РН Зап Сла.pptx
- Количество слайдов: 9
РОССИЙСКИЕ ЛИБЕРАЛЫ 40 -Х ГГ. XIX : ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛ by Nail Rizvanov
Славянофилы литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов
Киреевский И. В. (1806 -1856) • русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства • «Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений»
Н. Я. Данилевский (1822‑ 1885) Теория культурно-исторических типов • Степени (уровни) развития и типы развития • Многообразие культур • Десять культурно-исторических типов • Положительные и отрицательные деятели • Пять законов культурно-исторического движения • «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации Противостояние России и Европы • Закат европейской цивилизации • Иррациональная ненависть Запада к России • Преимущества славяно-русской цивилизации
Западники сложившееся в 1830— 1850 -х годах направление общественной и философской мысли. Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.
Представители • В. Г. Белинский (1811‑ 1848) • А. И. Герцен (1812‑ 1870) • Т. Н. Грановский (1813 -1855) • Н. В. Станкевич (1813 -1840) • М. А. Бакунин (1814 -1876) • К. Д. Кавелин (1818 -1885)
Различия и сходства взглядов • Различия • Сходства • Взгляды на историческое развитие России • Необходимость изменений • Отмена крепостного права • Надежда на мирный характер преобразований • Вера в возможность процветания России • На государственный строй
Критерий Славянофилы Западники Представители А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю. Ф. Самарин П. Я. Чаадаев, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, К. Д Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин Отношение к самодержавию Монархия+совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел ее на международный уровень По какому пути должна идти Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений
Спасибо за внимание!
РН Зап Сла.pptx