Тропы.ppt
- Количество слайдов: 15
«Роль изобразительновыразительных средств языка в развитии речи учащихся» ………………………
Что значит слово? Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. . . Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, просить, приветствовать, мириться, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Что значит слово? В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка? »
« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи…. . . Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. » Гоголь Н. В.
Слово в художественном тексте «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» В. Хлебников …………………. . .
Эпитет - это образное определение, обладающее художественной выразительностью Я был освещен беспомощным солнцем сентября. (С. Соколов) Голос у него был довольно приятный и сладкий. (И. Тургенев). Петроград жил в эти ночи напряжённо, взволнованно, бешено. (А. Толстой)
Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Сходство может быть по форме; по цвету; по расположению; по функции. Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные куполами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымённой речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнение ………………………. . . СРАВНЕНИЕ – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому, одной ситуации – другой на основании стоит в воздухе. Снежная пыль столбомобщего у них признака Как океан, разверзлись небеса, И спит земля – и теплится, как море… Точно старушонки, накренились избы на бок. С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
Олицетворение ………………………. . . Олицетворение – троп, состоящий в наделении неодушевлённых предметов признаками и свойствами живых существ - способностью мыслить, чувствовать, говорить Зимы ждала, ждала природа. (А. С. Пушкин) Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А. С. Пушкин) Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М. Ю. Лермонтов)
Гипербола Слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа В сто сорок солнц закат пылал. (В. В. Маяковский) Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру. (Н. В. Гоголь) Одни дома длиною до звёзд, другие до луны. (В. В. Маяковский)
Литота ………………………. . . Литота – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. С. Грибоедов) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. А. Некрасов) Дивно устроен наш свет. . . Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н. В. Гоголь)
Антитеза ………………………. . . Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. (А. С. Пушкин) От других мне хвала — что зола, от тебя и хула — похвала. (А. Ахматова) Смотрю в века, живу в минутах. (Н. Гумилёв)
Оксюморон ………………………. . . Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих другу, логически исключающих одно другое нственно шумит лесная тишина. (И. Бунин) Таи Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов) Грохочет тишина, моих не слыша слов. (А. Ахматова)
Анафора ………………………. . . Анафора – повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. прозаического отрывка) (А. Ахматова) Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. (М. Ю. Лермонтов) Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… (А. С. Пушкин)
Эпифора ………………………. . . Эпифора – повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. В. Гоголь) Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня (А. Блок)
Тропы.ppt