Рок в России.ppt
- Количество слайдов: 12
Рок в России Выполнила студентка группы М-22 Бендюкова Дарья
n Содержание: Введение n I Как все начиналось n II Рок-музыка в наше время: перспективы развития n Заключение
n Введение Вопрос «Жив ли русский рок? » все время пытается стать риторическим. Но из года в год появляются обстоятельства, которые этому препятствуют. Одним из главных аргументов в пользу того, что он все — таки жив, является грандиозное мероприятие «Нашего радио» под названием «Чартова Дюжина» . В преддверии международного женского дня, 7 марта 2010 года, спорткомплекс «Олимпийский» распахнул свои двери для всех ценителей русского рока, раздавая призы за выдающиеся достижения в этой области. Продолжался концерт более четырех часов, зал был практически полон, а количество именитых гостей зашкаливало. Сцена блестела и переливалась; Пелагея, которая вместе с Максимом Леонидовым вела церемонию, меняла наряды, взгляд к себе неумолимо притягивал светящийся куб, из которого на сцену спускались победители — не хватало разве что красной ковровой дорожки и шампанского в фойе. Но во всей этой романтической красоте слегка забывалось главное — кому и что вручают, а главное, для чего. С одной стороны концерт вышел безупречным — прекрасно организованный фестиваль. Открывал его Юрий Шевчук, затем потрясающе выступили Zdob Si Zdub. Свои манифесты прочитал Сергей Михалок, а Хелависа, как всегда с косами и арфой, спела так, что у «Олимпийского» задрожали стены. Зал хором поздравлял именинника Александра Скляра с Днем Рождения и бился в истерике во время выступления группы Король и Шут. Нарядный Максим Леонидов спел свое нетленное «Письмо» , предвосхитив самую интригующую часть концерта, когда на сцену вышли Brainstorm, Би-2 и Мумий Тролль.
n Как все начиналось…. «Это была музыка, которая не только сбежала, но и ограбила по пути банк. Это была музыка с засученными рукавами и расстегнутым воротником, она улыбалась, поднимала приветственно шляпу и крала у вас бумажник. Это была музыка, которая проникает сразу в ноги, не нанося визита Господину Мозгу» . Так в своем романе «Роковая музыка» писал об удивительном явлении рок-музыки Терри Пратчетт. Если в 50 -е годы главным центром развития рок-музыки были США, то в 60 -е в Западной Европе возникла группа, сумевшая талантливо сочетать мелодичную европейскую музыку и динамичную негритянскую ритмику. Это были Beatles, которые положили начало новому этапу развития рок-музыки. Мощная волна битломании захлестнула весь мир. А следом за ними появилась группа Rolling Stones. Эти музыканты начали исполнять черный ритм-энд-блюз в его первозданном виде. И эффект был потрясающий! В Советский Союз рок-н-ролл пришел после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. В это время в СССР рок-музыка могла существовать только подпольно. В середине 1960 -х в стране стали появляться первые, так называемые, вокально-инструментальные ансамбли (ВИА): «Славяне» , «Странники» , «Скоморохи» , «Авангард» , «Песняры» . Только в таком виде музыкальные группы могли играть легально. Однако, несмотря на запрет, в конце 60 -х годов увлечение советской молодежи «битлами» и «роллингами» приобрело массовый характер. В школах и вузах многих городов создавались рок-группы (чаще всего квартеты), исполнявшие песни из репертуара британских и американских рок-музыкантов. В 1969 году именно так появилась на свет еще тогда никому не известная группа «Машина Времени» . В 1971 году в Горьком состоялся первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором самыми заметными фигурами были «Скоморохи» с Александром Градским и челябинский « Ариэль» . На протяжении 1970 -х годов рок оставался под запретом. Концерты давались либо на дому ( «квартирники» ), либо же в актовых залах вузов. На таких неофициальных концертах завоевывали популярность группы «Цветы» , «Удачное приобретение» , «Аракс» , «Високосное лето» , исполнявшие обычно международные хиты. Официально существование рок-музыки в Советском Союзе признали только в конце 70 -х, когда студия грамзаписи «Мелодия» начала издавать альбомы западных и европейских музыкантов. Также мощным катализатором развития рок-движения в стране стали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В 1982 году в Ленинграде был образован первый рок-клуб, в который вошли «Аквариум» , «Зоопарк» и др.
n Наиболее ярко в это время в русской рок-музыке раскрылись такие направления как классический рок-н-ролл ( «Зоопарк» , «Браво» ), лирический фолк-рок ( «Машина времени» , «Чайф» ), «тяжелый металл» ( «Ария» , «Черный кофе» , «Черный обелиск» , «Коррозия металла» ), панк-рок ( «Автоматические удовлетворители» ), новая волна ( «Телевизор» ), джаз-рок ( «Арсенал» ). Интересными и яркими явлениями стали «Крематорий» и «Звуки Му» с их постмодернистскими настроениями, «Аукцыон» , музыка которого вобрала в себя самые различные стили и направления. Третьим крупным центром рок-движения (помимо Москвы и Ленинграда) стал Свердловск (Екатеринбург). Уральский рок был на тот момент представлен командами «Урфин Джюс» , «Наутилус Помпилиус» «Чайф» , «Настя» и уфимским «ДДТ» . Одной из характерных особенностей советского рока был музыкальный минимализм, связанный с тем, что музыканты были лишены возможностей пользоваться новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования. В результате основная нагрузка в песнях приходилась на тексты. Стихи ведущих музыкантов этой эпохи — Макаревича, Гребенщикова, Цоя, Шевчука — отличались особым социально-критическим содержанием и повышенной эмоциональной напряженностью. В том, какое значение уделялось текстам песен, советская рок-музыка 80 -х была близка к авторской песне, в ней звучали отголоски творчества Булата Окуджавы, Александра Галича, Владимира Высоцкого. После выхода из подполья советский рок обретает новое звучание и получает возможность выхода за пределы Союза. В 1986 в США был выпущен двойной альбом «Red Wave» с записями четырех групп: «Аквариум» , «Странные игры» , «Алиса» и «Кино» . После этого события советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за границей.
n К концу эпохи перестройки русские рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению гастрольных туров, выпуску альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия» , появлению их на телевидении и на радио. Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки ( «Машина времени» , «Аквариум» , «Кино» , «Алиса» ). После развала Советского Союза русский рок из полузапретного искусства превратился в модную музыку. По звучанию к середине 90 -х он приблизился к западной музыке, продолжилось жанровое развитие. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж ( «Король и Шут» , «Lumen» , «Наив» , «Тараканы» , «Пилот» ), много групп альтернативной сцены ( «Amatory» , «Jane Air» , «Психея» ). Ярким явлением стало появление таких групп как «Сплин» , «Мумий тролль» . Если в основе русского рока 70— 80 -х лежал мощный социальный протест, то в 1990— 2000 -е бунтовать уже поводов не было, и у одних групп рок-музыка приобретает более философское звучание ( «Аквариум» , «ДДТ» , «Сплин» ), у других — становится более лиричной ( «Чайф» , «Мультфильмы» , «Мумий тролль» ). Можно бесконечно долго спорить о том, жив или мертв рок, — а жизнь, между тем, продолжается, и появляются все новые и новые талантливые музыканты, играющие рок.
n n Рок-музыка в наше время Большинство отечественных записей, которые попадают в обзоры, можно смело отнести к категории "рок". В течение первого полугодия 2009 на свет появились новые альбомы Tequilajazzz и "Би-2", новые "Ночные снайперы", Диана Арбенина обещает звучание, близкое к прорывному альбому "Цунами" (2002). Константин Кинчев реализовал эффектный проект — трибьют своему покойному другу Александру "Рикошету" Аксенову, Юрий Шевчук выпустил сольный альбом, записанный с французским аранжировщиком Владимира Высоцкого — Константином Казански. Мощный русскоязычный альбом издали латыши Brainstorm, российского релиза дождалась сольная пластинка лидера "Океана Эльзы" Святослава Вакарчука. На первый взгляд, у команд, которых на профильных радиостанциях принято называть форматообразующими, все в порядке. Есть диски, есть концерты — есть жизнь.
n Сейчас музыкальная культура в нашей стране уходит в сторону альтернативного рока, более жёсткого, но не теряющего популярности (современные группы, такие как «Jane Air» , « 5 Diez» , «Animal Jazz» , «Психея» , «Слот» и др. ) и панка (возникшие чуть раньше «Ки. Ш» ( «Король и Шут» , лидеры – Михаил «Горшок» Горшенёв и Андрей «Князь» Князев, «Кирпичи» (Вася Васин), «Тараканы» (Дмитрий «Сид» Спирин), «Красная плесень» (Павел Яцына), «Сектор Газа» (впоследствии распалась, лидер Юрий «Хой» Клинских), «Гр. Об» ( «Гражданская оборона» , лидер – Егор Летов) и более поздние "Пилот", «Дёргать!» , «Lumen» , « 1, 5 кг отличного пюре» и др. ). Правда, поклонники более ранних групп не спешат переходить на новые, что, в общем-то, говорит не о низком уровне сегодняшней музыкальной индустрии, но о высоком мастерстве их предшественников.
Спасибо за внимание
Рок в России.ppt