Скачать презентацию Романское искусство в Западной Европе Романский стиль от Скачать презентацию Романское искусство в Западной Европе Романский стиль от

Романское ис-во.ppt

  • Количество слайдов: 147

Романское искусство в Западной Европе. Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный Романское искусство в Западной Европе. Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). В XI—XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре и вообще в духовной жизни Европы. Это время, когда впервые были записаны эпическая поэма «Песнь о Роланде» , лирические песни провансальских труверов, первые фаблио, исторические хроники. В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и монументальная живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огромны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это трех или пятинефные храмы, с трансептом, иногда тоже в три нефа и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии

Франция. Церковь Сен Мартен в Туре. Франция. Церковь Сен Мартен в Туре.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Первая половина 12 в. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Первая половина 12 в.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Первая половина 12 в. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Первая половина 12 в.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Первая половина 12 в. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Первая половина 12 в.

Церковь Сен – Лазар. 1112 -1132 гг. Внутренний вид. Церковь Сен – Лазар. 1112 -1132 гг. Внутренний вид.

Собор Сен-Пьер в Ангулеме. 1128 г. Собор Сен-Пьер в Ангулеме. 1128 г.

Собор Сен-Пьер в Ангулеме. 1128 г. Собор Сен-Пьер в Ангулеме. 1128 г.

Церковь св. Кириака Церковь св. Кириака

Бенедиктинское Аббатство Мария-Лаах 1093 -1230 гг. Бенедиктинское Аббатство Мария-Лаах 1093 -1230 гг.

Германия. Аббатство Мария- Лаах, 1093 -1230 гг. Германия Германия. Аббатство Мария- Лаах, 1093 -1230 гг. Германия

Вормсский собор (полное название: «Собор святого Петра» ) 1181 -1234 гг. – собор германского Вормсский собор (полное название: «Собор святого Петра» ) 1181 -1234 гг. – собор германского города Вормса в романском стиле. Наименьший из трёх рейнских кайзерских соборов – вормсского, шпейерского и майнцского.

Шпейерский собор — большой имперский собор в городе Шпайер в Германии. Самая крупная по Шпейерский собор — большой имперский собор в городе Шпайер в Германии. Самая крупная по размерам сохранившаяся церковь в романском стиле

Шпейерский собор. Западный портал Шпейерский собор. Западный портал

Собор в Майнце. Панорама Майнца, вид с городской цитадели Собор в Майнце. Панорама Майнца, вид с городской цитадели

Собор в Майнце. Собор в Майнце.

Церковь Апостолов в Кёльне. 12. Церковь Апостолов в Кёльне. 12.

Бамбергский собор Бамбергский собор

Италия (Сицилия) Собор Святого Марка (итл. «базилика Сан-Марко» ) — кафедральный собор Венеции (до Италия (Сицилия) Собор Святого Марка (итл. «базилика Сан-Марко» ) — кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе.

Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.

 «Явление Христа Судии» «Явление Христа Судии»

Флоренция. Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии — кафедральный собор Пизы, часть Флоренция. Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии.

Испания. Алькасар в Сеговии — дворец и крепость испанских королей в исторической части города Испания. Алькасар в Сеговии — дворец и крепость испанских королей в исторической части города Сеговия. Расположен на скале, находящейся на месте слияния рек Эресма и Кламорес. Это положение на скале делает его одним из самых красивых и узнаваемых дворцов Испании. Алькасар изначально строился как крепость, но успел побывать королевским дворцом, государственной тюрьмой, королевской артиллерийской академией.

Троны Католических королей в Тронном зале Алькасара Троны Католических королей в Тронном зале Алькасара

Потолок зала Галеры в Алькасаре Сеговии Потолок зала Галеры в Алькасаре Сеговии

Англия. Та уэр ( «башня» ), Лондонский Тауэр — крепость, возведённая на северном берегу Англия. Та уэр ( «башня» ), Лондонский Тауэр — крепость, возведённая на северном берегу реки Темза, исторический центр города Лондон. Одно из старейших исторических сооружений Великобритании, долгое время служившее резиденцией английских монархов.

Основание крепости Тауэр приписывается Вильгельму I. После нормандского завоевания Англии, Вильгельм I принялся возводить Основание крепости Тауэр приписывается Вильгельму I. После нормандского завоевания Англии, Вильгельм I принялся возводить оборонительные замки для устрашения покорённых англосаксов. Одним из самых больших стал Тауэр. Деревянный форт заменили громадной каменной постройкой — Великим Тауэром, представляющим собой четырехугольное сооружение, размерами 32 х 36 метров, высотой около 30 метров. Когда позднее новый король Англии приказал побелить здание, оно получило название — Белый Тауэр, или Белая Башня. Впоследствии, при императоре Ричарде Львиное сердце были возведены еще несколько башен различной высоты и два ряда мощных крепостных стен. Вокруг крепости был вырыт глубокий ров, делающий её одной из самых неприступных крепостей в Европе.

Ворота. Ворота.

Первого узника заточили в Тауэр в 1190 году. В то время Тауэр тюрьма предназначалась Первого узника заточили в Тауэр в 1190 году. В то время Тауэр тюрьма предназначалась для людей благородного происхождения и высокого звания. Среди наиболее почетных и высокопоставленных узников Тауэра были короли Шотландии и Франции и члены их семей (Яков I Шотландский, пленники Столетней войны Иоанн II (король Франции) и Карл Орлеанский), а также представители аристократии и священники, впавшие в опалу по обвинению в измене. Стены Тауэра также помнят немало казней и убийств: В Тауэре были убиты Генрих VI, а также тауэрские принцы, 12 летний Эдуард V и его младший брат Ричард.

Собор в Дирхеме. 11 -12 вв. Собор в Дирхеме. 11 -12 вв.

Собор в Дирхеме. 11 -12 вв. Собор в Дирхеме. 11 -12 вв.

Флоренция - церковь Санта-Мария Новелла. Общий вид. Флоренция - церковь Санта-Мария Новелла. Общий вид.

Флоренция - церковь Санта-Мария Новелла Флоренция - церковь Санта-Мария Новелла

На торцевой стене изображена сцена «Распятия» . Фрески выполнены Андреа ди Буонаюто. На торцевой стене изображена сцена «Распятия» . Фрески выполнены Андреа ди Буонаюто.

 «Борьба и победа церкви при поддержке «Борьба и победа церкви при поддержке "псов Божьих"» (так переводится с латыни название ордена доминиканцев)

Замки 11 -12 вв. В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно Замки 11 -12 вв. В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом — камнем. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в. ). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок являет собой как бы символ власти феодала над окрестными землями. Основное жилище сеньора — главная башня донжон: нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входила капелла; масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе. Замок Сюлли, строители неизвестны X-XIвв. , Франция

Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XI вв. , север Франции Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XI вв. , север Франции

Замок Хёрбург, строители неизвестны. Ок. 1090, Германия, Баден-Вюртемберг Замок Хёрбург, строители неизвестны. Ок. 1090, Германия, Баден-Вюртемберг

Замок Брук, строители неизвестны1250 -1277, Австрия Замок Брук, строители неизвестны1250 -1277, Австрия

Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XII вв. , Англия Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XII вв. , Англия

Замок Дадли, строители неизвестны 10 11 вв. , Англия Замок Дадли, строители неизвестны 10 11 вв. , Англия

Живопись и скульптура романского периода. XI—XIII века—время расцвета монументального искусства, как живописи, так и Живопись и скульптура романского периода. XI—XIII века—время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно капители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ животных или фигурок людей. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Споры в области теологии в XI—XII вв. (номиналистов и реалистов, например), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (альбигойская ересь, против которой Папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход, и т. д. ), — все это привело к тому, что, как требовала церковь, искусство стремились сделать не только «евангелием для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда новые сюжеты: обязательный «Страшный суд» , апокалиптические видения, история страданий и смерти Христа ( «Страсти Христовы» ), жития святых — мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла — аспиды и василиски, например). Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства: утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы — удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.

Фрески из церквей: Св. Климента в Тауле Св. Эулалии в Эстацион Эль Бургаль Санта Фрески из церквей: Св. Климента в Тауле Св. Эулалии в Эстацион Эль Бургаль Санта Мария в Анью Сант Пер в Ургенте Сан Куирз ин Педрет

Если в раннем Романский стиль господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале Если в раннем Романский стиль господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв. , когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Романский стиль плоский рельеф сменяется все более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в нее или как бы вырастающим из ее массива. Церковь Сен-Пьер в Муссаки. 12 в. Франция.

 Концентрическая цельность пластического восприятия ваятелей Муассака предельно обнажила основные свойства романской скульптуры, антитезу Концентрическая цельность пластического восприятия ваятелей Муассака предельно обнажила основные свойства романской скульптуры, антитезу духа и плоти, внешней изменчивости и незыблемой сущности. Острота этих противоположностей в их пластическом преломлении наиболее ярко выступила в фигуре св. Петра на левом выступе портала. Динамика чувств и движений спорит с инертной материей камня. Мастер геометризирует объемы; складки одежд возникают как плоские орнаментальные линии на гладкой поверхности.

Важный шаг на пути объединения скульптуры и архитектуры в единое целое был сделан мастерами Важный шаг на пути объединения скульптуры и архитектуры в единое целое был сделан мастерами южного портала церкви Сен-Пьер в Муассаке (ок. 1120). Здесь столкнулись и начали взаимодействовать два магистральных принципа средневекового искусства: восходящий к античности изобразительный, пластический, и варварский, фольклорный — плоскостной и орнаментальный Тимпан западного портала собора содержит рельеф со сценой Страшного суда, исполненный мастером Жильбером. Первая половина XII в. Западный портал

Изображенная над входом апокалипсическая сцена как бы рождается на глазах у зрителя из беспокойного Изображенная над входом апокалипсическая сцена как бы рождается на глазах у зрителя из беспокойного хаоса форм и линий. Взгляд лишь постепенно охватывает сфокусированную полукруглым обрамлением центральную группу — огромного неподвижного Христа в окружении апокалипсических символов и серафимов. Двадцать четыре старца, располагающиеся в три яруса подле Христа, вскинув головы, взирают на второе пришествие. Их жесты и позы выражают различную степень экстатического потрясения. Старцы и Христос в Муассаке не действуют, но пребывают. Рельеф предстает как огромное окаменевшее видение, в котором остановилось время

Собор в Отёне. Тимпан портала. Около 1125 — около 1145 Собор в Отёне. Тимпан портала. Около 1125 — около 1145

Собор в Отёне. Тимпан портала. Около 1125 — около 1145. Фрагмент Тимпан западного портала Собор в Отёне. Тимпан портала. Около 1125 — около 1145. Фрагмент Тимпан западного портала собора содержит композицию «Страшный суд» . Фрагмент представляет сцену взвешивания душ: ангел и черт держат весы, и каждый старается перетянуть чашу на свою сторону.

Внутренних помещениях храма на капителях колонн находятся многочисленные рельефы на библейские и евангельские сюжеты, Внутренних помещениях храма на капителях колонн находятся многочисленные рельефы на библейские и евангельские сюжеты, изображения мученичества святых, аллегорические фигуры и иллюстрации к назидательным басням Эзопа. В подходе к интерпретации священного писания на рельефах капителей ощутим дух народного восприятия религиозных сюжетов. Сознание средневековья не считало евангельский миф исключительно событием прошлого. Литургия, как верили, чудесным образом превращала молящихся в соучастников священных событий. В силу этого изображение на стенах храма совмещало прошлое и настоящее. Тем самым открывалась возможность «осовременить» легенду, сблизить библейских героев со своими современниками, увидеть современность сквозь призму священного мифа и наоборот. В рельефе «Бегство в Египет» Жильбер не отступил от традиционной иконографии, но придал всей сцене жизненное и трогательное звучание, которое невольно заставляет думать о дорогах Европы XII в. , по которым двигались паломники или спасались от бед и несчастий лишенные крова люди. . . Собор в Отёне. Первая половина XII в. Капители колонн Сюжеты капителей, сверху вниз: 1. Поклонение волхвов. 2. Бегство в Египет. 3. Искушение Христа.

 Бегство в Египет. Искушение Христа. Бегство в Египет. Искушение Христа.

Главный тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле приобрел современный вид, скорее всего в 20 — Главный тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле приобрел современный вид, скорее всего в 20 — 40 -е гг. XII в. , когда после пожара была предпринята перестройка здания. В преддверии нового крестового похода первоначальная программа портала была изменена и получила ярко выраженную церковно политическую окраску. Тимпан содержит композицию «Сошествие святого духа» . В центре композиции находится Христос, простирающий руки над апостолами. По краям во множестве изображены люди из «дальних» стран, а также существа полуфантастические: пигмеи, люди с огромными, как у слона, ушами, чудовища с собачьими головами. Тимпан подчеркивал миссионерскую деятельность учеников Христа, распространение христианства среди разных, даже фантастических народов.

Знаменитый портал церкви Сен. Трофим со скульптурой — выдающийся памятник искусства романского периода. В Знаменитый портал церкви Сен. Трофим со скульптурой — выдающийся памятник искусства романского периода. В тимпане портала изображен сидящий на троне Христос в окружении символов евангелистов. Христос держит в руках евангелие от Иоанна, тем самым скульптор, по видимому, хотел подчеркнуть, что Иоанн был любимым учеником Иисуса. Церковь Сен-Трофим в Арле. Тимпан портала. 1180— 1200. Фрагмент Франция

Скульптурная школа Прованса позже других выступила на историческую арену и создала свои главные произведения Скульптурная школа Прованса позже других выступила на историческую арену и создала свои главные произведения в последней трети XII в. Античные памятники в долине Роны воспитали глаз провансальских мастеров, а карьеры Прованса снабдили их хорошим мрамором. Порталы, похожие на римские триумфальные арки, меандр, листья аканта, розетты, коринфские капители и каннелированные колонны составили арсенал скульптурной и архитектурной декорации порталов провансальских церквей, в частности церкви Сен Трофим в Арле. Знание древнего искусства позволило скульпторам создать полные достоинства фигуры святых. Рельеф провансальской скульптуры высок, пропорции близки реальным, под тяжелыми складками одежды проступает тело. Античные мотивы, однако, подвергнуты романской стилизации, в скульптуре ощутима тяжелая масса камня. Церковь Сен-Трофим в Арле. Портал. 1180— 1200 Франция

Церковь Сен-Трофим в Арле. 12 в. Портал. Церковь Сен-Трофим в Арле. 12 в. Портал.

Церковь Сен-Трофим в Арле. 1180— 1200. Фрагмент. Франция Церковь Сен-Трофим в Арле. 1180— 1200. Фрагмент. Франция

Бронзовые двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме стоят на пороге немецкой романики. Их создание связано Бронзовые двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме стоят на пороге немецкой романики. Их создание связано с епископом Бернвардом, яркой личностью оттоновской эпохи. Как полагают, над дверями, трудились два скульптора. В соответствии со средневековой типологией, отыскивавшей параллели в текстах Ветхого и Нового заветов, на хильдесхаймских дверях представлены их основные эпизоды. И с этой точки зрения двери — наглядный образец средневековой «библии для не умеющих читать» . Грехопадение, братоубийство и искупительная миссия Христа изображены с наглядной назидательностью. В сценах из Ветхого завета господствует динамика; события евангельского цикла трактованы величаво и торжественно. Взаимоотношения персонажей определяются их поступками, противоборством человеческой и божественной воли. Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногами, наполовину утопленные в нейтральном фоне с элементами весьма условно переданного пейзажа, человеческие фигурки хильдесхаймских дверей необычайно подвижны и деятельны. Бог грозно уличает прародителей, они в страхе и стыде дрожат перед ним и пытаются отвести от себя обвинение; Ева ропщет, покидая Эдем; Каин с ужасом внемлет Божьему гласу. Бронзовые двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. 1015 Церковь Санкт Михаэль в Хильдесхайме, Германия

Бог уличает Адама и Еву. Рельеф бронзовых дверей церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. 1015 Церковь Бог уличает Адама и Еву. Рельеф бронзовых дверей церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. 1015 Церковь Санкт Михаэль в Хильдесхайме, Германия В сценах из Ветхого завета господствует динамика. Взаимоотношения персонажей определяются их поступками, противоборством человеческой и божественной воли. Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногами, наполовину утопленные в нейтральном фоне с элементами весьма условно переданного пейзажа, человеческие фигурки хильдесхаймских дверей необычайно подвижны и деятельны. Бог грозно уличает прародителей, они в страхе и стыде дрожат перед ним и пытаются отвести от себя обвинение.

Церковь Санкт-Мария-им-Капитоль в Кельне. Рельеф дверей. До 1065. Кельн, Германия Во второй половине XI Церковь Санкт-Мария-им-Капитоль в Кельне. Рельеф дверей. До 1065. Кельн, Германия Во второй половине XI в. в развитии немецкой пластики наступил перелом. Экспрессию и жизненную наблюдательность предшествующего времени сменили сдержанная строгость и представительность: моделировка формы стала более обобщенной, общая композиция склонялась к симметрии. Один из выдающихся памятников нового направления в немецкой пластике — деревянные рельефы дверей в церкви Санкт Мария им Капитоль в Кельне.

Во второй половине XI в. в развитии немецкой пластики наступил перелом. Экспрессию и жизненную Во второй половине XI в. в развитии немецкой пластики наступил перелом. Экспрессию и жизненную наблюдательность предшествующего времени сменили сдержанная строгость и представительность: моделировка формы стала более обобщенной, общая композиция склонялась к симметрии. Один из выдающихся памятников нового направления в немецкой пластике — мадонна епископа Имада. Образ падерборнской Мадонны поражает возвышенной значительностью, строгой представительностью неподвижной фигуры. Мадонна епископа Имада. Между 1051 и 1076. Падерборн

Раскрашенное деревянное «Распятие» было создано по заказу кельнского архиепископа Геро. Благочестивый архиепископ хранил в Раскрашенное деревянное «Распятие» было создано по заказу кельнского архиепископа Геро. Благочестивый архиепископ хранил в нем освященную облатку — скульптурное изображение еще играло роль реликвария. В работе кельнского мастера много неустоявшегося, а потому, может быть, и волнующе живого. Драма умирающего человека мыслится как финал предсмертной агонии. В правдивости передачи смерти кельнское «Распятие» имеет мало себе равных. Распятие архиепископа Геро из собора в Кельне. Около 975 Собор в Кельне, Германия

Во второй половине XII в. пути развития немецкой скульптуры становятся более сложными. С одной Во второй половине XII в. пути развития немецкой скульптуры становятся более сложными. С одной стороны, выявилось стремление к острой характеристике образа, к экспрессии, конфликтности ситуации. Наиболее ярко обозначилось это направление в последние десятилетия XII в. и на пороге готики создало такой исключительный по силе и выразительности памятник как фигуры спорящих апостолов и пророков на ограде Георгиевского хора собора в Бамберге (ок. 1230). . Пророки и апостолы. Скульптура ограды Георгиевского хора собора в Бамберге. Около 1230 Собор в Бамберге, Германия

 Книжная миниатюра. Своеобразной отраслью живописи была книжная миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. Крещение. Книжная миниатюра. Своеобразной отраслью живописи была книжная миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. Крещение. Миниатюра.

Ноев ковчег. Миниатюра. Ноев ковчег. Миниатюра.

Четыре всадника. Миниатюра. Четыре всадника. Миниатюра.

Христос и Магдалина. . Миниатюра. Христос и Магдалина. . Миниатюра.

Витраж. Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. Появление новых культурных и теологических Витраж. Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. Появление новых культурных и теологических обстоятельств повлекли за собой расцвет архитектуры. Коренные изменения традиционного облика священных храмов позволило стать витражному стеклу выдающимся изобразительным средством. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. Этому способствовало появление способа изготовления тонкого листового стекла, использование свинцового профиля, а также разделение на производителей стекла и мастеров витражистов.

Готическое искусство Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной Готическое искусство Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики» . В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).

аркбутан пинакль аркбутан пинакль

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога» . В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент Шапель в Париже.

Шартрский собор (12 -14 вв. ) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр Шартрский собор (12 -14 вв. ) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры

Собор в Шартре Собор в Шартре

Окно-роза северного трансепта собора в Шартре. Окно-роза северного трансепта собора в Шартре.

Астрономические часы Астрономические часы

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) 1163 г. -14 в. — географическое и духовное «сердце» Парижа, Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) 1163 г. -14 в. — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло римского храма Юпитера. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) 1163 г. -14 в. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) 1163 г. -14 в.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) 1163 г. -14 в. Внутренний вид. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) 1163 г. -14 в. Внутренний вид.

Амьенский собор (1220 -1236 гг. )— самый большой из французских соборов по своему объему Амьенский собор (1220 -1236 гг. )— самый большой из французских соборов по своему объему (200 000 м³). Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами архитектурных сооружений в стиле классической готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42, 30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа

Собор в Реймсе. 1211 — 1481. Западный фасад Реймс, Франция Шедевром зрелой готики и Собор в Реймсе. 1211 — 1481. Западный фасад Реймс, Франция Шедевром зрелой готики и «академией искусств»

Руанский собор (Собор Руанской Богоматери) — готический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руанский собор (Собор Руанской Богоматери) — готический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции. С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Святая капелла (Сент Шапель) — часовня реликварий. Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Святая капелла (Сент Шапель) — часовня реликварий. Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Исполнена в готическом стиле. Имеет небольшие размеры: длина 35 м, ширина 11 м. Считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. Третий по посещаемости монумент Парижа.

Монастырь Мон-Сен-Мишель (гора Михаил Архангела) — небольшой скалистый остров, превращённый в остров крепость, на Монастырь Мон-Сен-Мишель (гора Михаил Архангела) — небольшой скалистый остров, превращённый в остров крепость, на северо западном побережье Франции.

Кёльнский собор — готический собор в Кёльне (Германия). Строительство: 1248— 1437 гг. , 1842— Кёльнский собор — готический собор в Кёльне (Германия). Строительство: 1248— 1437 гг. , 1842— 1880 гг. С высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.

Кёльнский собор Кёльнский собор

Кентерберийский собор (Англия) — готический собор в Кентербери. Официальное название — Собор и Митрополитская Кентерберийский собор (Англия) — готический собор в Кентербери. Официальное название — Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери Это главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского.

Собор в Линкольне. 1192— 1380 Линкольн, Великобритания Готический собор в Линкольне был перестроен из Собор в Линкольне. 1192— 1380 Линкольн, Великобритания Готический собор в Линкольне был перестроен из романского здания. Сохранились романские западные порталы (с 1075). Собор является одним из наиболее протяженных в Англии (157 м) и имеет три монументальные башни. Перестройка собора в Линкольне привнесла в английскую готику ряд новых архитектурных приемов. Своды среднего нефа с тьерсеронами заложили основу для развития сложной системы нервюрных сводов в английских храмах. Западный фасад отличает своеобразная оптическая двухслойность, благодаря которой было достигнуто постепенное нарастание ритмов к мощной башне над средокрестием. Прославленный «Ангельский хор» в Линкольне (1256— 80) служит прекрасным образцом зрелой английской готики с ее сложным архитектурным декором.

Собор в Линкольне. 1192— 1380. Интерьер Собор в Линкольне. 1192— 1380. Интерьер

Центральный неф собора Центральный неф собора

Собор в Лимбурге. 13 в. Собор в Лимбурге. 13 в.

Собор Святого Давида (Англия. ) — средневековый храм в городе Сент Дейвидс, Уэльс, в Собор Святого Давида (Англия. ) — средневековый храм в городе Сент Дейвидс, Уэльс, в настоящее время выполняющий функции кафедрального собора епархии Сент Дейвидс Церкви в Уэльсе. Строительство современного здания собора было начато в 1181 году. Собор посвящен национальному покровителю Уэльса — Святому Давиду.

Солсберийский собор (Англия) — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи Солсберийский собор (Англия) — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века. 123 метровый шпиль собора в Солсбери — самый высокий в Англии, а клуатр — самый протяжённый. Соборные часы, созданные в 1386 году, считаются старейшим работающим часовым механизмом в мире. В храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров «Великой хартии вольностей» .

Солсберийский собор. Солсберийский собор.

Кафедральный собор в городе Бургос (Испания) — собор Богоматери в городе Бургос, провинция Бургос, Кафедральный собор в городе Бургос (Испания) — собор Богоматери в городе Бургос, провинция Бургос, Испания. Был заложен в 1221 году как главный храм королевства Кастилия. Строительство завершилось в XV XVI веках с добавлением шпилей фасада и капеллы. Собор является наиболее ярким памятником испанской готики. Его гигантская аркада стала атрибутом храмов испаноязычного мира (особенно в Южной Америке). Строительство собора началось 20 июля 1221 года указом короля Кастилии Фердинанда III на месте бывшей романского собора. Алтарь был освящён в 1260 году, после чего на протяжении 200 лет строительные работы не проводились. Завершение собора относят к 1567 году, когда был закончен шпиль над основным перекрытием. Главный фасад собора, большая часть которого построена в XIII веке, ориентирован на запад и посвящён Богоматери. Самый древний фасад — южный (1230 е годы), в скульптурной форме на нём изображён Христос в окруже нии апостолов и ангелов. Восточ ные псиды были построены во времена а ренессанса (в XV—XVI веках).

Собор в Толедо. Собор в Толедо.

Интерьер собора. Интерьер собора.

Церковь Богоматери в Брюгге ( Нотр-Дам в Брюгге. Нидерланды) — готическая церковь в бельгийском Церковь Богоматери в Брюгге ( Нотр-Дам в Брюгге. Нидерланды) — готическая церковь в бельгийском Брюгге, построенная в XII—XIII веках. Над скамьями размещены тридцать гербов рыцарей, присутствовавших в церкви в 1468 году на II капитуле ордена Золотого руна.

Ратуша в Брюгге. Ратуша в Брюгге.

Ратуша в Брюгге Ратуша в Брюгге

Брюссельская ратуша (Нидерланды)— ратуша, расположенная в историческом центре Брюсселя на площади Гран Плас, построена Брюссельская ратуша (Нидерланды)— ратуша, расположенная в историческом центре Брюсселя на площади Гран Плас, построена в стиле Брабантской готики. Наиболее старая, левая, часть ратуши начала строиться в 1402 году вместе с колокольней. Строительство завершилось к 1420 году.

Кафедральный собор в Милане (Италия) — символический монумент, который находится в административном центре региона Кафедральный собор в Милане (Италия) — символический монумент, который находится в административном центре региона Ломбардии и посвящен Санта Марии Нашенте. Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колон, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный…

Собор Святого Стефана в Вене — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Собор Святого Стефана в Вене — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены. Кафедра венского архиепископа — примаса Австрии. Расположен в центре старого города на площади Св. Стефана (Штефансплац). Первый храм на месте собора построен в 1137 — 1147; собор в нынешних границах построен в XIII—XV веках и приобрёл современный вид к 1511 году. В данное время находится на реставрации.

Пражский кремль. Чехия. Общий вид. Пражский кремль. Чехия. Общий вид.

Пражский кремль. Чехия. Общий вид. Пражский кремль. Чехия. Общий вид.

Пражский кремль. Чехия. Общий вид. Пражский кремль. Чехия. Общий вид.

Прага, уже с 973 г. получившая епископскую кафедру, выбрала кафедральным собором именно храм Св. Прага, уже с 973 г. получившая епископскую кафедру, выбрала кафедральным собором именно храм Св. Вита.

Пражский кремль. Чехия. Общий вид. Пражский кремль. Чехия. Общий вид.

Храм св. Вита. Храм св. Вита.

Храм св. Вита. Храм св. Вита.

Храм св. Вита. Храм св. Вита.

Храм св. Вита. Храм св. Вита.

Храм св. Вита. Внутренний вид. Храм св. Вита. Внутренний вид.

Храм св. Вита. Внутренний вид. Храм св. Вита. Внутренний вид.

Храм св. Вита. Внутренний вид. Орган. Храм св. Вита. Внутренний вид. Орган.

Храм св. Вита. Внутренний вид. Храм св. Вита. Внутренний вид.

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой. Скульптурное убранство собора в Реймсе по праву считается вершиной французской готической пластики. Наиболее сильно влияние античности в Реймсе проявилось в произведениях 1211— 25 гг. Скульптура св. Петра с так называемого портала «Страшного суда» на северном трансепте является ярким примером античного влияния в пластике Реймса. Апостол Петр. Скульптура портала северного трансепта собора в Реймсе. Около 1220 Собор в Реймсе, Франция

Фрагмент королевского портала собор в Шартре Фрагмент королевского портала собор в Шартре

Резная стена, отделяющая алтарную часть собор в Шартре Резная стена, отделяющая алтарную часть собор в Шартре

Мария и Елизавета. Фрагмент скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора Мария и Елизавета. Фрагмент скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе. 1211— 25

Архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и Архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими.

Распятие Геро Распятие Геро

Кафедра Св. Иоанна Капистрана Кафедра Св. Иоанна Капистрана

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия

Горгулья Горгулья

Витраж. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Витраж. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411— 1416). Битва архангела Михаила с драконом. Миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. У подножия аббатства изображена деревня во время отлива.