными структурами «Постановка пьесы» - добровольный процесс, испытывающий прямое влияние участвующих в нем актеров Необходимо учитывать, что мы все конструируем ставим свою реальность, НО не обязательно в обстоятельствах, выбранных нами. В основе постановки лежит важный аспект силы. Когда она принимается в расчет метафора культуры трансформируется в метафору политики

СПАСИБО ЗА ВНИМНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМНИЕ