романская архитектура (2).pptx
- Количество слайдов: 61
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
1. Раннее средневековье (дороманский период V – X вв. ) 2. Романский период (X – XII вв. ) 3. Готический период (XII – XV вв. )
Архитектура Средневековья: - оборонительные стены городов и монастырей; - замки феодалов (донжон); - культовые сооружения (городские церкви и соборы); - общественные здания: ратуши; - бюргерские жилые дома.
476 год – свержение императорской власти в западной части Римского государства. Конец 5 века – завоевание остготами Италии (столица – Равенна).
Мавзолей Теодориха в Равенне, начало 6 века
6 -7 века – Северная Италия – государство лангобардов, Франция – франкское государство во главе с королями из династии Меровинговский период: - оживление строительной деятельности; - основной тип храма – базилика с крестообразным планом; - появляются башни над средокрестием.
Вторая половина 7 - 10 века – Каролингский период ( конец 7 -начало 9 века – Карл Великий). Каролингское Возрождение: - дальнейшее развитие храмовой архитектуры, а также гражданской архитектуры; - преемственность раннехристианских традиций в решении интерьера и экстерьера.
Капелла Карла великого в Аахене, 9 век
Интерьеры капеллы Карла великого в Аахене, 9 век
По прошествии трех лет после тысячного года почти по всей земле, и особенно в Галлии и в Италии, стали перестраивать церкви. Говорили, что мир, скинув с себя рубище старости, оделся белым покровом церквей. Рауль Глабер, бургундский монах, XI век
После 1000 года началось формирование современной Европы, которое воспринималось как обновление мира : - ушли в прошлое варварские набеги; - практически завершилось великое переселение народов; - христианство повсеместно становится государственной религией; - конец света не состоялся; - появилось ощущение более надежного будущего.
Романский период: - господство феодальных отношений; - возросшее значение католической церкви; - прогресс инженерно-строительной техники; - активизируется городская жизнь, появляются новые города; - наряду с монастырскими артелями образуются светские профессиональные объединения (цехи); - формируется синтез пластических искусств; - освоение новых сводчатых конструкций.
Церковь Магдалины в Везлэ
Символичность: - Здание церкви мыслится как центр новой Вселенной, обновленного Космоса и порядка. - Противостояние хаотичности внешнего мира как главная идея нового стиля, которая формирует предельно жесткий порядок.
- Рационализм организации пространства храмов; - Геометрическая идеальность внешних каменных масс; - Тяготение к правильным геометрическим фигурам и формам ( круг, равносторонний треугольник, квадрат, полуциркульная арка и свод); - Строгая иерархичность (клир/восточный конец церкви – община/западный неф, по вертикали – капеллы, стены апсиды и хора, башни, по горизонтали – латинский крест).
- Прохождение вдоль нефа к алтарю - это Крестный путь Христа, а также путь паломника и его духовное преображение. - План базилики в виде латинского креста и символизирует этот путь – символ пути страданий и искупления - Вертикальная ось храма – духовное восхождение, мистический путь смерти Христа (крипта), его воскресения (средокрестие), вознесения (пространство сводов в интерьере, массивы башен в экстерьере).
Типы романских соборов: 1. Монастырские соборы (собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах, Германия, XII век)
Собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах, Германия, XII век
Собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах, Германия, XII век
Собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах, Германия, XII век
Аббатство Клюни в Бургундии (1089 – 1132)
2. Паломнические соборы: хор окружен галереей-обходом для движения паломников, венец капелл – ряд капелл с мощами святых
Собор Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1080 -1120
Собор Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1080 -1120
Собор Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1080 -1120
3. Кафедральные соборы - в них находится кафедра архиепископа, наряду с богослужениями проходят мероприятия светского характера
Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
В соборах в Майнце и Вормсе складывается новая система организации внутреннего пространства: каждому пролету центрального нефа соответствуют два пролета боковых нефов – связанная система; в центральном нефе применяют крестовый свод.
Собор в Шпейере, Германия
Собор в Шпейере, Германия
Собор в Шпейере, Германия
Собор в Шпейере, Германия
Собор в Шпейере, Германия
Собор в Шпейере, Германия
Образ романского собора: - образ неприступной крепости, - мощные стены с контрфорсами, - башни вестверка (западные башни), башни на средокрестии, алтарной части, - небольшое количество декора – аркатурные пояса, - выразительный декор порталов – скульптура тимпанов, резные капители колонн, - слабоосвещенные интерьеры придают особую таинственность, - синтез искусств: подчинение художественнообразных задач живописи и скульптуры композиционным задачам архитектуры.
Западный фасад церкви Сен-Лазар, Франция
Западный фасад церкви Сен-Лазар, Франция
Церковь Сен-Савэн-сюр-Гартен, Франция, XI век
Церковь Сен-Савэн-сюр-Гартен, Франция, XI век